Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / < Вы здесь
NGO: Втик - не втик, а побигты можна
Дата публикации:  14 Июня 2004

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

В конце прошлого года по инициативе депутата Верховной Рады Петра Симоненко была создана специальная следственная комиссия "по установлению фактов иностранного участия в финансировании избирательных кампаний", которая недавно обнародовала предварительный отчет о своей деятельности.

Вопрос о степени влияния западных (европейских и, в первую очередь, американских) негосударственных организаций (НГО) и фондов на украинскую политическую жизнь звучит особенно актуально в контексте стартующей в июле президентской избирательной кампании. РЖ попросил прокомментировать ситуацию украинских экспертов, общественных деятелей, политологов.

На вопросы РЖ отвечает Дмитрий Редько, руководитель информационно-аналитической службы общественной организации "Информационный мост".

РЖ: Дмитрий Геннадьевич, известно, что на Украине реализуют свои проекты более 2 тыс. иностранных неправительственных центров. Как Вы оцениваете влияние западных благотворительных и общественных фондов на политическую ситуацию на Украине?

Д.Р.: По моему мнению, это влияние преувеличено. И зачастую - самими фондами, которые подобным образом пытаются представить себя активными игроками на политическом поле нашей страны. Следует заметить, что большая часть проектов, финансируемых иностранными донорами, являются совершенно бесполезными в практическом смысле как для Украины, так и для самих донорских организаций, если говорить о влиянии от реализации этих проектов в Украине на общественно-политическую жизнь страны.

В тоже время, наверняка имеются и некие подспудные основания для продолжения деятельности этих фондов. Рискну предположить, что западные фонды, расширяя финансирование своих проектов в Украине, таким образом просто зарабатывают деньги, поскольку получают дополнительные аргументы для "выклянчивания" их у своих основателей и спонсоров. И украинцам хорошо - можно быстренько состряпать некий проект, в обосновании которого указать, что уж он-то наверняка углубит и расширит украинскую демократию, будет способствовать становлению институтов гражданского общества, эффективному местному самоуправлению, а также поможет сексуальным меньшинствам участвовать в управлении государством.

Если вернуться к теме вопроса - грантодательство и грантобрательство в сферах, непосредственно касающихся политики, особого влияния на собственно политику они не оказывают. Поскольку все серьезные политические силы давным-давно опираются и рассчитывают исключительно на внутренние резервы - поддержку профсоюзов, финансово-промышленных групп, возможность "черпать" из бюджета и т.д. Порядок сумм и, следовательно, порядок влияния - несравнимы.

Р.Ж.: Насколько серьезно "грантовое" влияние на политические структуры и украинский истеблишмент?

Д.Р.: Несомненно, целый ряд политических партий и организаций находятся под влиянием разного рода иностранных донорских организаций. Вопрос заключается опять же в том, насколько такие партии и организации влиятельны в украинской политике. Я думаю, что зависимые партии не оказывают значительного влияния на течение и итоги избирательного процесса.

Что касается истеблишмента - вряд ли политики, которых можно к нему причислить, нуждаются в дополнительном финансировании.

Р.Ж.: Можно ли говорить об "управляемой Западом" украинской оппозиции?

Д.Р.: О части оппозиции - да, несомненно. Но это - не самая влиятельная ее часть. Люди, принимающие решения в оппозиции, вряд ли подвержены влиянию зарубежных фондов. Иное дело - влияние политического руководства западных стран, непосредственное либо через дипломатов, находящихся в Украине. Оппозиция чутко прислушивается к мнению представителей западных демократий. Но говорить об "управляемости" оппозиции вряд ли возможно, уже хотя бы потому, что в стане наших западных друзей и доброжелателей существуют значительные разногласия и противоречия, на которых играют и власть, и оппозиция. За всю историю независимой Украины еще не было случая, чтобы в отношении к тем или иным внутренним украинским событиям и проблемам было сформировано консолидированное мнение и США, и Европейского Союза в целом, и Германии, и Польши, и т.д. Исключение составляет разве что всеобщее одобрение одностороннего отказа Украины от статуса ядерной державы.

Р.Ж: Справедливо ли говорить о вмешательстве во внутреннюю жизнь Украины со стороны Запада?

Д.Р.: Мир глобализируется, а в глобальном мире сложно говорить о вмешательстве и его мере, глубине и степени. Скорее всего, следует говорить о присутствии иностранных организаций и денег в украинской политике. И относиться к этому спокойно. Пусть себе вмешиваются на здоровье, особенно если таким образом трудоустраиваются и зарабатывают способные молодые граждане Украины. А уж сколько всевозможных книг, пособий и бюллетеней издается за средства западных жертвователей! А это стимулирует развитие отечественных целлюлозно-бумажной и полиграфической отраслей.

