Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Новости | Путешествия | Сумерки просвещения | Другие языки | экс-Пресс
/ Вне рубрик / Сумерки просвещения < Вы здесь
Мастера нехудожественной цитаты
Дата публикации:  28 Октября 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Не буду повторяться в критических нападках на темы выпускных сочинений этого года. Во-первых, потому, что коллеги уже достаточно поработали в этом направлении (Е.Полтавец "Сочинение, которое мы выбираем" ("Литература"), И.Щербина "Достойна ли Софья любви?" ("Литература"), Л.Айзерман "А вы могли бы?" ("Учительская газета"), Т.Ионичева, С.Семенова, Л.Соколова "Выпускников - в угол" ("Учительская газета"), Н.Иванова-Гладильщикова "Первого апреля литература закончилась" ("Известия").

Во-вторых, потому, что дело это совершенно бесполезное. Создатели тем и, главное, высокая, утвердившая эти темы инстанция не ведают, что творят.

"Не стреляйте в музыкантов, они играют как умеют!" Единственное, что настораживает - это министерское высокомерие: "Нас совершенно не интересует, что вы, словесники, о нас думаете. Все равно мы всегда во всем будем правы". Ну, да и Бог с ними - с неведающими.

Хотя многие писавшие о нелепости представленных тем указывали на тайный умысел: "Мы вам такие темы сочинений дадим, что вы невольно признаете правомерность и перспективность долго и безуспешно внедряемых министерством изложений". Мол, не мытьем так катаньем... Но мы далеки от подозрений в таком коварном умысле наивно заблуждающихся.

Страшнее другое - это то, как внедряется в учительскую и ученическую среду неуважение к культуре, к мысли, к тексту. Все началось со скандального искажения слов Пушкина в первом варианте тем, опубликованных министерством в приложении "Литература" к газете "Первое сентября", когда "Отцы пустынники и жены непорочны..." читалось: "Отцы пустынники и девы непорочны..." Оговорка-то неслучайная: вот уж воистину насквозь ханжеское сознание подсказало эту ошибку. Причем понятно, что материал смотрели десятки человек, и ни у кого на слуху не было этой хрестоматийной строчки, никого не царапнула эта дикость. Но даже и в последнем, тщательно сверенном, уже разбитом на блоки варианте проявляется небрежное отношение к цитате. Так, стихотворение А.А.Фета "Еще майская ночь" сопровождает многоточие. Составители комплекта дают ясно понять, что оно названо по первой строчке. Неужели лень было заглянуть хотя бы в оглавление? Вы скажете - мелочи. Но именно неряшливость в мелочах - плод пренебрежительного отношения к литературе. И уж что говорить о школьниках, если это позволяют себе важные чиновные дяди и тети.

Такое отношение с удивительной откровенностью проявляется в том, как извлекаются цитаты - формулировки тем сочинений. Внешне они, очевидно, призваны продемонстрировать широту образованности составителей тем, их мировоззренческий кругозор, желание выявить философскую направленность современного литературного образования. Сколько книг нужно было пересмотреть, сколько ночей нужно было оставаться без сна! Здесь тебе и Страхов, и Бердяев, и Достоевский, и...

Разочаруйтесь, читатель! Все было много проще! Есть такая книжка "Мудрость тысячелетий" (М.: "Олма-Пресс", 2002). Книга эта, как я понимаю, рассчитана на домохозяек, беседующих в перерывах между сериалами с великими, - так, знаете ли, запросто на диване. Наверное, обращаются к ней и ораторы средней руки, не имеющие референтов и надергивающие впопыхах цитаты в очередное публичное выступление, да еще молодые люди, очаровывающие "высокой мудростью" не менее высоких, длинноногих девиц.

"Мудрые мысли" в вышеупомянутом фолианте подобраны по тематическому принципу и пронумерованы: "Брак, дом, семья, вера", "Война и мир", "Воспитание", "Добро и зло", "Искусство" и т.д., это как раз как нельзя более кстати и пришлось ко двору министерству, заявившему о том, что "свободные темы", будут сформулированы с учетом эстетических и нравственных категорий. Поэтому-то совпадение тем выпускных сочинений с афоризмами не случайно. Мне бы не хотелось утомлять вас количеством примеров, но наглядность этого требует.

# Комплекта тем сочинений

# афоризма "Мудрость тысячелетий"

#3. "Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования..." (Ф.М.Достоевский).

