![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() |
|
|
||
![]() |
/ Вне рубрик / < Вы здесь |
О либеральных ценностях и полемических приемах По поводу заметки Бориса Жукова в "Итогах" от 3.04.2001 ![]() Дата публикации: 6 Апреля 2001 ![]() ![]() ![]() На первый взгляд, все правильно - действительно, что в мракобесии хорошего! Но так может показаться только тем, кто не знает, о какой, собственно, "художественно-просветительской выставке" идет речь. Не так давно в выпуске новостей на НТВ (то есть передачу делали люди из той же компании, что и сотрудники "Итогов") нам эту выставку показывали. Показывали, кстати, без особого сочувствия и много говорили о сопутствующем скандале. При этом оценочные слова, которые произносил тележурналист, в конце концов не так уж и важны, главное - мы видели, что это было.
Как-то глупо объяснять даже, что здесь "эстетика безобразного" в такое кощунство переходит, что оправдать его невозможно. Кстати, такое искусство вредно еще и потому, что заставляет массового зрителя/читателя воспринимать все авангардное искусство чохом как предел морального паденья и проч. (Вспоминаю давний разговор с моим учителем литературы, глубоко почитаемым мною: "Как Вы относитесь к современной поэзии?" - "Да зачем она мне? Ведь это же Пригов!!! А что, разве там есть что-то другое?") Вот сетуют, зачем В.Н.Некрасов, говоря о провокаторах в искусстве, употребляет непарламентские выражения. Да какие же еще употреблять? Г-н Жуков и не оправдывает художеств гейдельбергского профессора, он просто пытается их выдать за нечто совсем другое, за почтенную науку. Произошедшее названо "художественно-просветительской выставкой". Упорно пережевываются аксиомы типа: "изготовление анатомических препаратов из невостребованных трупов - обычная практика (а как иначе медиков учить?), международный обмен ими - тоже..." Что тут возразишь? Да только не об учебных препаратах речь-то идет, не о науке здесь речь, а об искусстве. А у них и цели разные, и судить о них по-разному приходится. Выстраивается внутренне непротиворечивый текст, вполне способный вызвать сочувствие у читателей определенных убеждений (здесь - либеральных). Выбрана такая локальная и специфическая тема, текст построен так гладко, что, не имея дополнительной информации, трудно понять: автор передергивает. Расчет на незнающих. Цели автора понятные: ему надо обругать идеологических противников. И при этом цели как бы благие, потому что противники, вероятно, и впрямь неприятные - видимо, ксенофобы и пр. Поэтому считается допустимым передергивать как угодно. Больше всего злит в этой истории несчастная судьба свободы искусства и вообще либеральных ценностей, которые в такой некорректной полемике дискредитируются. Вредно и опасно внушать людям, что либеральные идеи обязательно должны быть связаны с ложью, а ценители современного искусства по определению готовы защищать любую пакость.
![]() ![]()
|
![]() |
![]()
![]() ![]() |
![]() |
||
![]() |
||