Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
/ Политика / События < Вы здесь
Моральные потери
Дата публикации:  27 Февраля 2004

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Комментируя РЖ скандал с задержанием российских агентов в Катаре Евгений Сатановский, президент Института изучения Израиля и Ближнего Востока, отметил: "Здесь опять мы имеем общую для исламского мира теорию заговора. К агентам "МОССАД" для катарских властей прибавились и агенты российских спецслужб". В свое время арабские монархии боялись Советского Союза, теперь все фобии перенесены на Россию.

Что касается самой практики физического устранения террористов, то Евгений Сатановский считает ее единственно эффективной. Оппоненты этого метода, на взгляд эксперта, являются либо покровителями террористов, либо людьми, "не чувствующими себя в стороне от них".

"Невозможно бороться с террористами декларациями", - подчеркнул эксперт. Российская Федерация давно не проводила серьезных акций по защите своих интересов, хотя средств у нее для этого вполне достаточно. Россия еще совсем недавно была в списке великих держав, и "ничто не дает право вытирать о нее ноги". Дело лишь в наличии политической воли. Примером может служить Франция, которая, несмотря на потерю статуса колониальной империи, эффективно использует свой иностранный легион. В любом случае, Россия уже не будет действовать как в период политического паралича 90-х.

Андрей Пионтковский, президент Центра стратегических исследований, в комментарии РЖ высказался не столь категорично, хотя причастность российских спецслужб к убийству Яндарбиева он считает вполне вероятной. В пользу этой версии можно трактовать и официальный ответ российского МИДа. Во-первых, в нем признается принадлежность двоих задержанных к спецслужбам. Во-вторых, значительная часть заявления посвящена личности самого Яндарбиева.

Последствия для России в случае, если причастность спецслужб к теракту будет доказана, могут быть весьма печальными. Андрей Пионтковский напомнил об истории с задержанием в Иордании израильских агентов около пяти лет назад. У них было задание уничтожить палестинского террориста. В конце концов, Израиль добился их выдачи, однако моральные потери от этой истории для израильской стороны были значительны.

Задача российским спецслужбам, если таковая имела место, по мнению Андрея Пионтковского, была поставлена примитивная - Яндарбиев в Катаре не прятался. Возможно, устранение боевика было реакцией отчаяния после взрыва в метро, решили отомстить хотя бы так. В любом случае, операцию нельзя назвать успешной, поскольку в руках властей Катара оказались ее предполагаемые участники.

Такого же мнения относительно исхода операции придерживается и Александр Храмчихин, заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа. Однако эксперт убежден в эффективности и необходимости подобных акций. "Я бы считал, что это было бы абсолютно правильно, - подчеркнул он, - если нет провалов, как сейчас".

Правда, эффект от физического устранения лидеров террористов получается лишь психологический, как и от самих терактов. В конечном итоге бить надо по источникам финансирования террористической сети. Однако и психологическим давлением пренебрегать не следует. Пример здесь подает Израиль, руководство которого придерживается твердого правила - человек, покусившийся на жизнь израильтянина, должен умереть.

В дальнейшем ситуация для российских граждан может серьезно осложниться. Александр Храмчихин не исключает проведения в Катаре суда над задержанными россиянами и вынесения смертного приговора. Тогда у России останутся лишь силовые методы давления. Ведь Катар никак не связан с Россией, в отличие от той же Белоруссии, и уж тем более не зависит от нее. Так что политическим нажимом проблемы не решить.

Исправить ситуацию можно было бы при помощи США. Например, если будет сделано заявление, суть которого сводилась бы к тезису: ликвидация Яндарбиева проведена в рамках борьбы с международным терроризмом. Однако достижение такой договоренности вряд ли возможно. Ссориться с Катаром из-за нас американцы не будут. У них своя стратегия в Персидском заливе - сейчас необходимы новые союзники в регионе, поскольку партнерство с Саудовской Аравией уходит в прошлое. Если бы операция была проведена тихо, Соединенные Штаты ее, может быть, и одобрили бы.

Возлагает надежду на заокеанских коллег и Алексей Макаркин, руководитель аналитического департамента "Центра политических технологий". При этом он считает возможным использование в данной ситуации и неофициальных каналов. Для начала необходимо добиться хотя бы освобождения российских граждан под залог, ведь состояние мест заключения в арабских странах далеко от европейских стандартов.

Вероятность причастности российских спецслужб к устранению Яндарбиева, по мнению эксперта, невелика. Это слишком грубая работа. Эффективнее было бы привлечь к операции соратников Яндарбиева, а не использовать прикомандированных к посольству сотрудников.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Дмитрий Юрьев, Последняя попытка Владимира Путина /26.02/
Путин, окруженный сплоченным коллективом единочаятелей, опирающийся на подконтрольное большинство в парламенте, лояльных руководителей в регионах и восьмидесятипроцентный рейтинг, производит впечатление предельного, трагического человеческого одиночества.
Борис Устюгов, Подвиги разведчиков /27.02/
Вчера до Москвы дошла новость недельной давности - в ночь с 18 на 19 февраля в столице Катара были арестованы трое граждан России, обвиняемых в покушении на Зелимхана Яндарбиева, которое так удачно случилось в пятницу, 13 февраля.
Алексей Невзоров, День Касьяна /25.02/
По народному преданию, Бог приставил к Касьяну ангела-хранителя, приказал заковать в цепи и бить три года тяжелым молотом в лоб, а на четвертый отпустить на волю.
Андрей Василевский, Кандидат /25.02/
Фантастическая, но красивая версия развития событий: Владимир Путин предлагает Госдуме утвердить на посту главы правительства... Владимира Путина.
Егор Холмогоров, Ступайте царствовать /25.02/
Дело Ходорковского катализировало полный переход власти в руки Путина примерно так же, как арест и заточение Фуке завершили оформление режима личной власти Людовика XIV.
предыдущая в начало следующая
Максим Момот
Максим
МОМОТ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'События' на Subscribe.ru