Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Новости | Путешествия | Сумерки просвещения | Другие языки | экс-Пресс
/ Вне рубрик / Сумерки просвещения < Вы здесь
Стандарт vs. менеджмент
Образование как отрасль экономики

Дата публикации:  11 Мая 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

В рамках правительственной программы реформы образования достаточно четко прослеживается тенденция к пониманию образования в первую очередь как своеобразной отрасли экономики России. Задачи, которые ставятся перед образованием, носят в основном сугубо прикладной, при всей высокопарности формулировок, характер. Система образования, как школьного, так и высшего, должна выдавать стране не только квалифицированных специалистов, но и просто граждан, обладающих специфическим набором установок и ценностных ориентаций, что должно стать основой решения нескольких проблем первостепенной важности для правительства.

Перед правительством стоит задача освободить государство (читай: самое себя) от бремени социальных обязательств. До настоящего момента этот процесс шел под прикрытием личной популярности президента Путина и вне пристального внимания масс. Но одно дело - когда вводится какой-то ЕСН, малопонятный большинству, и совсем другое - когда переходят к полной оплате коммунальных услуг, - это ближе, понятнее, ощутимее. Что бы ни говорили о поддержке населением "правого" курса на думских выборах в лице "Медведя" и на президентских - в лице В.В.Путина, абсолютно очевидно, что и "Медведь", и сам президент в глазах их избирателей представляли отнюдь не право-либеральное крыло нашего политического спектра. Более того, ожидания многих из них как раз были связаны с патерналистскими представлениями о роли государства, с которыми и собираются бороться Греф и Ко. Воспитание целого поколения граждан, не ожидающих ничего сверхъестественного от государства, становится в этих условиях первостепенной задачей реформаторов образования.

Замечу, речь идет не о создании "среднего класса", действительно материально независимого от государства, а о "воспитании чувств" всего населения. Хотелось бы сказать, что это знаменует приход к власти первого поколения немарксистских экономистов, которым идеи Макса Вебера ближе, чем формула "бытие определяет сознание", однако мне кажется, что на самом деле этот путь лишь представляется власти более простым. Идея, в конечном счете, не лишена парадоксальности: получается, что граждане должны в идеале испытывать сложный комплекс эмоций, выражаемый формулировкой типа "спасибо партии и правительству за мою самостоятельность".

Шутки шутками, но все это подразумевает достаточно жесткую систему стандартизации, так как и задачи реформы, и ее конкретные шаги требуют, по крайней мере, движения в сторону полной унификации образования. А потому о каких бы то ни было авторских системах обучения, о всяческой альтернативности, о свободе выбора "спокойно" можно забыть.

"Экономический" подход к образованию в правительственной программе проявляется и в том, что ее авторы рассматривают объект реформы как отрасль народного хозяйства - не только в плане целей и задач, но и в плане стратегии управления соответствующими учреждениями, которые теперь, впрочем, должны стать "организациями". Если образование - просто специфическая отрасль экономики, то и управление в ней надо бы осуществлять обычными для экономики способами. И здесь правительство наталкивается на казалось бы странный вопрос: какими средствами нужно управлять образованием? Однако, чтобы ответить на это вопрос, надо четко представлять, какую именно отдачу вы ожидаете получить от своих вложений в то или иное предприятие и что будет мерилом эффективности?

Традиционными индикаторами качества образования служат успеваемость учащихся, процент поступивших в высшие учебные заведения или аспирантуру и т.п. Эти критерии оценки никто не отменял, и реформа в значительной степени направлена именно на стандартизацию этих показателей и методов их измерения. В то же время реформа связана с серьезной трансформацией финансирования образования, и одним из лейтмотивов становится самоокупаемость или, по крайней мере, сравнительная экономическая эффективность образовательных организаций. Для оценки этих показателей требуется совсем другой инструментарий, а для их улучшения - совсем другое поведение самих этих организаций.

Таким образом, мы имеем два различных направления совершенствования системы образования и две различных стратегии управления. Можно бросить все силы на создание стандарта образования и надзор за его соблюдением всеми образовательными учреждениями. А если учитывать все аспекты стандартизации, то надзирать, по-видимому, придется не только за "слабыми" школами, но и за "сильными". Что делать с последними - не вполне ясно, так как бороться с качеством образования только ради равенства возможностей при поступлении в вуз все-таки не совсем рационально. Однако логика единого экзамена тяготеет именно к такой постановке вопроса. В рамках существующей программы реформы "стандарт" приходится понимать значительно шире, нежели "необходимый минимум". Другой вариант - оставить все на усмотрение рыночных механизмов, когда сочетание потребностей работодателей, требований вузов и возможностей школ определят первых и последних в этой гонке. Замечу, что речь не идет непременно о стопроцентно платном образовании, в общем, эта модель может существовать и в условиях дотируемого и формально бесплатного образования. Так, родители, живущие в центре Москвы, уже сегодня могут достаточно свободно выбирать между 3-4 школами для своего чада, а при достаточной самостоятельности ребенка география расширяется - как за счет дополнительных школ, так и за счет живущих за пределами центра родителей. Существует множество формальных и неформальных ограничений разного свойства на пути такого свободного выбора, но в целом модель работает: существуют школы "престижные" и "непрестижные", хотя все это, казалось бы, стандартные средние общеобразовательные школы (разве что с разными "уклонами"). Руководство школ существование такого "рынка" хорошо понимает и старается создавать конкурентные преимущества на вверенных им участках. Одной из основных форм деятельности на этом направлении становятся контакты с университетами и вузами, являющиеся большим плюсом в глазах родителей. Короче говоря, значительное число московских школ и вузов уже существуют в рамках этой модели, остается добавить только одну маленькую деталь: на сегодняшний день почти все транзакции в этой сфере следует относить к теневой экономике.

Однако, нужно ли требовать или ожидать от реформы легализации этой модели отношений в сфере образования? Для меня ответ на этот вопрос не очевиден. Во-первых, на сегодняшний день она отнюдь не универсальна и в значительной мере функционирует именно потому, что находится в "серой зоне" и избавлена от многих издержек, которые непременно несла бы, будь она нормальным бизнесом. Во-вторых, такого рода "конкуренция" подпитывается как раз недостатком унификации требований к учащимся в разных регионах и на разных уровнях. В-третьих, я в принципе не уверен в применимости классических правил конкурентной рыночной экономики к области образования. Слишком много обстоятельств мешает здесь работать ряду фундаментальных функций рынка. Так, в частности, родители крайне редко могут реализовать функцию "ухода" (в терминах А.Хершмана: см. Albert O. Hirschman "Exit, Voice and Loyalty: Responses to decline in firms, organizations and states") относительно услуг конкретного образовательного учреждения. Другими словами, в случае недовольства качеством они не могут отказаться от услуг одной школы и обратиться к услугам другой так же легко, как они могут сменить сорт стирального порошка или кофе. Не могут хотя бы потому, что их заботит душевное равновесие ребенка. Смена же школы зачастую - травма для него. Гораздо более действенными могли бы оказаться стратегии "голоса" (в терминах того же А.Хершмана), подразумевающие уже совсем другую модель отношений между поставщиками и потребителями услуг, носящую скорее социальный, нежели рыночный характер. Возможно, работа на этом направлении - институциональное оформление родительского влияния на руководство школ - могла бы принести гораздо более ощутимые плоды, выходящие за рамки собственно образовательной сферы. Избранный же курс на создание "рынка образовательных услуг" в сочетании с кампанией по стандартизации может обернуться цепочкой невнятных результатов, мало относящихся к совершенствованию образования как процесса познавательного и воспитательного.

Выбор между четким образовательным стандартом, обеспечивающим единство национальной образовательной системы, и моделью свободного формирования программ учебных заведений - скорее всего просто не может быть сделан однозначно. За последние несколько десятилетий мы имели опыт и того, и другого, имели возможность оценить плюсы и минусы обоих вариантов. Предлагать некую примирительную середину тоже не хочется, наша новейшая история изобилует иллюстрациями к кнышевскому определению компромисса как встречи двух милых людей на дне пропасти, которая разделяет их взгляды. К сожалению, "золотая середина" далеко не всегда высчитывается арифметически. Выбор все-таки должен быть сделан в пользу одной из систем, которая станет государственной политикой в этой области. Но никогда нельзя отказываться от альтернатив: и от "генеральной линии" должны быть отклонения.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Елена Голубева, Свобода приходит нагая (часть третья) /03.05/
Подобно гоголевской героине, учительнице остается разложить перед собой все многообразные учебники и причитать: вот если бы к системе упражнений Бонка добавить современные темы для дискуссий, да игровые задания из оксфордских и лонгмановских книг, да тексты из старых школьных учебников - этак у нас все на иностранных языках заговорят.
Илья Смирнов, Министерство будущего - от Прокофьева до Филиппова /26.04/
Мы многое потеряли в области образования за последнее десятилетие. Но простого восстановления уже недостаточно.
Елена Голубева, Свобода приходит нагая (часть вторая) /25.04/
Иной раз учебники языка предлагают обсудить тему "Каким образом СМИ помогают подросткам выработать широкое понимание окружающего мира?" Возможно, если бы учитель обладал способностями В.В.Познера, урок достигал бы своей цели. Но подросткам обычно интересны другие вещи, и если в классе не получилась дискуссия - спрос с меня, как с "Познера".
Владимир Соколенко, Вуз: социальная база тоталитарного дискурса? /04.04/
К вопросу о реформе образования. "Господа первокурсники, представьте себе: распахивается дверь аудитории, входит Ректор и говорит: "Дорогие мои! Нет более сил смотреть на ваши страдания! Вот вам ВСЕМ дипломы "красные", и - гуляйте!" А дальше я со злорадством наблюдаю остановившиеся глаза, открытые рты и впервые в жизни осознание того, что идти-то некуда.
Татьяна Базжина, Ловля средств для человеческого капитала /02.04/
Где, как не в "Русском журнале" люди рассказывают о том, что они прочитали книжку. Я тоже прочитала книжку. Толстую. Из нее ясно ровно одно: чиновники понимают, что в России должно быть образованное население, но как это сделать реально - им неведомо.
предыдущая в начало следующая
Арсений Расторгуев
Арсений
РАСТОРГУЕВ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Сумерки просвещения' на Subscribe.ru