Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / < Вы здесь
Башкортостанское пространство
Дата публикации:  20 Декабря 2004

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Республика Башкирия как субъект Российской Федерации переименована в Башкортостан, и иное официальное написание уже не допускается. Однако Башкирию как топоним, географическое понятие и название не может изменить переназывание региона - субъекта федерации РФ. Башкирия - имя географического района - существовала до появления слова "Башкортостан", существует параллельно с ним и продолжит существование, поскольку сам географический район существует по-прежнему. Если границы Башкирии, как и границы всякого района, достаточно размыты, то границы Башкортостана совершенно отчетливы, хотя и очень извилисты.

Прежде всего и чуть не ярче всего Башкортостан заявляет о себе именно своими границами. Я въезжал в немало регионов - въезд в Башкортостан самый заметный, самый официальный, парадный: строгий и праздничный одновременно, значительный и символически репрезентированный. На каждом автомобильном въезде в Башкортостан вас встречают могучий щит с гербом, флаг республики, большая стела. Все это - с обеих сторон дороги. Вас не должно оставлять отчетливое ощущение, что вы въезжаете из России в Башкортостан или возвращаетесь из Башкортостана в Россию; оно вас и не оставляет - это чувствуют многие: выражения "уехать в Россию", "вернуться из России" на языке и в самой Башкирии. Чуть менее пышно - но в том же стиле - сообщает о себе каждый район и всякий город, непременно с гербом и флагом республики; на границах же районов соседней Челябинской области если где-то и есть знаки (не везде), то малозаметные, - а символики области на дорогах я не видел ни разу, хотя и проехал по ним сотни километров.

При переезде между городами Учалы и Белорецк в верховьях реки Урал (ручеек в долинке-канавке) стоит отчетливый парный, скромный, но все же монумент: вас двуязычно информируют, что вы переезжаете границу Европа-Азия. Границу давным-давно официально перенесли восточнее - не для того ли, чтобы увеличить долю европейской территории СССР? Но для жителей Урала это не имеет ровно никакого значения: весь Урал просто гордится этой границей как своей родной, обозначает ее, чтит и любовно пестует; она проникла в обыденную жизнь, будучи в ней пряным праздничным компонентом. К знаку "Европа-Азия" ниже по течению реки Урал, в Оренбурге, ездят фотографироваться и пить шампанское свадьбы, вокруг него любят устраивать пикники (хотя и в этом месте граница частей света уже в прошлом). Живая мифология границы! впрочем, миф и есть в точном смысле проживание символа. Граница Европа-Азия - смысловая ось современного Урала (но никак не функциональная), главное средство его пространственного самоопределения. Однако куда более реальная и чрезвычайно значимая роль Урала как сочленения Европейской России и Сибири символически не выражена вовсе и не играет никакой роли в самоопределении Урала. Почему реальная и значимая функция, достаточно проработанная символически, не звучит - интересный вопрос без ответа.

Въезд в республику Башкортостан по шоссе сразу задает тон; вы оказываетесь в регионе не просто обычного, жизненного - но официального, парадного пространства.

Вид самой автомобильной дороги и с нее - лицевой стороны ландшафта, празднично-официально убранной. Да и сами шоссе лучше, чем в соседних регионах, разметка четче, яснее и крупнее написаны названия населенных мест; надпись по-башкирски выше и/или более крупным шрифтом, чем по-русски. Впрочем, многочисленные злые языки утверждают, что хороши лишь те автодороги, где нет-нет да и промчится кортеж на нескольких могучих джипах президента Башкортостана (я видел их своими глазами во время нашего с президентом визита - одновременного, ничуть не более - в районный центр Месягутово). На Востоке сама возможность проезда владыки издревле способствовала украшению и преображению местности, видимого ландшафта. Если столицу страны нельзя переносить слишком часто для улучшения ландшафта страны - то обязанность постоянного передвижения по подвластной земле ради сохранения ее красоты, порядка и процветания падает на властителя страны. В стране многочисленных, бдящих статистических и полицейских служб, многочисленных спецслужб, в век мощных высокоточных аэрокосмических средств удивительно многое все еще зависит от личного взора и буквальной видимости. Насколько это прагматично, а сколько тут своеобразной мистики земли и власти, - судить не берусь, но рациональные мотивы сюжет путешествия первого лица явно не исчерпывают.

