Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Новости | Путешествия | Сумерки просвещения | Другие языки | экс-Пресс
/ Вне рубрик / Сумерки просвещения < Вы здесь
"Я вишу на пере у Творца..."
Дата публикации:  7 Февраля 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

В нашей начальной школе есть предмет, который официально называют по-разному, а между собой и учителя, и ученики чаще всего называют эти занятия ИЗО. В зависимости от того, кто и как преподает ИЗО, это могут быть уроки, где дети только рисуют и лепят. В иных случаях они еще и рассматривают репродукции и слушают рассказы о художниках. Распространена и некая смесь из ИЗО и того, что в мои времена называли "труд". В одной школе на этих уроках целый год дети только и делали, что плели макраме, в другой (по рассказам моего знакомого первоклассника) - складывали зверюшек из бумаги на манер "оригами", в третьей - делали маски для очередного школьного представления.

Д.Митрохин. Стекло. (1967 г., Россия)

Я не верю в особую детскую одаренность к изобразительному творчеству. Я даже не получаю особого удовольствия от выставок детских рисунков и потому на них не хожу. Но я знаю, что обычный, психически здоровый ребенок рисовать, как правило, любит.

Как известно, рисование и лепка - это очень эффективные способы дать выплеснуться детским эмоциям. Поэтому, например, совсем маленьким детям, которым еще трудно держать в руках кисточку и тем более трудно - заставить карандаш вывести что-то кроме загогулин, позволяют рисовать на больших листах, макая палец в раствор гуаши. Или лепить, пользуясь любыми подручными средствами - пластилином, бусинами, камешками.

Но я никогда не слышала о том, чтобы в начальной школе детей учили любить и понимать искусство как таковое. А ведь с точки зрения развития художественного восприятия современные маленькие дети поставлены в весьма специфическое положение.

С одной стороны, благодаря телевидению и нашествию глянцевых журналов с их сверхнатуральным изображением всего - от котят до автомобилей, а также доступности домашней цветной фотографии и изобилия высококачественных фоторепродукций (календари, тетрадные обложки и т.п.), дети окружены многоцветным сверкающим миром. По сравнению с этим фейерверком цвета, мир моего детства (то есть 30-е годы) должен представляться бескрасочным и унылым.

Д.Митрохин. Груши (1959 г., Россия)

С другой стороны, привычка к восприятию агрессивно-натуралистического изображения входит в безусловное противоречие с тенденцией подлинного искусства - представлять мир преображенным духовным видением художника.

Выходит, что идеологемы, благодаря которым мои ровесники из числа специально "неприобщенных" воспитывались только на Высоком Ренессансе и русских передвижниках, а потому уже взрослыми людьми должны были учиться понимать Лентулова и Джакометти, - отнюдь не единственное препятствие. И уж конечно - не главное.

Я не берусь судить, как учить ребенка рисовать, лепить или конструировать предметную среду. Это, в общем, дело профессионалов. А вот как научить ребенка смотреть и видеть - мир вокруг себя и мир искусства, в частности, - с этой задачей сталкиваются все родители и многие взрослые, которые так или иначе взаимодействуют с детьми.

Оказалось, что можно разработать некий последовательный путь, идя по которому реально продвинуться к решению этой нетривиальной задачи. Об этом рассказала Светлана Прудовская в учебном пособии "Твой коллега-художник (практическое введение в искусствознание)" (Москва, 1994). Эта небольшая книжка - формат 1/16, всего 144 стр. - была издана по соросовской программе "Обновление гуманитарного образования в России".

Д.Митрохин. Рискуя оказаться несправедливой, замечу, что из большого набора учебных пособий для младших школьников, по этой программе изданных, я почти не нашла столь удачных и по сути, и по изобразительному решению.

Я никогда не видела Светлану Прудовскую и знаю о ней только то, что сообщено в книге. А именно: она преподавала изобразительное искусство в школе-гимназии #1567 (судя по сведениям, почерпнутым мною из интернета, преподает там и по сей день) и на основе своего опыта разработала этот курс. Курс рассчитан на три года (при условии, что на занятия отводится два часа в неделю). И хотя текст книги обращен к ребенку, но очевидно, что в руках заинтересованного педагога он послужит отличным руководством.

Некоторый ключ к уровню книги задается тем, что первая предлагаемая нам иллюстрация - это гравюра М.Эшера "Пятый день творения". Понятно, что при формате 1/16 трудно рассчитывать на хорошее воспроизведение иллюстративного материала; тем не менее не только черно-белые картинки, которых в книге множество, но даже и цветные иллюстрации воспроизведены достаточно качественно.