Р.Ж.: Каково соотношение "внешнего" и "внутреннего" финансирования украинских политических и общественных организаций? Каким структурам отдается предпочтение? Какие украинские политические силы получают деньги от зарубежных фондов?

Д.Р.: Подобного рода вопросы, думаю, гораздо лучше могут осветить наши спецслужбы. Однако, и сама формулировка вопроса некорректна. По украинскому законодательству, политические партии не вправе получать финансовые средства от иностранных организаций. И они их не получают, будьте уверены, иначе наше доблестное Министерство юстиции давным-давно отменило бы свидетельства о регистрации таких партий.

Если же речь идет о всевозможных аналитических, социологических и PR- центрах, притаившихся в партийной тени, а также о дружественных партиям общественных организациях - да, подобные структуры время от времени подпитываются западными деньгами. Но не в тех объемах, которые позволяют оказать существенное влияние на ход и результаты выборов.

Р.Ж.: Как бы Вы охарактеризовали содержание и формы работы таких некоммерческих неправительственных организаций (NGO), работающих на Украине, как Freedom House, USAID, USIA, фонд "Возрождение", Национальный фонд поддержки демократии, Национальный демократический институт США (NDI), Международный республиканский институт США (IRI), фонд "Евразия", фонд Аденауэра? Каковы их методы влияния на общественно-политические процессы на Украине?

Д.Р.: Этот ряд можно продолжить, и перечисление фондов займет несколько страниц убористого текста. Но дело не в количестве, а в качестве. Качество же их таково, что не стоит всерьез опасаться чрезмерного влияния иностранных доноров на Украину, в том числе и на вполне определенных реципиентов.

Что же до методов, то они зачастую донельзя забавны и базируются на украинской поговорке "втик - не втик, а побигты можна". Например, одна из перечисленных вами организаций предложила Центризбиркому Украины финансовую помощь в осуществлении обширного проекта, направленного на полагающуюся в таких случаях демократичность, прозрачность и всяческое содействие свободному волеизъявлению граждан. В числе множества бесплатных услуг было предложение и поучаствовать в разработке и последующем ведении реестра избирателей. По моей информации, помощь была с благодарностью принята, а вот в доступе к реестру "благодетелям" отказали.

Р.Ж.: Каковы, по Вашим оценкам, объемы и источники финансирования неправительственных западных фондов? Каковы формы взаимодействия с государственными структурами и СМИ?

Д.Р.: Думаю, общий годовой объем средств, выделяемых этими фондами для Украины, не превышает 10, максимум, 15 миллионов долларов. Для примера - приблизительная стоимость миллионного тиража полноцветного плаката формата А3 составляет 150 тысяч долларов. А плакаты - срывают. А население Украины - минимум 40 миллионов. Вряд ли возможные финансовые вливания западных институций в оппозицию могут коренным образом изменить предвыборные расклады.

Беседовала Ольга Шляхтина


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Сергей Маркедонов, День России /11.06/
День 12 июня не принес нам процветания. Но и после 4 июля 1776 года (День независимости США) продолжало сохраняться плантационное рабство, а после 14 июля 1789 года (День взятия Бастилии) было много неприятностей, от гильотины до войн по периметру всей Европы.
Общее будущее /14.06/
У России нет устойчивой политики в отношении Украины, эта политика то проявляет себя, то исчезает как таковая. Политическая линия не всегда одинакова, иногда в ней случаются неожиданные зигзагообразные отклонения, поэтому порой кажется, что Россия меняет ориентиры. Интервью с Вячеславом Игруновым.
Владимир Маленкович, Преимущественно благоприятная помощь /10.06/
Вопрос о степени влияния западных (европейских и, в первую очередь, американских) негосударственных организаций (НГО) и фондов на украинскую политическую жизнь звучит особенно актуально в контексте стартующей в июле президентской избирательной кампании.
Глеб Павловский, Можно, коли не лень /08.06/
Россия - что угодно, но не патерналистски направляемая страна.
Георгий Киреев, Можно ли реформировать Россию? /08.06/
Cколь ни бесспорно значительны успехи В.Путина на поприще преобразователя России, столь же бесспорно и то, что полученное от очередного державного пинка ускорение нации в очередной раз угаснет уже на следующем поколении наследников его власти.


предыдущая в начало следующая
Поиск
 
 искать:

архив колонки: