Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Новости | Путешествия | Сумерки просвещения | Другие языки | экс-Пресс
/ Вне рубрик / < Вы здесь
"Кто дал право им действовать от имени России?"
Письма из Маньчжурии 1905 г.

Дата публикации:  10 Декабря 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Русский офицер - о России и ее интеллигенции в русско-японской войне 1904-05 гг.

Дед мой, Яницкий Федор Феодосьевич (1852-1936), был военным врачом. Родился в семье сельского священника. Блестяще закончив духовную семинарию, дед однако отказался продолжить духовную карьеру и поступил на медицинский факультет Императорского университета Св. Владимира, который окончил (со степенью лекаря) в ноябре 1876 г.

Уже через три месяца дед был мобилизован на Русско-турецкую войну 1877-78 гг. и оставался военным врачом почти всю жизнь, более 40 лет, за исключением периода работы в качестве земского врача (совместно со своей женой, моей бабушкой, Елизаветой Львовной) в Полтавской губернии (1882-89 гг.). Дед неоднократно говорил, что "пироговская школа" сказалась на его врачебной работе и взглядах. Как известно, деятельность Н.И. Пирогова была связана с Кавказским фронтом Русско-турецкой войны, где дед, тогда еще вчерашний выпускник университета, и прошел эту школу.

Как военный врач, дед работал с 1876 по 1881 гг. в военных госпиталях Закавказья; а в 1881 г. и с 1889 по 1897 гг. был полковым войсковым врачом. С 1897 г. началась его работа в окружных военно-медицинских управлениях Киевского и Одесского округов. В 1904-05 гг. работал в полевом военно-медицинском управлении 3-ей Маньчжурской армии, после чего снова вернулся в Одесский военный округ. Не имея ни богатства, ни связей в обществе, дед честно прошел всю служебную лестницу: от младшего госпитального ординатора до начальника санитарной части группы армий. Так же, шаг за шагом, он прошел и лестницу чинов - от титулярного до действительного тайного советника.

Дед был человеком, преданным своему делу. Когда в 1892-94 гг. он был прикомандирован к Военно-медицинской академии для усовершенствования в области военно-полевой хирургии и написания докторской диссертации, он выбрал тему по исследованию доброкачественности ржаной муки. Уже будучи в высоких чинах, дед лично досматривал состояние казарм, кухонь, столовых, уборных, проверял продукты для еды, порции солдатского рациона и т.д.

С самого начала Первой мировой войны дед постоянно находился в частях действующей армии. Закончил он свою карьеру военного врача в 1916 г. в должности начальника санитарной части армий Юго-Западного фронта. Всю свою жизнь дед работал также как эпидемиолог на эпидемиях сыпного и брюшного тифов, дифтерии, холеры и чумы. Особенно были трудными командировки на борьбу с эпидемией дифтерии в ряде уездов Полтавской губернии (там он пробыл безвыездно 14 месяцев) и чумы - в Астраханской губернии. Всего в послужном списке дед упоминается 11 таких командировок.

Помимо службы, семья была для деда одной из важнейших нравственных опор и делом первостепенной важности. Он постоянно заботился о ней и, несмотря на длительные отлучки из дому по долгу службы, всегда был вовлечен в мельчайшие детали семейной жизни. Будучи в разъездах, он вел с родными и близкими постоянную, просто немыслимую по нынешним временам переписку (сохранилось более 500 его писем только за период 1899-1921 гг.).

Дед был консерватором в политике и адептом всего нового в науке. В политике он был "государственником" и патриотом России, иначе, вероятно, и быть не могло - более 30 лет он состоял на государственной службе. Поэтому его крайне отрицательное отношение к политическому радикализму, выраженное в публикуемых письмах к дочери Вере 1, закономерно и естественно. Интереснее другое: он постоянно стремился обсуждать политические события в России и мире со своими детьми - вещь довольно редкая по нынешним временам.

Дед был глубоко религиозен. Но он был образованным человеком, с удовольствием читал историческую литературу, имел также склонность к филологии - особо его интересовали корни и происхождение слов. Хорошо зная латынь, древнегреческий и старославянский языки, дед разыскивал и дарил своим детям книги о латинских и греческих первоисточниках русских пословиц. Однако более всего деда интересовала психология человека в самом широком ее понимании. Он часто посещал Фребелевский институт в Киеве, был избран действительным членом Фребелевского педагогического общества 2.

28.04.1905 (из дер. Чадяваза, Манчжурия)

"Дорогая, славная моя дочурка Верушка!

Еще раз Христос воскресе и воистину воскресе! Дай с праздником поздравить тебя, пожелать всего лучшего, - здоровья, успехов в науках и благополучной скорейшей нашей встречи после благополучного исхода для нас войны в смысле победы над врагом. Целую тебя сердечно за твой подарок к Пасхе, за твою работу! Спасибо большое за дорогую для меня память! Здесь, за 10000 верст от Вас всех мои дорогие, - я неописуемо был рад увидеть вещи как доказательство ваших забот, вашей любви, вашей памяти обо мне!

Ты увлекаешься теперь происходящим движением в России. Я сожалею, что не с вами теперь, и не могу делиться с Вами моими взглядами и живым словом! Тем не менее скажу хоть несколько слов в письме. По существу это движение не симпатично, ибо желая сделать для России якобы лучше в одном, - оно губит Россию в другом. Мнящие себя передовыми людьми - что же сделали <они> хорошего для России? Они - воспользовались в высшей степени затруднительным и тяжелым положением России вследствие войны - и стали вырывать у правительства согласие и разрешение на всякие реформы!

Вдумайся хорошо: правильно ли, честно ли так поступать, - о чем это говорит? - О любви ли к Родине, о желании искреннем ей улучшения, добра, блага, или о корыстном властолюбии и честолюбии добиться своего путем насилия из-за угла? Россия изнывает на поле брани, а оставшаяся дома интеллигенция занимается тем, что четвертует и колесует бедную Россию, отвлекает силы и внимание от общего первейшей важности ратного дела, смущает умы и дома и на полях брани в войсках распространяя пропаганду всякую и достигает того, что военное дело мало успешно, а там - дома - готовится похищение власти из одних рук старого правительства в другие руки под видом европейского соуса, именуемого революцией, конституцией и пр.

В данном случае интеллигенция поступила в отношении Родины предательски, она сыграла роль пошлого ростовщика, который с наслаждением пользуется тяжелым безысходным материальным бедствием ближнего, чтобы при займе ему денег содрать с него как можно больше процентов!

Если бы люди, мнящие себя передовыми в России, - желали искренне добра Родине, - они, как это делают и делали и теперь во всех народах и государствах мира, прежде всего сплотились все как один для одоления врага на поле брани, ибо там решается теперь судьба России - и государственная, и политическая и экономическая, - а затем, покончив с этим величайшим делом, - занялись бы всеми силами устроением дел и у себя дома, их реформированием, изменением, организацией. Так говорит здравый разум! Не то сделали интеллигенты русские, они поступили наперекор здравому смыслу и послужили по праву посмешищем в Европе и даже в Японии, в руку которой они так много сыграли!

Скажи, дорогая моя, в состоянии ли ты была бы заниматься серьезно какой-нибудь работой важной, требующей от тебя напряжения всех твоих сил, если у тебя дома будет кто-либо из близких людей тяжко болен?! - Нет, ты не в состоянии будешь до выздоровления близкого человека отдаться всецело работе! Но по выздоровлении, - ты с облегченной душой, с удвоенной энергией возьмешься за работу и тогда и только тогда работа будет полезна и плодотворна. Наши же российские умники поступив навыворот в отношении Родины - доказали этим только как нельзя лучше, что они не интересуются улучшением России, что они под видом такового, пользуются тяжкой годиной Родины, чтобы достичь своих пошлых, личных целей; торопятся в мутной воде поскорей наловить для себя побольше рыбы!

Не думай, Верушка, что я против реформ, против улучшений, что я считаю теперешнее положение вещей хорошим! Нет. Я так не думаю. В каждом деле даже маленьком домашнем, а тем более в большом государственном - нужны улучшения, нужны реформы. Но для них нужна подготовка прежде всего самих себя. Ну а если теперь каждый из нас поисповедует свою совесть и спросит, подготовлялся ли он к реформам, изучал ли он те вопросы, которые хочет реформировать и как их надо реформировать, чтобы не вышло еще хуже, то на эти все вопросы последуют отрицательные ответы. И каждый считает излишним углубляться и вдумываться, коли можно позаимствовать за границей и реформы наравне с галстуками, ботинками и юбками.

Это грустно, но это так! Немцу, англичанину, французу - их реформы хороши, для них и только для них, ибо они их продумали, глубоко прочувствовали, изучили и взяли от корня своеродное историческое, а не чужое - краденое. Не то, что делаем мы! Мы хотим ворованное, иностранное перелицевать на русский манер - лишь бы не было по-старому! Мы очень хорошо знаем иностранную историю, революцию во Франции и Англии, но не интересуемся своей родной историей, а потому нам совестно не сделать у себя революцию, и не менее совестно и стыдно создавать у себя реформы на почве русской истории, углубляясь и изучая ее во всей глубине и широте!

Мне грустно отсюда читать и слышать, что творится у нас дома! Готовится захват власти кучкой честолюбцев, без ума, без совести и если это им удастся в тяжелую годину России, они погубят ее!

Я низкого, невысокого мнения о теперешнем движении интеллигенции не без основания. Когда до войны призывали рус<скую> интеллигенцию на совместную дружную работу по реформе русской школы и по реформе русских судебных уставов - тут она оказалась неучем, неподготовленной, ибо кроме хлестких газетных полемических и критических статей, никто не дал солидного труда, - который стал бы фундаментом, основанием исходной точки для толковой реформы! Вместо солидного упорного, напряженного труда - она занималась изготовлением динамитных бомб или в лучшем случае поглядывала во французские и немецкие книжки, чтобы оттуда стащить и выдать за свое! Вот как подвизалась русская интеллигенция во время мира в разработке важнейших общественных вопросов! И вдруг - в годину тяжкого испытания России эта безмозглая интеллигенция, повыскочила из-за угла и путем бомб и насилий взяла в свои руки - совершение социального переворота, и при том от имени даже всей России!! Какая наглость и дерзость! Кто дал право им действовать от имени России?! Ясно, что люди преследуют свои личные цели, а не благо Родины потому и торопятся воспользоваться замешательством России, чтобы вырвать у правительства хоть что-нибудь. Вот каким образом наши умники, захватывая власть в свои руки думают реформировать Россию, по своему усмотрению немедленно, благо в иностранных книжках есть готовые образчики, к чему ломать голову, изучать, утруждать мозги, не приученные к солидной работе! Вот чем пахнет теперешняя реформа в России! Непрошеные реформаторы считают, что подготовлять ее для реформы не надо, достаточно для этого взбунтовать гимназистов и студентов и реформа выйдет первый сорт!

Об интересующих вас военных делах с моей точки зрения пишу в письме Маме. ... Дай мне обнять и расцеловать тебя, спасибо за письма, делись со мной при первой возможности <далее нрзб.>. Для понимания этих материй - учись, учись, изучай Россию. Любящий тебя папа, Ф. Яницкий"

26.09-02.10.1905 (из Чадяваза, Манчжурия)

"За все время войны, дорогой мой Верунчик, ты наконец решилась высказаться под конец войны, в письме от 29.08, по поводу заключения мира, радуясь миру, радуясь прекращению горя и бедствий, причиненных войной и радуясь встрече скорой со мной! Мне отрадно было очень получить твое письмо, спасибо тебе за него, я не меньше вашего радуюсь и предвкушаю радость встречи со всеми вами, мои славные, дорогие! ...

Твои взгляды, высказанные в письме, на войну и мир я одобряю, они исходят от чисто детской души и не могут быть иными! Тем более, что женщина вообще не должна по своей природе желать войны, жаждать крови, искать смерти! Этих святых чувств я не могу не уважать, как и все вообще мужчины. Но когда ты больше немного поживешь, созреешь больше умственно и душевно и будешь смотреть на такие великие исторические события, как теперешняя война и вообще войны, в связи с историческим прошлым каждого народа и его задачами историческими для будущего, - возникшими, развившимися и созревшими вследствие так же исторической необходимости, а не по капризу отдельных лиц - необходимости, имеющей в своем основании потребности нации, возникающей из духовной и материальной или экономической мощи или слабости, - если все это примешь в соображение, углубишься, вдумаешься, тогда и поймешь, что войны между народами неизбежны, непредотвратимы, ибо "мир во зле лежит" - как сказано в священном писании.

Если на каждую войну ты будешь смотреть, как на событие величайшее исторической важности, имеющее глубокие корни в прошлом и доищешься этих корней, тогда тебе ясно станет, что война не есть одно только пошлое зверское, никому не нужное истребление людей, как многие думают, а глубоко моральное жертвование своей жизнью на защиту Родины. Кто любит Родину и свой народ, кто не может допустить рабства и порабощения своей Родины и своего народа другими народами, - тот не может и не должен бояться войны, когда того потребуют интересы Родины. Как мать, защищая свих детей от грозящей опасности жизни, - все употребит в дело, даже смерть для себя и для врага, так и дети должны постоять своей жизнью за свою мать Родину! Без этого не мыслима жизнь ни одного государства, ни одного народа с тех пор как живет мир и род человеческий. Это ты видишь из всемирной истории человечества. Там где иначе смотрят на войну, где каждый равнодушен к судьбе своей Родины и личную жизнь ставит выше ее - там крепости, мощи национальной нет, там государству грозит разложение и порабощение другими государствами, за которым через 2-3 поколения наступает полная не только политическая, но и народная смерть! Помимо этого, - уже одно то, что война всемирна, всечеловечна, что все государства в мире и нации от начала своей истории и до сих дней воевали, воюют и будут воевать и что война везде и всюду входила и входит как один из величайших факторов в развитии, обновлении, укреплении и возвышении одних наций - к уничтожению и порабощению других - одно уже это должно заставить тебя призадуматься, чтобы сделать войне надлежащую оценку с точки зрения мировой....

...Ты по всей вероятности возразишь мне, что по мере роста прогресса в мире, - цивилизации его все народы будут все гуманнее, добрее, сговорчивее, больше будут чувствовать друг к другу чувство братства, единения, а потому и столкновения, войны, раздоры будут все меньше и меньше пока наконец, как говорят мечтатели, не настанет время полного мира и совершенного прекращения войн! И когда Россия дорастет до этого прогресса, тогда и она откажется от войны, ибо не будет повода к ней. А потому, скажешь ты, давайте поскорее прекращать теперешнюю войну и взяться за улучшение своих внутренних порядков, чтобы поскорее и России приблизиться на пути прогресса к этому желанному состоянию незлобия, миролюбия и отвращения к войне. Да, дорогой мой Верунчик, как действительно было бы хорошо, если бы так все в мире шло по-хорошему и приближалось к этому желанному хорошему! Было когда-то время, когда и я так думал, но с возрастом я все больше разубеждался и теперь я так не думаю.

Вдумайся хорошенько вот во что: прогресс в мире, его цивилизация действительно идут широкими шагами, но она касается только внешней стороны жизни человека, его тела, но не души! Прогресс, цивилизация заботятся только о внешнем комфорте и тут мы очень далеко ушли, но к несчастью нашему дух наш забыт цивилизацией, она - цивилизация сделала все к тому, чтобы материальные блага жизни поставить выше духовных, - отсюда дух угас. Нравственность, религия, вера в Бога - отошли на второй план - затерты, о них меньше всего думают и или вовсе не интересуются, а требуют и ищут пресыщения для тела, - денег, олицетворяющих собою материальный достаток человека!

На погоне за этими материальными благами мира, за богатством и зиждется основа взаимных между собой отношений народов и государств. Чем цивилизованнее государство, тем эта погоня сильнее и опаснее, ибо она-то и есть источник международных бедствий и войн. ...Такой крайний и грубый материализм в цивилизации и прогрессе, торгашество и погоню за наживой ты найдешь во всех нациях, у всех народов. Он-то и служит источником международных столкновений и войн, хотя все эти отношения для отвода глаз облекаются в форму высоких идей нравственности, на самом же деле - душа, дух, нравственность, совесть убиты погоней за наживой, за деньгами. Вот это источник зла в мире. Вдумайся поглубже - тогда и поймешь сказанное мною. Мир во зле лежит....

При таком направлении духа человечества - терпит, подвергается опасности нация, которая отстала от других в средствах обороны-защиты. В наше время представляет из себя такую нацию Россия ...

Дорогая моя славная Верушка, я подошел к другому важному положению, высказанному тобою в письмах, хотя быть может ты еще не вполне доросла, чтобы во всей полноте оценить его!

Я говорю о высказанном тобою вскользь, так сказать оброненном тобою случайно, желании покончить скорее с войной, дабы заняться устроением России у себя дома ввиду наступившего полного разлада и хаоса везде и всюду! Слова нет: желание законное, гуманное и заслуживает полного уважения. Но достижимо ли это?! О, как бы я хотел верить вместе с тобою, что это так, что это достижимо, что это возможно! К сожалению, я сильно сомневаюсь в этом. Начать с того, что жизнь нации каждой так тесно связана с политикой внешней и внутренней, что разъединить одну от другой так же невозможно, как невозможно разъединить душу и тело отдельного человека, не причинив ему смерти! Наши же умники интеллигенты, под видом упорядочения дел у себя дома, - послав предварительно миллионную армию на Д.<альний> Восток, затем отказались от нее бросили ее, как что-то ненужное, мало того опозорили ее, облив ее с головы до ног газетными помоями на радость и торжество врагам - рисуясь при этом тем, что дела внутри России поважнее внешних дел на театре войны! Правда, за армией есть много грехов в нынешнюю войну, но ведь откуда же взяла <их> армия, как не из России, не от русских людей, тех самых, которые кричат и позорят ее! Разве нация зрелая политически позволила себе глумиться над недостатками и промахами своей армии? Разве любящие отец и мать могут издеваться и глумиться над промахами своих детей взрослых, или дети, любящие и уважающие своих родителей - над ошибками их ?! - Нет и нет! - Это противно чувству нравственному человека воспитанного, богобоязненного. Вспомни притчу о блудном сыне из Евангелия и еще притчи из Ветхого Завета! Можно скорбеть, плакать, печаловаться о грехах армии, все усилия направить изнутри России, из недр общества об исправлении и предотвращении грехов армии, а не предавать ее на всемирное оплевывание! Разве англичане плевали на свою армию за ея неудачи в бурской войне и немцы на свои неудачи в дебрях Африки? Нет, обе эти нации политически зрелые, <нрзб.> умеющие уважать себя и постоять за себя! Мы же второпях только и занимаемся на все лады оплеванием себя, выносим на показ пред всем миром все наши болячки, язвы, все наши грехи и думаем, что делаем великое дело! Хоть у японцев поучились бы! Ведь часть своих грехов они никому не объявляют, а исправляют сами у себя дома! И вот эти незрелые люди, теперь берутся за устроение внутренних непорядков России, не желая понять, что к ним более всего относится изречение: "врачу исцелись сам". Они думают, что достаточно взять и списать устроение внутренних порядков чужой страны - применить их к России, и в этом будет состоять их величайшая заслуга, ибо они пустят тогда Россию по пути прогресса и цивилизации вдогонку за Европой!

Из предыдущего ты поймешь, что я считаю такое направление деятельности российских умников вредным, пагубным, ибо России надо давать не чужое, ворованное, а свое собственное, переработанное нутром русским.

... Ведь мы еще не доросли до форм управления, а может быть в другом отношении и переросли, какие надобны Европе, то нечего и толкать Россию на путь посмешища. Это к добру не поведет, а только к еще большим беспорядкам, бунтам, дракам, ибо все это делание внутренней политики не заключает в себе ни зерна нравственного элемента, а одно только честолюбивое стремление завладеть властью на другой почве. Хотя я безусловно не уважаю Льва Толстого, но совершенно разделяю его порицание, высказанное теперешнему движению в России, стремящемуся якобы к водворению внутреннего порядка! Толстой высказал ту правдивую мысль, что благо страны, ее внутренний порядок зависят не от конституционного образа правления или монархического, а от нравственного совершенствования каждого в отдельности члена нации".

Примечания:

Вернуться1 Вера Федоровна Шмидт (урожд. Яницкая, 1889-1937), жена известного советского ученого и полярного исследователя О.Ю. Шмидта. Дед тогда не зря беспокоился об умонастроениях дочери - это были годы революции и это была Одесса. В своей гимназии Вера была вожаком партии "прогрессистов", выступавших за пересмотр школьных порядков. Очень рано определился и профессиональный интерес Веры - психоанализ, детская психология и педагогика. Как и ее мать, Вера окончила Высшие женские курсы (Бестужевские). В советское время В.Ф. Шмидт работала в дошкольном отделе Наркомпроса, воспитателем-исследователем в Детском доме-лаборатории "Международная солидарность". Написала капитальный труд "Дневник матери" - о становлении психики ребенка, который только сегодня начали публиковать. К.И. Чуковский использовал наблюдения В.Ф. в своей книге "От двух до пяти". В.Ф. встречалась с З. Фрейдом, В. Райхом и другими известными психоаналитиками, была секретарем Русского психоаналитического общества, дважды участвовала в работе Международных психоаналитических конгрессов. Последние годы жизни работала в Экспериментально-дефектологическом институте над проблемами развития детей-невротиков и методами практической реабилитации так называемых трудных детей.

Вернуться2 Фребелевский женский педагогический институт в Киеве - высшее педагогическое заведение для подготовки воспитательниц детей дошкольного возраста. Основан в 1908 г. Киевским Фребелевским обществом. Фребелевские общества - общественные объединения педагогов, врачей-педиатров и деятелей просвещения, имевшие своей целью распространение идей немецкого педагога и теоретика дошкольного воспитания Ф.В. Фребеля (1782-1852). Киевское общество (1908-20) создало названный институт, народный детсад, начальную школу, психолого-педагогическую лабораторию, издавало книги по вопросам дошкольного воспитания, организовывало публичные лекции и диспуты и др.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Марина Литвинович, Что должен сделать Чубайс /08.12/
Ваше лукавство тревожит меня, Анатолий Борисович. Пока Вы на всю страну говорите об угрозах демократии и необходимости скорейшего объединения демократических сил, Ваши ближайшие помощники целенаправленно разрушают и делают бессмысленными все Ваши попытки добиться того, о чем Вы говорите.
Евгений Сабуров, Политические выборы и теория рационального выбора /02.12/
Письмо первое. Исследования, проводимые на базе теории человеческого капитала, рассматривают его приращение как результат инвестирования в себя в процессе образования. Письмо второе. Письмо третье. В 2008 году модернистская часть человеческого капитала России станет больше традиционной на 10%. Гамбит Сабурова: политгипотезы.
Н.Л. Хананашвили, Ярмарка или форум? /28.11/
Я участвовал во всех ярмарках ПФО, а также в обоих форумах. Поскольку невозможно охватить все, что происходило на Форуме-2003, сложилась фрагментарная картина авторских впечатлений, разговоров с участниками, слухов за прошедшие три дня. Попытаюсь из этих паззлов сложить общую панораму.
Геннадий Красухин, Не буди лихо! /25.11/
Соглашаться с Быковым в том, что скоро "начнется кровавое самоистребление с ожиданиями ночных звонков", не хочется. Положите руку на сердце - не было ли у Вас такого предчувствия в августе 1991-го или в октябре 1993-го? А если было, то подумайте о том, насколько ближе было оно к тогдашнему, а не к теперешнему времени.
Михаил Немцев, Наша русская философия /21.11/
В продолжение темы статьи Николая Плотникова "Философия для внутреннего употребления". Философия выполняет свои функции в мировой культуре, не являясь ни литературой, ни наукой, ни богословием... будучи просто философией; и она должна быть! Наша философия есть русская философия; будем же русскими философами всерьез.
предыдущая в начало следующая
О.Н. Яницкий
О.Н.
ЯНИЦКИЙ
Профессор Института социологии РАН
yanitsky@mtu-net.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100