Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Обществоведение / Политика / < Вы здесь
Права человека
Дата публикации:  28 Апреля 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Политалфавит. П

Права человека - фундаментальная категория так называемых современных обществ (обществ эпохи модерна и постмодерна). Ее обоснование берет начало в теориях естественного права, которые базируются на принципе неотчуждаемости социальных и моральных прерогатив человеческого существа, обеспеченных ему самой природой и, вместе с тем, требующих гарантий со стороны политических инстанций.

Претендующая на общезначимость, концепция прав человека рассматривает в качестве своего привилегированного адресата различные сообщества и группы, оказавшиеся в положении отверженных, зависимых или притесняемых (к их числу относят женщин, детей, национальные, религиозные, сексуальные и пр. меньшинства и т.д.). Проблематика гражданских и личностных свобод трактуется в данной концепции как проблематика экзистенциальной полноценности людей, которым концепция прав человека дает возможность быть такими же, как среднестатистическое большинство, буквально такими же, как "все". При этом на долю "всех" фактически остается лишь разделение участи тех, кто отвержен, зависим и притесняем. Идентичность, обретаемая через причастность к меньшинству по принципу "все в меньшинстве", становится образцовой разновидностью идентичности, всячески поддерживаемой и одобряемой концепцией прав человека.

1

Современные представления о правах человека имеют определенную предысторию, которая восходит к концептуальным положениям работ крупнейших теоретиков классического консерватизма (Т.Гоббс, Ж-Ж.Руссо, Г.В.Ф.Гегель) и классического либерализма (Г.Гроций, Д.Локк, И.Кант). При этом в классическом консерватизме и классическом либерализме формулируется, соответственно, две компоненты доктрины прав человека.

Первая компонента: предположение о существовании коллективных "естественных законов" - достаточно полно представлена у Томаса Гоббса, в его знаменитой книге "Левиафан" (1651 г.), где ставится вопрос об условиях установления прочного социального порядка и прекращения гипотетической "войны всех против всех" (bellum omnium contra omnes). "Естественные законы", как утверждает Гоббс и другие создатели теорий естественного права (jus naturale), неизменны и вечны (так же, как неизменна и вечна природа). Среди 14 "естественных законов", о которых говорит Гоббс, наиболее важными он считал два: первый - человек должен добиваться мира и пресекать вражду, второй - человек должен довольствоваться той степенью свободы, которую он сам мог бы допустить в отношении других людей. "Естественные законы" обладают определенной и значительной властью над людьми, но эта власть не обладает достаточной устойчивостью к произволу в применении. "Естественные законы" - это законы, диктуемые самим разумом, самим здравым смыслом. По Гоббсу, они сводятся к специфической новоевропейской интерпретаций "золотого правила" нравственности. Как пишет автор "Левиафана", "...они не нуждаются ни в какой публикации и ни в каком прокламировании, ибо [...] содержатся в одном признанном всеми положении, а именно: не делай по отношению к другому того, что ты считал бы неразумным со стороны другого по отношению к тебе самому" [Гоббс; Левиафан; 1936; с. 212]. Согласно Гоббсу, "естественные законы" должны быть подкреплены гражданским правом, которое состоит из согласованных норм, диктующихся государством и носящих принудительный характер. Гоббс полагает: "естественные законы" являются частью гражданского права, а гражданское право, в свою очередь, создано в соответствии с велениями самой природы. Это означает, что природным достоянием, которое принадлежит "порядку вещей", признается государство (не случайно догосударственное состояние Гоббс признает гипотезой). Оно фиксирует и упорядочивает моральные установки того или иного общества, а также обязывает его членов к их неукоснительному соблюдению. Цель подобной трансформации морали в право - поддержание государственного суверенитета и обеспечение властью его носителя - суверена.

"Война всех против всех" изгоняется из межчеловеческих отношений, однако утверждается в межнациональных отношениях. Она фактически превращается Гоббсом в средство провозглашения национальной идентичности, в форму самоутверждения новоевропейских политических наций. Впрочем, и взаимоотношения между людьми, и взаимоотношения между суверенными государствами мыслятся этим столпом консерватизма по аналогии с отношениями экономической конкуренции. Источником любой автономии признаются благополучие и состоятельность. Экономика, таким образом, подспудно расценивается в качестве центра как коллективного, так и индивидуального существования. Эта неотъемлемая черта гоббсовского взгляда на "естественные законы", которые исподволь приравниваются к характеристикам экономических отношений, оказывается также важнейшей составной частью консервативных представлений о правах человека.

Вторая компонента концепции прав человека: предположение о наличии индивидуального "закона естества", с позиций которого последовательно пытается рассуждать Джон Локк в своих не менее знаменитых, нежели гоббсовский "Левиафан", "Двух трактатах о правлении" (1690 г.). Подход Локка отличается от подхода Гоббса: основная задача первого не в том, чтобы осмыслить прекращение "войны всех против всех", а в том, чтобы подвергнуть рефлексии возможности установления такого общественного порядка, при котором увеличение свободы одного индивида не вступало бы в противоречие с увеличением свободы других. Ключевой проблемой для автора "Двух трактатов о правлении" предстает, таким образом, не поддержание социальных отношений в состоянии максимально полной упорядоченности, а сохранение автономии членов общества друг от друга - независимо от того, насколько широкими являются их представления о свободе и насколько далеко простирается желание людей быть свободными. Исполнять веления естества, подчиняться его "закону", значит, в представлении Локка, обладать свободой, однако сам по себе "закон естества" не является таким уж естественным. Он не сводится к моральным предписаниям, не находит выражения в ритуалах или обычаях, не совпадает с неписаным правом.

Напротив, свободное существование - возможность, открываемая и, соответственно, регламентируемая достаточно искусственно: посредством заключения общественного договора. Государство, возникающее в результате заключения данного договора, оправдывает свое существование свойствами нашей натуры, потребностями, порождаемыми внутренним миром человека. При этом свобода людей оказывается как бы проекцией их прав. Она целиком приобретает юридический характер. Если у Гоббса естественным, само собой разумеющимся признается существование, возникновение и развитие государственных институтов, то у Локка естественным предстает существование правовых регламентаций, которые не ограничивают свободные проявления человеческого существа, но являются условиями их зарождения и становления. Эти регламентации, по мысли Локка, есть не что иное, как "закон разума". Поступок свободен лишь тогда, когда он разумен, то есть законосообразен. Как пишет Локк: "...где нет закона, нет и свободы" [Локк; Два трактата о правлении; 1978; с. 293]. Любое неразумие при этом воспринимается как свидетельство возвращения в неправовое состояние, состояние варварства и дикости (которое, кажется Локку куда более реальным, нежели видится Гоббсу его состояние "войны всех против всех").

Симптомом приобщения человеческого существа к цивилизации, признаком, выделяющим его из числа других представителей животного царства, оказывается способность к обладанию разумом, прообразом которого, безусловно, служит рациональный расчет. Так же, как и в случае с Гоббсом, экономика фактически служит у Локка средоточием индивидуальной и коллективной жизни. "Закон естества", закон индивидуальной свободы, ярко сформулированный Локком, представляет собой не что иное, как закон экономического человека и для экономического человека. "Естеством" и "свободой" действующего субъекта Нового времени выступает экономика, которая возводится в данную эпоху в ранг основополагающего закона его бытия.

Итак, концепция прав человека изначально предполагала ряд несогласованностей, обусловленных ее консервативной и либеральной компонентами: апелляцией к "естественным законам" и к "законам естества". С одной стороны, данная концепция предполагает наличие норм, органически необходимых любому сообществу, с другой стороны, она исходит из того, что эти нормы не могут действовать, пока не будут подкреплены устремлениями граждан. С одной стороны, согласно данной концепции, право должно воплощать давление и санкции государственных или квазигосударственных органов, с другой стороны, оно мыслится как предпосылка обретения свободы и ее олицетворение.

2.

Все эти составляющие доктрины прав человека вовсе не были досужей выдумкой философов и утопистов. С того момента, когда в Европе одна за другой стали происходить капиталистические революции, практика новоевропейских обществ, их быстроразвивающиеся институты, все, что составляло основу характерных для Нового времени форм отношений, были не следствием, а предпосылкой появления данной доктрины. Вместе с тем, она стала не столько концентрированным выражением происходивших изменений, сколько идеологическим инструментом, разрушающим устои Старого Порядка, прежде всего, инструментом, призванным очистить умы и сердца от феодальных предубеждений и статусных предрассудков.

Полнота власти в ходе новоевропейских революционных потрясений перестала быть закрепленной за фигурой монарха, находившегося до этого в положении лица, даровавшего право как привилегию, в неравной степени распределяемую между сословиями и четко очерчивающую их скупые или, наоборот, весьма богатые социальные возможности. Теперь эта полнота власти была отдана в распоряжение не менее деперсонифицированной, а потому и не менее безликой фигуры - фигуры народа. Если ранее правовыми вопросами ведали слуги монарха - ведь не случайно говорят, что "короля играет свита", - то теперь подобные задачи встали перед иногда заметно более могущественными "слугами народа". Правовые установления так и остались, конечно же, достоянием власть имущих, однако изменился сам принцип организации властных отношений. Вместе с ним модифицировался и способ оправдывать "права" на обладание властью.