Способствует общему торжественному настроению почти полное отсутствие рекламы, столь обычной на тех же самых шоссе смежных регионов; особенно резкий скачок имеет место на выезде из Башкортостана по третьему по важности шоссе республики Уфа-Белорецк-Магнитогорск. Почти нет на дорогах Башкортостана и самой обычной придорожной торговли плодами земли и леса (овощи, грибы, ягоды) - и тем более нет торговли промышленной продукцией, коей в современной России часто платят задерживаемую зарплату; живые изгороди ковров, одеял и постельного белья, замки металлической посуды и т.д. и т.п. - обязательная товарно-декоративная кайма многих оживленных шоссе нынешней России.

Если дороги - язык пространства, то этим языком говорит в Башкорстане - не говорит, возвещает! - о себе исключительно власть. (Почти везде в остальной России языком дороги говорит сейчас бизнес.) Она говорит и совершенно прямо: слоганы с утверждением суверенитета республики изобилуют именно на главных дорогах и главных улицах даже не очень больших городов. Например, "Россию поднимут сильные регионы" - уличные щиты в Белорецке; если вдуматься - текст очень многозначительный. Впрочем, так все и было в CCCР, в советском пространстве, - именно пространство было средством выражения подвластности и идеологических ценностей.

Кроме общеизвестного указателя при пересечении гор Урала "Европа-Азия", в Свердловской области ни о каких границах железнодорожное пространство не информирует. Железная дорога ныне уже не парадное и даже не официальное пространство, даже в символически насыщенном Башкортостане. Вид с железной дороги никого более не интересует и потому никого и никак не радует, а ведь, судя по архитектуре предыдущей эпохи, еще недавно весьма интересовал; местность вдоль железных дорог контролировалась и украшалась: помпезные советско-ампирные вокзалы на фоне нищей жилой застройки и угрюмых промышленных корпусов. Часто на придорожных откосах выкладывались знаки монументальной пропаганды вроде "Миру - мир".

Железная дорога (и полоса вдоль нее) перестала быть значимой, утратила роль символа; зато прямо к поездам на станциях выплеснулась местная обыденная жизнь, разнообразнейшая торговля. Жизнь ушла с рек, но недолго задержалась и на железных дорогах; парадные, символические ворота стран и регионов ныне - аэропорты. В Уфе речная пристань - старый дебаркадер (и само водное сообщение в обильной реками Башкирии отмирает прямо на глазах); железнодорожный вокзал мал, неудобен и обшарпан - автовокзал уже лучше и с потугами на архитектуру.

Придорожное пространство Башкирии - особенно при наблюдении из быстро мчащейся автомашины - ухоженное и чистое; на сотни километров тянется новый либо свежеокрашенный голубой ровный штакетник (лишенный всякого функционального смысла), перед каждым селеньицем - аккуратные указатели и многочисленные дорожные знаки. Это пространство самим своим видом уже рапортует об активной деятельности и ее успехах; но никакого сооружения придорожных макетов или ремонта одних лишь фасадов не отмечается; такого я навидался в советское время. А вдруг остановится? - не в этом ли дело. Властям Башкортостана отнюдь не безразлично, как выглядит подведомственное пространство. Про иные регионы приходится сразу думать: либо "не ездит", либо безразлично; властям Московской области стоило бы отметить хоть агрессивное расползание по придорожью недавно интродуцированного (как корм для скота) дальневосточного борщевика, трехметрового ядовитого сорняка, пока он не занял полей. В патриархальном попечении начальства о своей территории есть и что-то славное... Вот если бы начальство было повсеместно, всюдно - и, что важнее, абсолютно все в ландшафте было бы видимым, как штакетничек...

Контраст официальной дороги и обычной (остальной) местности в Башкортостане огромен, так же как и контраст столицы и остальной страны. На большей части территории современной Башкирии царит визуальное единообразие и единогласие, государственное единство, нет и малейшего намека на плюрализм. Царством современного (но национального; корпорации-то свои - даже и по именам, вроде Башкирнефтепродукта) капитализма предстает только столица республики Уфа - да и то лишь ее центр: раздолье торговли и сервиса, частные магазины и кафе, уличная торговля; впрочем, в Уфе приведен в порядок, отреставрирован, украшен, изобилует национальной символикой и рекламой национального капитала крупных полугосударственных региональных корпораций и банков лишь очень небольшая часть, общегородской центр. Этим Уфа чрезвычайно напоминает новую столицу Казахстана Астану (тем более что в обеих работали турецкие строительные фирмы), где поступили просто: выломали несколько кварталов советского пятиэтажнотрущобного города в степи и возвели на этом месте подчеркнуто современные правительственные кварталы с чуть общевосточным колоритом. Башкортостан и Казахстан - аналоги: при меньшинстве титульной нации активно (хотя и не очень демонстративно) строится национальное государство, растится национальный капитализм, в Башкортостане - с большей демонстрацией исламской ориентации: республика застраивается мечетями.