#2431. "Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования..." (Ф.М.Достоевский).

#4. "Смех часто бывает великим посредником в деле отличия истины от лжи..." (В.Г.Белинский).

#2249. Смех часто бывает великим посредником в деле отличия истины от лжи..." (В.Г.Белинский).

#6. "Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная..." (А.С.Пушкин).

#2110. "Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная..." (А.С.Пушкин).

#9. "Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей..." (Ф.М.Достоевский).

#2435. "Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей..." (Ф.М.Достоевский).

#13. "Школа несчастья есть самая лучшая школа..." (В.Г.Белинский).

#2275. Школа несчастья есть самая лучшая школа..." (В.Г.Белинский).

#17. "Родник поэзии есть красота..." (Н.В.Гоголь).

#2165. "Родник поэзии есть красота..." (Н.В.Гоголь).

#32. "Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный - невозможно..." (А.С.Пушкин).

#2108. "Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный - невозможно..." (А.С.Пушкин).

#35. "Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих..." (Ф.М.Достоевский).

#2407. "Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих..." (Ф.М.Достоевский).

#39. "Найти свою дорогу, узнать свое место - в этом все для человека, это для него значит сделаться собой..." (В.Г Белинский).

#2230. "Найти свою дорогу, узнать свое место - в этом все для человека, это для него значит сделаться собой..." (В.Г.Белинский).

#42. "Воспитание - великое дело: им решается участь человека..." (В.Г.Белинский).

#2183. "Воспитание - великое дело: им решается участь человека..." (В.Г.Белинский).

#43. "Всякая благородная личность глубоко сознает свои кровные связи с отечеством" (В.Г.Белинский).

#2185. "Всякая благородная личность глубоко сознает свои кровные связи с отечеством" (В.Г.Белинский).

#45. "Болезнь любви неизлечима..." (А.С.Пушкин).

#2035. "Болезнь любви неизлечима..." (А.С.Пушкин).

#53. "У истинного таланта каждое лицо - тип, и каждый тип для читателя есть знакомый незнакомец..." (В.Г.Белинский).

#2261. "У истинного таланта каждое лицо - тип, и каждый тип для читателя есть знакомый незнакомец..." (В.Г.Белинский).

#59. "Хорош Божий свет. Одно только нехорошо - мы" (А.П.Чехов).

#2388. "Хорош Божий свет. Одно только нехорошо - мы" (А.П.Чехов).

#60. "Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом..." (В.Г.Белинский).

#2239. Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом..." (В.Г.Белинский).

#61. "...Правда и красота... всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле..." (А.П.Чехов).

#2772. "...Правда и красота... всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле..." (А.П.Чехов).

Нас могут обвинить в недостатке снисходительности: не такой уж большой криминал - воспользоваться за недостатком времени и культуры "подсобными средствами", Ну что ж, не будем задерживаться и пойдем дальше. А дальше самое интересное. Авторы формулировок, мягко говоря, творчески поработали с высказываниями классиков, "сократили", чудовищно исказили смысл. Вот это уже не шалости.

# Комплекта тем сочинений

# афоризма "Мудрость тысячелетий"

#6. "Человек - целый мир..." (Ф.М.Достоевский)

2431. "Человек - целый мир, было бы только основное побуждение в нем благородно"

#11. "Жизнь скучна без нравственной цели..."

2395. "Жизнь скучна без нравственной цели, не стоит жить, чтобы только питаться, это знает и работник - стало быть, надо для жизни нравственное занятие"

#12. "Искусство стремится непременно к добру..." (Н.В.Гоголь).

2153. "Искусство стремится непременно к добру, положительно или отрицательно: выставляет ли нам красоту всего лучшего, что ни есть в человеке, или же смеется над безобразием всего худшего в человеке. Если выставишь всю дрянь, какая ни есть в человеке, и выставишь ее таким образом, что всякий из зрителей получит к ней полное отвращение, спрашиваю: разве это уже не похвала всему хорошему? Спрашиваю: разве это не похвала добру?" (Н.В.Гоголь).

#26. "Мужество есть великое свойство души" (Н.М.Карамзин).

1909. "Мужество есть великое свойство души; народ, им отмеченный, должен гордиться собой" (Н.М.Карамзин).

#33. "Искусство всегда помогало человеку в отыскивании идеала..." (Ф.М. Достоевский).