Во всяком случае, когда автор предлагает посмотреть на пятна краски на акварелях Конашевича, нам есть куда посмотреть. Вообще, подбор иллюстраций делает автору честь. Не только потому, что она смело предлагает детям непривычные для нас (все еще!) "Формы" Бранкузи, но прежде всего потому, что С.Прудовская виртуозно использует иллюстративный материал для последовательного рассказа об основах изобразительного искусства.

Д.Митрохин. Книги на полках. (1966 г., Россия)

Оказывается, можно маленьким детям вполне доступно объяснять, что такое форма, пространство, линия, красочное пятно и даже композиция.

Вот как вводится цвет:

Нарисуй два круга O O.

Подумай, что они могут значить?

Например, первый круг - это мячик, а второй - помидор. Или наоборот? Как же узнать, уточнить это?

Дальше следует задание: "Перерисуй и заполни контуры геометрических фигур цветом - акварелью, фломастерами, цветными карандашами или ручками" (следуют несколько фигур - круги, треугольник, овал).

Затем дана отсылка к "Галерее Карандаша" - небольшой подборке цветных иллюстраций в конце книжки, где в цвете репродуцированы "Красные рыбы" Матисса. Та же работа на том же развороте книги воспроизведена в черно-белом варианте - не знаю, случайно или намеренно, - но эффект цветности становится особенно броским.

Формы, фактура, линии и кляксы, акварели, живопись с прямой и обратной перспективой, силуэт, "Бой быков" Пикассо, "кляксы" Дж.Поллока, иконы, скульптура Междуречья, греческие краснофигурные вазы, египетские иероглифы, титульные листы советских детских книжек - и все это "работает" на основную концепцию автора. А именно: надо показать ребенку, что его окружает бесконечно разнообразная, играющая и струящаяся жизнь, и она же в преображенном виде является материалом искусства.

Поэтому мы лепим из хлеба, вырезаем подарочные открытки из чего придется, создаем актеров маленького театра из ластиков и коробочек, сами рисуем обложки и делаем книжки, маски и мультипликации, а еще и мобили из карандашей и фольги. И в процессе этих забавных занятий постигаем, что такое равновесие в композиции, симметрия в природе и в искусстве, плоскость и объем, контраст и колорит.

А.Дюрер, Заяц. (1502 г., Германия)

Да, дети любят, чтобы было "как в жизни". Но "как в жизни" писал и Дюрер (приведено его энциклопедически точное изображение зайца), и уникальный наш график Д.Митрохин, четыре работы которого даны на отдельной странице, и братья Лимбурги, работавшие во Франции в XV веке (репродукция вынужденно очень мелкая, но волшебство сохранилось).

И вот все это несказанное богатство удивительным образом уместилось на 9(!) печатных листах офсета #1. С грифом бесплатно.

Воистину:

Я креплюсь на пере у творца
Терпкой каплей густого свинца.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Андрей Пресс, Новые эксперименты над новым поколением /05.02/
Ректор РГГУ инициировал реформу: экзамены не сдавать, за знаниями следить. В результате роль экзаменов стали играть - втайне от руководства - семинары и коллоквиумы. Стоит ли продолжать и дальше в этом духе - или все-таки остановиться и еще раз хорошенько подумать?
Елена Голубева, "Англичанка" - редкий вид. Хватай, а то убежит /05.02/
Почему люди, знающие английский, идут в школу? И что их там объединяет, кроме полового признака? В любом случае их надо занести в Красную книгу!
Елена Вигдорова, При свете настольной лампы /29.01/
Реформирование образования в первую очередь должно коснуться педагогических институтов и университетов. Все равно, чему мы учим - математике, истории или языку: важно, как мы это делаем. Мы должны научить учиться, свободно пользоваться информацией. Человек имеет право не знать, как пишется слово "корова", но он должен понимать, как пользоваться словарем.
Александр Поддьяков, Обучение со злым умыслом /22.01/
Вперед к прошлому - сокрытие знаний как староновая образовательная стратегия. Информационное общество будут строить дезинформированные дети.
Артем Ермаков, Неопознанный общественный объект /21.01/
Российская средняя школа - наследница идей Яна Амоса Коменского и традиций советской школы. Как синхронизировать ее наследственный универсализм с современной виртуальностью? Устойчивую иерархию ценностей с нынешним релятивизмом? В любом случае настоящий кризис школы - предвестник формирования нового общественного организма. Наподобие городской коммуны - или сельской общины.
предыдущая в начало следующая
Ревекка Фрумкина
Ревекка
ФРУМКИНА
frum@rinet.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Сумерки просвещения' на Subscribe.ru