Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Text only < Вы здесь
Абсолютно счастливая деревня
В Москве пройдет фестиваль "Золотая маска"

Дата публикации:  14 Декабря 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Отсутствие громких сенсаций - главная неожиданность будущего Национального театрального фестиваля "Золотая маска". Административная махина, целый год готовящая крупнейший в России театральный форум, кажется, впервые не услышала в ответ сарказма, сомнений или недоверия. Фестиваль вошел в норму, стал бесспорной традицией. Профессиональный интерес к российскому театру в его лучших формах возобладал над желанием "шерстить" организаторов.

Поэкспериментировав в прошлом году, в этом фестиваль вернулся к традиционной схеме: выдвигаются не просто лучшие российские спектакли во всех жанрах, но работы, "разобранные" по частным номинациям, - лучшие спектакль, режиссер, актер, актриса, сценограф. Такой дробный расклад обогащает фестивальную гонку за премиями спортивным интересом и ожиданием драматических кульминаций.

Естественным выглядит очередное фестивальное новшество: теперь драматические постановки будут разделяться на спектакли "большой формы" (зрительская аудитория более 200 человек) и "малой формы". Интимность малых сцен отныне не станет мешать монументальной броскости крупных произведений, а у режиссеров "большого стиля" и большого размаха найдется шанс не пугать своей громоздкостью деликатные души жюри. "Золотую маску" часто обвиняли в том, что она потакает экспериментальному театру для элитарной публики, пренебрегая крупноформатными работами на широкую аудиторию.

Драматический театр

Никто не сомневался в том, что в список номинаций войдут два безусловных лидера прошлого театрального сезона Москвы √ "Одна абсолютно счастливая деревня" Мастерской Петра Фоменко и "Черный монах" Театра юного зрителя. Достаточно взглянуть на два опроса, сделанных при содействии большого числа театральных критиков газетой "Культура" и "Независимой газетой", чтобы признать работы Петра Фоменко и Камы Гинкаса "звездными" - кажется, именно они соберут самый богатый урожай "Масок" на будущей церемонии. Обе постановки представлены почти во всех номинациях: лучший спектакль, лучший режиссер, лучшая женская роль - Полина Агуреева (Полина, "Деревня"), лучшая мужская - Сергей Тарамаев (Михеев, "Деревня"), Сергей Маковецкий (Коврин, "Черный монах"). На "Золотую маску" претендует и сценограф "Черного монаха" Сергей Бархин, поместивший и зрителя, и актеров, под самый потолок театра - в дивный сад имения Ковриных.

Третий фаворит прошедшего московского сезона - спектакль литовца Римаса Туминаса "Играем... Шиллера!", где свои лучшие роли сыграли Марина Неелова и Елена Яковлева, - коварным способом выпал из афиши. По достоинству оцененные всеми экспертами две женские роли были сняты с обсуждения по воле художественного руководителя "Современника" Галины Волчек, уже не раз заявлявшей о том, что спектакли ее театра не участвуют в конкурсах. Воля главы театра, по уставу "Маски", не может быть проигнорирована - для участия в фестивале требуется согласие создателей спектакля. Возможно, этот пункт положения необходимо со всей надлежащей корректностью пересмотреть, иначе складывается двусмысленная ситуация: желание худрука "нигде не участвовать" не только лишает фестивальщиков возможности объективно представить картину театрального сезона, но и лишает других создателей спектакля права на оценку их творчества. Вряд ли у Римаса Туминаса, Марины Нееловой или Елены Яковлевой спрашивали, согласны ли они пожертвовать своим самолюбием.

Из других московских спектаклей в списке номинаций обнаруживаются "Город миллионеров" Романа Самгина и Марка Захарова (театр "Ленком"), "На дне" Адольфа Шапиро (Театр п/р Олега Табакова) и моноспектакль Константина Райкина "Контрабас" (режиссер Елена Невежина, театр "Сатирикон"). Все три работы оценивались в прессе прохладнее, но афиши ими не испортить.

Петербургский вклад в "Золотую маску" 2001 года внесли мэтр Лев Додин со спектаклем "Молли Суини" (Малый драматический театр - Театр Европы), Григорий Дитятковский ("Потерянные в звездах", Театр на Литейном), Григорий Козлов ("Леший", ТЮЗ имени Брянцева) и Андрей Могучий ("Школа для дураков", копродукция "Формального театра" и "Балтийского дома").

Провинциальная афиша не менее представительна. Здесь и "Три сестры" Олега Рыбкина, главного режиссера новосибирского "Красного факела", и "Дядюшкин сон" Михаила Бычкова (Воронежский камерный театр), и "Ангел приходит в Вавилон" Бориса Цейтлина, уже обладателя "Золотой маски" (спектакль поставлен в Томском театре драмы).

"Новация"

В конкурсе нетрадиционных форм будут представлены спектакли, существующие на грани танца, пантомимы и драматического, но бессловесного театра. Главная сенсация здесь - спектакль "Суицид" легендарного Антона Адасинского (театр "Дерево"). В конце 80-х он был одним из тех революционеров, кто пытался делать новую альтернативную культуру России. Теперь Адасинский возвращается на родину - после десяти лет работы в Германии и Италии он смело может наблюдать за тем, какое влияние оказало "Дерево" на современную театральную ситуацию. С "Суицидом" соревнуется "Imitator Dei" модного ныне в Москве пластического коллектива "черноеНЕБОбелое" с их чернушными, "некрофильскими" интонациями. Пермский хореограф Евгений Панфилов ("Балет толстых" в духе американских фэт-шоу) привозит нашумевший спектакль "Бабы. Год 1945". Обрядовый театр из Владикавказа покажет действо "Арвайден - Небесное зеркало", которое представляло Россию на крупнейшем театральном фестивале в Эдинбурге.

Благодаря фестивалю "Золотая маска" Москва на две недели (23 марта - 8 апреля) превратится в одну абсолютно счастливую "театральную деревню". Число абсолютно счастливых театралов сильно уменьшится 9 апреля, когда на сцене Театра имени Моссовета будут объявлены имена победителей. Там же помимо конкурсных премий будут вручены и "статусные" призы: губернатору Иркутской области Борису Говорину и президенту фирмы Grishko Николаю Гришко - "за поддержку театрального искусства", артистке Алисе Фрейндлих и главному режиссеру Татарского театра им. Камала Марселю Салимжанову - "за честь и достоинство".


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Вадим Журавлев, Картина, корзина, картонка /04.12/
Корсеты, парики и меха Марии Каллас распроданы аккурат в день ее рождения. Искусство - не продается!
Любовь Пайкова, Предварительный некролог /04.12/
Рената Литвинова причастила пять звезд советского кино и выиграла "Лавровую ветвь".
Николай Кононихин, "Слишком поздняя осень" /28.11/
Интервью с Дмитрием Пиликиным, арт-директором "Петербургского Фотомарафона-2000"
Дмитрий Циликин, Вся Россия - не наш сад /23.11/
Ответ на загадку Ленского давно известен: смыслом жизни может быть только духовная деятельность, все остальное направлено лишь на ее, жизни, физиологическое поддержание.
Илья Лепихов, То академик, то герой /10.11/
Замечательно, что после долгих лет телевизионной службы Леонид Парфенов выпустил проект, который может быть хоть в чем-то приравнен к прежним достижениям.
предыдущая в начало следующая
Павел Руднев
Павел
РУДНЕВ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Text only' на Subscribe.ru