2398. "Искусство никогда не оставляло человека, всегда отвечало его потребностям и его идеалу, всегда помогало человеку в отыскивании идеала, - рождалось с человеком, развивалось рядом с его исторической жизнью".(Ф.М. Достоевский).

#34. "Страданиями и горем определено нам добывать крупицы мудрости..." (Н.В. Гоголь).

2166. "Страданиями и горем определено нам добывать крупицы мудрости, не приобретаемой в книгах". (Н.В. Гоголь).

#68. "Смысл человеческой жизни заключается в беспокойстве и тревоге" (А.А. Блок).

4611. " Тот, кто поймет, что смысл человеческой жизни заключается в беспокойстве и тревоге, уже перестанет быть обывателем" (А.А. Блок).

Искажение смысла цитат возмутительно, но еще более возмутительно цитирование с прямым искажением смысла, когда цитата прямо противоречит смыслу авторского высказывания. Москве в этом году выпало писать, в том числе, и тему "Раскольников есть истинно русский человек именно в том, что дошел до конца, до края той дороги, на которую его завел заблудший ум" (Н.Н. Страхов). А вот как выглядит фрагмент из второй статьи Н.Страхова "Преступление и наказание": "Раскольников есть истинно русский человек именно в том, что дошел до конца, до края той дороги, на которую его завел заблудший ум. Эта черта русских людей, черта чрезвычайной серьезности, как бы религиозности, с которою они придаются своим идеям, есть причина многих наших бед. Мы любим отдаваться цельно, без уступок, без остановок на полдороги, мы не хитрим и не лукавим сами с собою, а потому и не терпим мировых сделок между своей мыслью и действительностью. Можно надеяться, что это драгоценное, великое свойство русской души когда-нибудь проявится в истинно прекрасных делах и характерах. Теперь же, при нравственной смуте, господствующей в одних частях нашего общества, при пустоте, господствующей в других, наше свойство доходить во всем до краю - так или иначе - портит жизнь и даже губит людей. Одно из самых печальных и характеристических явлений такой гибели и хотел изобразить нам художник".

Без комментариев!

И все-таки "Не стреляйте в министерских чиновников, они действуют, как умеют!". Других чиновников у нас, видно, нет. И быть не может. Это ведь вопросы кадровой политики министерства образования, где, как видим, профессиональная компетенция в расчет не берется...

Музыканты-то - музыкантами.

Но дирижеры?


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Сергей Волков, Первый съезд - комом? /24.10/
Первый всероссийский съезд методистов и учителей-словесников позади - а ясности у делегатов в голове не прибавилось. Хозяева были радушны, но работа на съезде была организована почти дилетантски. Многих делегатов никто ни в чем не уполномочил - прислали заявку на съезд и выбили на командировку деньги. Впрочем, первый - он на то и первый.
Ольга Волкова, Вот верный список впечатлений-1 /27.10/
Почему учителя-словесники не знали о проведении своего профессионального съезда? Почему съезд, посвященный преподаванию литературы и русского языка в школе, называется "съездом методистов и учителей-словесников", а не наоборот? Кто замыслил этот съезд и с какими целями?
Геннадий Красухин, За учителя и без учителя /22.10/
За ЕГЭ отвечает В.А.Болотов. Ему хоть кол на голове теши, а он: "Обсуждается возможность совмещения экзаменов по русскому языку и литературе. До конца октября примем решение". А кто решать будет? Глупый вопрос: первый замминистра В.А.Болотов. Это он себе сроки устанавливает для полного уничтожения литературы в школе.
Евгений Сабуров, На чьих костях пляшем? /20.10/
Я с ужасом думаю о том времени, когда подрастет племя более образованных и современных литературоведов. В канон обязательно войдут Сологуб, Кузмин, Ремизов, Белый. Дойдет процесс канонизации и до Вагинова, и до Добычина. О поэзии уж промолчим. На подходе огромный корпус от Мандельштама до Вс.Некрасова. Куда ребенку деваться?!
Алексей Любжин, Сознательный грех? /14.10/
А.А.Пинского не волнует, что происходит с учеником при изучении материала. Мы полагаем, что верно мнение турецкого султана, утверждавшего: тонущий для спасения схватится и за змею. В репликах оппонентов Пинского мы усматриваем в первую очередь именно это и не можем понять, что же здесь морально сомнительного.
предыдущая в начало следующая
Александр Княжицкий
Александр
КНЯЖИЦКИЙ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Сумерки просвещения' на Subscribe.ru