Монархические по своей сути правовые установления Средних веков немыслимы без обращения к божественной воле, которая была призвана осенять их своим незримым присутствием. Гражданское в своей основе право Нового времени зиждется на иной, отличной от воли Провидения и сугубо человеческой, воле - воле народа (присутствие которого, впрочем, - хоть и кажется более зримым, - никогда не оказывается более реальным, нежели присутствие Бога, существование которого, как известно, недоказуемо).

С наступлением эпохи модерна сфера юридического перестала служить универсальным выражением политических прихотей одного человеческого существа - деспота, роль и полномочия которого институционально зафиксированы в самом устройстве социума Средневековья. Отныне данная сфера призвана служить всеобщему выражению совсем другого - политических чаяний человеческого существа как такового (сделанного и признанного обществом "эгоистом", но способного удовлетворить этот свой "эгоизм" при условии хотя бы минимальной солидарности с другими людьми). Новоевропейский образ "человека как такового" на многие столетия оказался убедительнее всех предыдущих универсалистских образов человека, образов "человека вообще".

Не последнее значение для этого имела доктрина прав человека, которая взяла под свою юрисдикцию невиданную унификацию права, сопровождавшуюся последовательным расширением областей его применения и не менее последовательным упорядочением толкований юридически кодифицированных норм 1. "Человек как таковой" начинает выступать как бы непосредственным наследником Творца с точки зрения возможности осенять своим присутствием правовые институты, которые, будучи призванными функционировать "во имя всех", одновременно обязаны действовать еще и ради каждого. Однако первая цель существования данных институтов неизбежно вступает в противоречие со второй. Они скорее работают "во имя", а не рад кого-то, от лица и перед лицом "всех", но отнюдь не с каждым и для каждого. Всевластие права, провозглашенное под эгидой лозунга защиты прав человека, обернулось властью нового политического образования - национального государства, вышедшего на сцену мировой истории.

Ситуация несколько изменилась только к середине XX в., когда права человека наконец обрели не просто всеобщего адресата - "человека как такового", но и хотя бы относительно более представительного, уже не только западного, отправителя. Однако возникла новая проблема: если первоначально, в эпоху больших и малых буржуазных революций, доктрина прав человека воплощала поистине сословную замкнутость экономически и технологически успешных государств, то к середине XX столетия, после двух кровопролитных мировых войн, та же доктрина явилась условием создания и распространения относительно целостной сословной системы во всемирном масштабе, где роль противоположных сословий играли страны "первого" и "третьего" мира. Наднациональный неофеодализм, запечатленный в этом разделении, предполагал, что право по-прежнему сохраняет статус привилегии, только даровалась она теперь не королем своим подданным, а "более высокоразвитыми" странами - "менее высокоразвитым".

Итак, к середине XX века окончательно обнажился парадокс: идеологическое наделение человека правами послужило на заре Нового времени предпосылкой устранения сословных перегородок внутри государств, где происходили антифеодальные восстания и утверждались капиталистические устои. Однако по мере того, как таких государств становилось все больше и все они, находясь в общем социокультурном пространстве, постепенно включились в процесс образования сплоченной группы, возникла новая сословность: уже не социальная, а геополитическая. В рамках этой новой сословности всемирного масштаба право вовсе не было потребностью и нормой, оно все так же оставалось даром свыше, навязанным законом, безусловным к исполнению 2.

Вместе с тем, расширение новоевропейских представлений о "человеке как таковом" вело к тому, что, хотя и в рамках фактического разделения господствующих и подчиняющихся стран, были расценены как предрассудки и предубеждения национальные, расовые, возрастные, религиозные, гендерные и прочие различия. Ни национальная идентичность, на расовая принадлежность, ни возраст, ни гендер не могут отныне быть признаны теми различиями, которые дают возможность кому бы то ни было доминировать, принуждать и осуществлять дискриминацию. Говоря по-другому, данные различия не должны более иметь политического значения, не должны быть поводом политических раздоров и противостояний. Это, впрочем, не означает, что действительно была заложена основа устранения всех связанных с перечисленными различиями властных детерминаций. Просто видоизменившиеся воззрения на человека отразили все большее превалирование экономической власти, навязывающей свои градации и ранжиры, над теряющей свое влияние властью, сопряженной с политикой 3.

Концепция прав человеческого существа действительно раскрывает в современном мире горизонт универсалистского видения человека, однако базируется этот универсализм прежде всего на сфере юридического. Это, безусловно, имеет позитивное значение, но положительные стороны поддержания универсальных норм раскрываются только в том случае, когда политическими средствами ликвидируется квазисословное разграничение между странами, приобщаемыми к правовой культуре, и странами, инициирующими этот процесс. Отношение к универсализации юридической проблематики со стороны современной России может изменить не только видение прав человека, но и, - что неизмеримо более важно, - ситуацию, позволяющую рассматривать их как неприкосновенную универсалию.

В ситуации, когда принадлежность к "третьему миру" является оскорбительной, ко "второму миру" - уже невозможной, а к "первому миру" - наверняка недостижимой, социокультурная идентичность нашей страны зависит от того, каким образом человек и его права найдут новое осмысление в российской культуре, что само по себе требует политической решимости. Опорой здесь может служить анализ двух крайностей, которые сделали защиту человеческих прав едва ли не символом ненадежности и шаткости юридических установлений. С одной стороны, речь идет о традиционном российском сопротивлении всеобъемлющей юридизации жизни, с другой - о молниеносном придании всеобщего смысла правам человека экономического (в одночасье приравненного к "человеку как таковому").

Примечания:


Вернуться1
Одной из первых вех на этом пути стала американская "Декларация независимости" (1776 г.), содержащая одно из самых чеканных определений прав человека" "...все люди созданы и наделены своим создателем определенными неотчуждаемыми правами, среди которых право на жизнь, свободу и стремление к счастью". Не менее важный вклад в формирование концепции прав человека был внесен создателями французской "Декларации прав человека и гражданина" (1789 г.), явившейся одним из значимых этапов превращения человека в гражданина в его современном понимании. В ее первой статье присутствуют слова, которые сделались почти легендарными: "Все люди рождаются и остаются свободными и равными в правах".


Вернуться2
Знаковым моментом более последовательной и полной универсализации воззрений на "человека как такового" выступило принятие на Генеральной Ассамблее ООН "Всеобщей Декларации прав человека" (1948 г.). Позднее "Всеобщая Декларация прав человека" стала составной частью Международного Билля о правах человека, в которую также вошел международный пакт о гражданских и политических правах со специальным факультативным протоколом, согласно которому любое частное лицо, живущее в государстве, ратифицировавшем Пакт, может направить в соответствующие международные органы жалобу на нарушение своих прав (1966 г.). В свое время СССР, верный политике "второго мира" о недопустимости тотальной экспансии юридической культуры Запада, ратифицировал только Пакт, но не ратифицировал протокол к нему. Аналогичной политики Советский Союз придерживался и в ходе своего участия в т.н. Хельсинкском процесс, в частности при подписании "Заключительного акта совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе".


Вернуться3
Впрочем, существовала и особая позиции "второго мира" (бывших социалистических стран), делавшего ставку на всеобщее, а не сословное понимание статуса права в международном масштабе, позиции, предполагавшей действительно всемирно-историческое восприятие права как потребности и нормы. Данная позиция служила препятствием созданию мировой системы неофеодального распределения прав человека, которая так и не смогла утвердиться полностью в период конкуренции двух сверхдержав - СССР и США. В то время этой системе для полного господства так и не хватило одной необходимой детали - инстанции, способной взять на себя роль общечеловеческого монарха. Сейчас, после очевидного краха коммунистического проекта и распада Советского Союза, миссию такой инстанции хотят взять на себя США, чья юридически ангажированная культура немыслима без концепции прав человека, исполняющей функции одной из основных несущих конструкций.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Обществоведение' (архив темы):
Петр Казначеев, О случайности демократии, неопрагматизме и либеральном мировоззрении /04.04/
Лекция о прагматизме как основе либерализма.
Борис Межуев, Сергей Градировский, Постнациональный мир "Третьей волны" /04.03/
Лекция о национализме. Национализм, согласно Тоффлеру, есть идеология, целиком и полностью относящаяся к фазе индустриализма. На самом же деле нация при переходе к фазе "Третьей волны" просто превращается из общественного института (призванного интегрировать общество) в глубинную установку политической морали. Национализм, таким образом, сохраняет свою актуальность.
Владимир Никитаев, Тело террора. Окончание /13.02/
Лекция по теории терроризма. Исламизм отрицает не "секуляризацию" как таковую, то есть "наступление" светского на религиозное, но саму систему, в которой разделение и взаимоограничение светского и религиозного имеет конститутивное значение и значимость. Именно поэтому исламизм противостоит не только политическим режимам в исламских странах, но и самому исламу, признающему такое положение дел.
Владимир Никитаев, Тело террора /11.02/
Лекция по теории терроризма.
Александр Богданов (Малиновский), От философии к организационной науке. Окончание /13.01/
Социально-технические основы геометрии.
Андрей Елагин
Андрей
ЕЛАГИН
Доктор политологии

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: