Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: PR и СМИ / Политика / PR & СМИ < Вы здесь
Постмодернистская война и ее особенности
Дата публикации:  5 Декабря 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Афганистан существует и в жизни, и на экране: в пространстве реальном - и в пространстве виртуальном. И туда, и туда требуются свои типы специалистов. Но одновременно война настолько перемешала всю ситуацию, что США пришлось открывать новый второй фронт - home front, поскольку в эту ситуацию оказались втянутыми абсолютно все. Теперь можно получить "смертельную рану", даже не выходя из дома, что и произошло с девяносточетырехлетней американкой, неизвестно каким образом подхватившей сибирскую язву. То, что выглядит странным на наш взгляд, еще более ненормально с точки зрения западного человека, поскольку в его голове заложена иная аксиома действительности, которая гласил: "мой дом - моя крепость". Нарушение ее было столь же немыслимым, как нарушение законов земного тяготения.

На эту войну идут не только кинорежиссеры Голливуда, но и малолетние англичане. Оказалось, что в Англии сохранились с незапамятных времен правила, по которым вербовщики могли завлекать на службу молодежь, даже не достигшую призывного возраста. И теперь внезапно обнаружилось, что они есть среди солдат, отправившихся в Афганистан.

Сегодня стреляют все! Военные поменялись местами со штатскими, мирные объекты стали военными целями, голливудские режиссеры приравнены к военным генералам. Особенно актуальной оказывается инструкция, рассказывающая о том, как открывать почтовые конверты, чтобы не заразиться сибирской язвой.

Поэтому на карикатуре обычный почтовый ящик оказывается частью револьвера - что демонстрирует опасную смесь, порожденную новым миром.

Не только литература и культура вступили в период постмодерна, то же произошло и с войной. Афганская война, начавшаяся с телевизионной картинки, представляет собой именно этот новый тип постмодернистской войны. Как оказалось, телезрители восприняли эти кадры как художественный фильм, а не как подлинную реальность. CNN выступило конкурентом Голливуда.

С другой стороны, об этом все время говорят и военные, подчеркивая неконвенциальный характер этой войны (возможности регулярной армии отличаются от возможностей нерегулярных подразделений партизан). Президент США Дж. Буш говорит о ней как о войне без границ. На нее одновременно с солдатами привлекают руководителей рекламных и ПР-агентств. Советники Буша встречаются с голливудскими режиссерами и продюсерами, а специалисты ЦРУ сидят за изучением фильмов о террористах, чтобы обнаружить новые типы угроз и новый инструментарий. То есть виртуальный мир получил более серьезный статус, чем раньше.

Виртуальный мир активно используется для доказательств в мире реальном. Так, по свидетельству редактора сайта www.rotten.com, фильме ВВС о том, как талибы изучают устройство атомной бомбы, - мистификация. В качестве материала для фальшивки использовалась пародия, датированная 1979 годом. В следующем абзаце "учебника" говорится: "А на следующей неделе мы расскажем вам, как можно клонировать жену вашего соседа".

Поскольку все оказалось связанным со всем, то бомбы, которые падают с самолета, теперь приравнены к продуктам с гуманитарной помощью.

- Сегодня нигде нельзя чувствовать себя в безопасности, - говорит свидетель взрыва на улице в Иерусалиме, когда палестинцы-камикадзе подорвали себя просто посреди толпы (новости MSNBC, 2001, Dec. 2). В результате последних событий самое безопасное вдруг может оказаться самым опасным. Мир потерял свои правила, и никак не может их собрать воедино. Произошло постмодернистское приравнивание того, что раньше жестко отграничивалось друг от друга. Теперь все перемешалось:

гражданские самолеты = военным истребителям;
боевые генералы = кинорежиссерам Голливуда;
военные = штатским;
мирные объекты = военным;
почтовые конверты = военным снарядам;
бомбы = продуктовым наборам.

Это, в определенном смысле, киновойна, где люди в сверхсовременном защитном облачении осматривают детский пластмассовый бассейн - как после вторжения марсиан.

Война стала, по словам Буша, войной без границ. Поэтому на фотографии, изображающей лагерь американских морских пехотинцев в Афганистане, виднеется ироническая карта, демонстрирующая, что талибан расположен повсюду. А листовка, которую сбрасывают в Афганистане с самолета, демонстрирует даже номер машины, которой пользуется разыскиваемый руководитель талибов.

Мир сломался, что привело к порождению анти-правил, которые действенны сегодня, но полностью противоречат правилам прошлого мира. В результате появился запрет на самые обычные действия, которые до этого вообще не привлекали внимания:

- нельзя летать (англичане обиделись на Брюса Уиллиса, который среди прочих американских актеров побоялся воспользоваться самолетом для прилета в Великобританию - и это человек, который не сходит с экрана в роли героя!);
- нельзя получать почту;
- нельзя ходить в рестораны (из-за боязни заразиться);
- нельзя ходить на высоких каблуках и в длинных юбках (в башнях торгового центра женщины в таком одеянии создавали заторы).

В терминах русского формализма такой процесс называется "отстранением", "деавтоматизацией". Он имеет место, когда мы вдруг как бы останавливаемся, начиная по-иному смотреть на давно известные объекты и процессы. До этого мы как бы не замечали их, делая свои действия чисто автоматически. Деавтоматизация возвращает внимание к миру.

Мир действительно погрузился в хаос еще до актов террора в Америке. Вспомним типичные теленовости, где достаточно часто нам сообщают об убийствах то журналистов, то бизнесменов, то госчиновников. То есть война и мир в определенной степени перемешались. В рамках постмодернизма не текст задается реальностью, а тексты сами создают реальность. И это также очень активно проявилось сегодня, когда рекламщики и специалисты по пиару заработали вовсю. Отсюда возникает правило: контролировать следует не мир, а рассказы о нем. Гласность и перестройка были примером именно такого подхода, именуемого в американских военных документах "perception management", когда при сохранении тех же объектов картины мира меняется наше отношение к ним.

Нарушение правил обыденной жизни можно увидеть в том, что самые простые действия стали для американцев опасными:

- полет на самолете;
- боязнь посещения ресторанов;
- обычный почтовый конверт становится символом и разносчиком смертельной болезни.

Кстати, эти массовые фобии уже учтены американскими политтехнологами, начавшими подготовку к выборам 2002 года.

Война началась с хаоса: свои самолеты, причем гражданские, "таранят" свои же здания. Мирные пассажиры выступают в роли вражеского контингента. Террористы по сути запустили механизмы по порождению хаоса, в то время как государство всегда трактовалось как механизмы по порождению порядка.

Можно отметить перенос некоторых характеристик постмодернизма на развернувшийся тип военных действий:

- все связано со всем, например, высказывание Дж. Буша, в котором он требует от всех определиться, они с США или с террористами;
- всякий волен объявить себя, кем хочет (например, защита свободы идет с двух сторон), любая цитата может быть присвоена;
- размытие традиционных типов иерархии;
- обе стороны правы одновременно, с двух сторон идет справедливая война, а противник предстает как самый ужасный из имеющихся в этом мире.

Чтобы легче было управлять ходом этой новой войны, США пытаются придать ей характер старой войны. Это делается с использованием традиционного инструментария в виде бесконечных бомбардировок. Но на самом деле война в первую очередь ведется в головах людей, а не в афганских горах. Именно с этим связана четкая расстановка акцентов, когда "удар" со стороны США всегда сопроводждается определением: "ответный" или "антитеррористический". Чисто пропагандистски всегда добавляется слово-интерпретация. Ничего не остается для домысливания получателю информации.

Информационное пространство "куется" всеми участниками. Карл Роув, сегодняшний советник Дж. Буша и менеджер его президентской кампании в прошлом, высказал одно важное замечание на встрече с таким же менеджером, но со стороны А.Гора, Донной Бразил (23 февраля 2001 г.). Он раскрыл свой "маленький секрет", который состоял в том, что не только телевидение или телевизионная реклама выиграли эту кампанию. Самым главным политическом игроком является пресса, поэтому ему пришлось денно и нощно думать о разуме и душе, маленьких потребностях и больших нуждах 20 журналистов, освещающих эту кампанию. И это вновь существенное смещение, когда "говорение о" становится таким же политическим действом, как сама политическая реальность. И оказалось, что нельзя ориентироваться только на телевидение, которое, вероятно, скорее задает тактический уровень воздействия, а стратегический уровень все равно остается за прессой.

Бывший член Британского парламента Тони Бенн заявил, что ВВС вполне может претендовать на премию в Каннах, когда через несколько лет сможет рассказать правду о том, как освещалась афганская война (Guardian, 2001, Nov. 30). А очередная встреча голливудских спецов, где должны быть выработаны обширные планы ответа Голливуда на войну, тоже запланирована. Причем все участники образовавшейся после посещения Голливуда Карлом Роувом группы активно подчеркивают, что делают все это без всякого нажима со стороны Вашингтона.

Виртуальный мир в результате этих терактов получил серьезную пробоину. Он не может существовать в таком виде, поскольку его задачей является снятие неопределенности, а не увеличение ее. Поэтому виртуальный мир должен быть отремонтирован, очищен и надраен до блеска!


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'PR и СМИ' (архив темы):
Георгий Почепцов, Кто и как работает над созданием имиджей афганской войны /30.11/
Профессиональные секреты американских пиарщиков.
Иван Давыдов, Интерпол, выпуск 74. Завтрак аристократа /30.11/
Трудно объяснить, почему история с ТВ-6, слишком уж плавно подходящая к своему завершению, не стала темой недели. Вообще, темой не стала. Хочется в этом разобраться.
Георгий Почепцов, Логика пропагандистской войны /26.11/
Создание виртуальных объектов и манипулирование ими в афганской войне (и не только). "Пелевинщина" в действии: победитель √ тот, кто первым заявил о своей победе. Виртуализация международных отношений.
Иван Давыдов, Граждане-начальники /23.11/
Интерпол, выпуск 73. Главным событием недели явился-таки Гражданский Форум. Первым тревожным звонком стала для меня встреча с охранниками на входе в Кремль, хамоватыми и раскормленными. Наша главная беда в том, что мы всеми силами пытаемся сохранить состояние гражданской войны. Бонус: пара слов о православных алисоманах.
Александр Коган, Политкорректный болтун - находка для врага /19.11/
Журналист не должен быть патриотом (по крайней мере, с точки зрения CBS). Засилье политкорректности в американских СМИ выгодно террористам.
Георгий Почепцов
Георгий
ПОЧЕПЦОВ
доктор филологических наук, профессор
pochep@yahoo.com

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы:





Рассылка раздела 'PR & СМИ' на Subscribe.ru