|
||
/ Вне рубрик / Сумерки просвещения < Вы здесь |
Почему я против "Тихого Дона" в школе? Дата публикации: 27 Августа 2003 получить по E-mail версия для печати Странно все-таки, что споры о том, каким быть новому образовательному стандарту по литературе, "зациклились" на романе М.А.Шолохова "Тихий Дон". Кто-то "за", кто-то "против". Мне так кажется, что есть вопросы и поважнее. Однако в этом споре нужно, что называется, "определяться". Я и выбираю - я "против". Дело, конечно, не в том, что вопрос об авторстве "Тихого Дона" так и висит в воздухе. В конце концов, был ли Шекспир и какой Гомер написал "Илиаду", а какой - "Одиссею", мы тоже не знаем. Есть роман - почему бы его не читать? И какой роман... Говоря словами В.Васильева, автора предисловия к одному из последних изданий "Тихого Дона" -"центральное произведение века, века революций и гражданских войн" (Шолохов М.А. Собр. соч. в 9 т. Т.1 - М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 2001). Почему так не хочется мне идти с ним к школьникам? Чтобы разобраться, открываю книгу. Почти наугад.
Мастерская рука, не правда ли? Так конкретно и зримо, что легко можно представить себе каждую подробность. Мир казачества, показанный автором "Тихого Дона", вообще поражает своей жестокостью и дикостью. Иногда примитивность и грубость героев показываются почти мимоходом (но все равно с натуралистическими подробностями):
А вот некоторые повороты судеб героев романа. Аксинья, главная героиня, еще в юности была изнасилована собственным отцом, а тот после этого был забит насмерть женой и сыном. Рассказывается об этом так:
Совсем молодой насмерть забита бабка Григория Мелехова, турчанка. Хуторяне обвинили ее в колдовстве, и после зверских побоев, успев родить ребенка, она умерла. А вот как ее муж мстит убийцам: "У амбара Прокофий настиг тяжелого в беге батарейца Люшню и сзади, с левого плеча наискось, развалил его до пояса". Еще один герой, Дмитрий Коршунов, готов изнасиловать свою сестру Наталью. Даже любовь Григория Мелехова и Аксиньи, рассказ о которой составляет главную линию романа, начинается с жестокости: "Рывком кинул ее Григорий на руки - так кидает волк к себе на хребтину зарезанную овцу, - путаясь в полах распахнутого зипуна, задыхаясь, пошел" (кн.1, ч.53, гл. IX). (Заметим в скобках, что последняя сцена выигрывает по сравнению с цитированными выше: подробное натуралистическое описание жестокости здесь заменяется образным сравнением). Ряд картин изнасилований, драк и убийств, нарисованных в романе, можно множить и множить. Как хотите, а я не хочу читать с учениками этого. Нет, я не за то, чтобы скрывать от них правду. Более того, привыкла относиться к ним всерьез и без скидок. А значит, и разговаривать на равных и на совсем непростые темы. Но, согласитесь, для того, чтобы читать такой текст и не сломаться, нужен немалый жизненный опыт. И еще. Представим себе городских школьников, как правило, не знающих деревни, тем более не знающих глубоких и нравственных корней традиционной деревенской культуры. Неужели сторонники изучения "Тихого Дона" в школах искренне полагают, что такие школьники, слыша от учителя об "истинно народном произведении" М.Шолохова, сумеют по достоинству оценить этот, в общем-то не известный им, народ? Впрочем, может быть, не стоит волноваться? Большинство читает "поверх текста" (будем откровенны: школьное преподавание немало способствует этому). А значит, и о романе, ученики узнают прежде всего от учителя. Учитель же будет говорить не о том, что Григорий Мелехов виновен в гибели двух близких ему женщин - Натальи и Аксиньи, а о его психологической сложности. О том, что так и не появится в этом образе примитивной прямолинейности и однозначности, и он слишком сложен для того, чтобы сделать однозначный выбор, которого требует время. И обилие жестокости объяснит учитель: ведь роман рассказывает о разрушении семейных устоев, и виной тому война, в том числе братоубийственная война. Вот жены и неверны воюющим мужьям. Вот казаки и насилуют коллективно Франю. Еще скажет о стремлении автора к объективности, о его отказе от жесткого деления персонажей на плохих и хороших, вне зависимости от того, к какому лагерю они принадлежат. И во всем этом будет прав. При этом отмечу: навряд ли учитель будет говорить о том, что чисто исторические главы романа слабо связаны с событиями основной сюжетной линии, что если автор и выражает свою позицию, то делает это достаточно декларативно (например, кн.1, ч. 3, гл. VI; кн.3, ч. 6, гл. XXXVIII), что обнадеживающий финал романа искусственен. Впрочем, вступать в спор о том, плох роман или хорош, здесь не место. Но сказать о том, что не представляю, как идти в класс с подробным разговором о "Тихом Доне", считаю необходимым. поставить закладку написать отзыв
|
|
|
||