Символическое процветание страны - удел ее каркаса: центра, границ и связывающих их магистралей; остальная территория - сфера повседневности. Уфа - столица Башкирии, центр ее символического пространства и знак вхождения страны в молодой капитализм. На остальной территории почти все, что видно, - не частное, кроме торговли. Столица Башкирии демонстрирует свой капитализм - остальная страна живет в каком-то подобии социализма с островками мелкого частного предпринимательства. Физический и символический контраст столицы и страны, важность и символическое обустройство границ - общие существенные черты Башкирии, прежнего СССР и современной РФ.

Пространство извещает и постоянно напоминает о том, что вы пребываете в суверенном Башкортостане; все надписи исключительно на двух языках - но Башкирия край трехэтничный и трехъязычный; татарское "меньшинство" (численно не меньшее, чем башкирское "большинство") просто игнорируется1. Сколько ни езжу, нигде, ни единого раза не видел публичного выражения фактической полиэтничности: лишь русский язык и - далеко не везде - язык титульного этноса. Однако полиэтничных территорий в Российской Федерации много, немало и территорий без этнического статуса, но с многочисленным коренным этносом; взять хотя бы кольцо сел сибирских татар вокруг Тобольска (их и в городе немало) или многочисленные чувашские, татарские, мордовские села по всему "русскому Поволжью". Что уж говорить о многочисленных малочисленных народах Сибири и Дальнего Востока.

Несмотря на блеск небольшого центра Уфы, несколько относительно процветающих ресурсно-промышенных городов вроде Учалов, скромный, но растущий достаток маленьких уютных городков вроде Бирска2 и богатеющую помаленьку деревню3, в целом Башкирия не производит впечатления богатой страны. Богатство распределено в ее пространстве крайне неравномерно: концентрация и поляризация в общем по схеме "центр - периферия".

Однако главные различия - не географические. Распределение богатства в Башкирии таково же, как в России, и столь же парадоксально. У бедной страны - богатое государство: роскошь казенных зданий и вообще всего казенного просто бросается в глаза; явно блестит и тот частный бизнес, что получил целые работающие сегменты социалистической промышленности вроде нефтянки - или взял на себя бывшие государственные функции согласования мест и обеспечения товарно-денежных потоков - вроде банков; банки и ресурсные отрасли заметны в ландшафте города (офисные громады) и пригорода (коттеджные поселки); архитектура, как всегда, отчетливо и настойчиво выражает, что есть сейчас могущество, богатство, власть.


Вернуться1
Впрочем, так и по всей России; доля татар в Москве куда больше, чем шведов в Финляндии (татары - второй этнос России), - и много ли в Москве двуязычных надписей, да и преподается ли этот язык в школах Москвы, где живут сотни тысяч татар? Что уж про огромное азербайджанское меньшинство в Москве...


Вернуться2
Бирск - "Уфимский Оксфорд", отличный педагогический институт (со своими лицеями, чьи выпускники поступают в трудные московские вузы), стимулирует приток переселенцев, коим местные власти мудро предоставляют землю под частную застройку и вообще не чинят препятствий.


Вернуться3
См. Каганский В.Л. Внутренний Урал // Отечественные записки, # 3 (12), 2003.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Ольга Седакова, На очной ставке с собой и миром /18.12/
Встреча с мыслью Бибихина только начинается. Начинается его другое присутствие. Первое кончилось.
Светлана Неретина, Александр Огурцов, Тайный хранитель космоса /18.12/
Дарья Лунгина, Потеря учителя /17.12/
Бибихину не надо было акцентировать внимание на "мышлении как таковом", потому что уже одна его манера демонстрировала то действие, которое производит мысль.
Георгий Хазагеров, Наука убеждать /17.12/
Пиар является одним из видов риторической деятельности, но при этом, однако, не владеет риторическим аппаратом, то есть фактически не осознает ни собственных возможностей, ни собственных слабостей.
Василий Посошков, Похороны конгрессменов от демократии /16.12/
Тот факт, что НБП не была допущена на Гражданский конгресс, обозначил начало размежевания двух типов оппозиционности: "пикейножилетной" и "революционной". При этом если одни просто реализуют свой протест, то другие скорее используют язык революционных намёков как ресурс для торговли с властью - нашей либо импортной.


предыдущая в начало следующая
Владимир Каганский
Владимир
КАГАНСКИЙ

Поиск
 
 искать:

архив колонки: