Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Новости | Путешествия | Сумерки просвещения | Другие языки | экс-Пресс
/ Вне рубрик / Путешествия < Вы здесь
В поисках Египта-2
Продолжение

Дата публикации:  17 Июля 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Вторая остановка экскурсионного автобуса у пирамид в Гизе. Предстоящее мне через полчаса или час скорее пугает, чем радует. Прожить жизнь с сознанием, что за пределами доступного тебе мира, есть некие - ну пусть не семь, уже меньше, но - чудес света, чудес на все времена, и лишиться этого сознания - это должно быть грустно. А так скорее всего и будет. Потому как пирамиды ты не мог не износить до дыр по тысячам их изображений, сопровождавших тебя всю жизнь, - от картинки в школьном учебнике до кадров из "Джеймса Бонда" по телевизору.

Но по дурной туристкой инерции я все же делаю некое специальное усилие, сопрягая картины заснеженной промороженной Москва трехдневной для меня давности с ритуальными словосочетаниями: "Одно из самых древних и самых величественных на земле сооружений. Материальное свидетельство одной из самых великих цивилизаций в истории человечества" и т.д. Перебирая эти определения, я скользил взглядом по летящему за окном асфальту, витринам, прохожим, афишам, и когда, наконец, сами эти пирамиды буднично обозначились тремя зубцами вдали, в просветах меж домами, никакого особого волнения не испытал - ну вот и хорошо, подумал я, значит, томиться в автобусе уже недолго, минут через десять-пятнадцать можно будет, наконец, выйти, размять затекшие ноги. Ну, разве еще с завистью вспомнил бунинское описание его паломничества сюда: "от пирамид и солнца кружилась голова". Действо, в котором участвую я, менее всего похоже на паломничество. Последние пять минут автобус тащится вдоль грязной канавы-реки мимо двух- и трехэтажных домиков, а за деревьями мелькают уже вставшие в полный рост пирамиды, похожие почему-то на их макеты в натуральную величину. Мы уже едем вдоль забора, ограждающего архитектурный заповедник от города; поворот налево, в ворота, и автобус, сбросив скорость и задрав нос, карабкается наверх. В окна противоположной от меня стороны салона, полностью закрывая обзор, вплывает основание пирамиды Хеопса. Нечто, напоминающее гигантскую лестницу из полутораметровых каменных ступеней. Автобус кренится на повороте, пирамида перемещается в окнах, и в небо, затянутое тяжелыми облаками, выхлестывает ее ребро - ощущение непомерной мощи и величественности этого жеста обдает холодком.

Вот единственное - отчетливое и сильное - впечатление от пирамид, пережитое мною непосредственно. Все остальное уже шло по разряду туристского шоу.

Нас отвезли на отдаленную смотровую площадку, откуда все три пирамиды вмещаются в видоискатели фотоаппаратов. "На прогулку - двадцать минут", - говорит экскурсовод, и я торопливо пробираюсь сквозь толпу вокруг сувенирных развалов к краю террасы. Но край площадки утыкан японцами, позирующими перед объективами на фоне пирамид. Нужно искать место побезлюднее. Ну и вот он, наконец, тот самый момент: передо мной открытый кусок пустыни, в пустыне три пирамиды и дорога к ним, по которой катят туристские автобусы. Пирамиды большие, очень большие, это заметно по тому, как стремительно, по мере приближения к ним, уменьшаются автобусы. Небо с облаками. Ветер. Я поднял свой аппарат, увидел в видоискателе виденную - уж не знаю сколько раз - картинку и с чувством стыда и скуки нажал на кнопку... Похоже, бессмысленный ритуал с фотокамерой - единственный, что остался современному паломнику. Никакого внутреннего "ах!" не было. Вокруг деловито клацали и щелкали камеры. Сами пирамиды кроме меня не снимал никто. Снимали себя на фоне. Потому как важны не пирамиды, важен сам факт твоего присутствия здесь. Не более того. Нормально... Ну и что дальше? Ах да, можно, наконец, закурить. Ну и, соответственно, расслабиться, посмотреть на пирамиды уже своими глазами. Сосредоточиться, так сказать. Но вот это как раз и невозможно. Сначала теребят "бедуины", предлагая прокатиться на верблюде. Потом налетают дети с книжными закладками из папируса и с открытками вот этих самых пирамид: Мисте! Гуд прайс! Гуд прайс! - Нет. Нет! Отойдите! Не мешайте! - отмахиваюсь я, но их заводит уже само звучание моего голоса. "Е прайс? Е прайс?! Нет, мужик, ты, скажи! Скажи, сколько дашь! Может, мы и сбросим!" - наседают они.

Ну а египетские пирамиды... Вот они, передо мной. Ветер гонит песчаную поземку, небо над пирамидами кажется непомерно огромным, ну а я, прикативший сюда за тысячи километров, трачу отпущенные экскурсоводом для сакральных переживаний минуты на въедливую торговую мошкару. "Уйдите! Уйдите, а то головки поотворачиваю! В унитазе утоплю!" Переводить не надо, дети понимаю хорошо и тут же меняют пластинку: "Бакшишь, мисте! Бакшишь, бакшишь!" - заунывно, жалостливо, упорно. Я поворачиваю голову и встречаюсь глазами с полицейским, круглолицым рябым мужичонкой лет сорока - он при ружье и в черной шинели, похожей на демисезонное пальто, какие продавались в калужских райунивермагах середины шестидесятых. Страж порядка сочувственно кивает издали, что, мистер, достали? Я пожимаю плечами, сам видишь! Он машет рукой, иди сюда. Я поворачиваю к нему, дети тут же отстают. Полицейский сострадательно улыбается и тычет пальцем сначала в себя, потом в мой фотоаппарат, то есть: если хочешь, сними меня. Полицейский в черном пальто мне не нужен, но я тронут: "Ну давай, басурманин. Давай, становись, и тебя на память сниму". Полицейский забрасывает ружье за спину, выставляет вперед пузо и делает грозно-значительное лицо. Я пару раз щелкаю - О кей! Шок хран, дорогой! Выражение лица полицейского тут же меняется на озабоченно-конспиративное: "Мистэ, мистэ, - приглушенно бормочет он, - бакшишь, бакшишь!" А-а... Ну да. Конечно. Вот тебе, служивый, фунт. Полицейский сует бумажку в карман и с мгновенно освободившимся от дружественного участия лицом отворачивается от меня.

Потом автобус наш возвращается к пирамидам, и около часа я гуляю среди неестественно оживленных туристов и гуляющей местной молодежи, разглядываю камни у основания пирамид, колонну, фасад какой-то усыпальницы, очередь перед входом в одну из пирамид (это ж какую туристскую осатанелость иметь нужно, чтоб по своей воле лезть в чужую могилу?). Солнце вышло из-за облаков, потом зашло, закрапал мелкий дождь, вызвавший очередное радостный всплеск оживления вокруг, потом солнце вышло снова, засветилось в мокрых камнях.

Еще я потолкался в толпе, которая продавливалась сквозь коридоры древнего храма возле Сфинкса; на самого Сфинкса посмотрел - ну нет, те сфинксы, что стоят на Неве, волновали меня больше. Немного поснимал пирамиды снизу, от Сфинкса, стараясь строить кадр так, чтобы в него не попадали столики открытых ресторанов. Интересно, как в здешнем меню обозначаются фирменные блюда - "Бефстроганов Хеопса"? "Кебаб от Сфинкса"? И, устав от туристкой бесноватости этого "в египетском духе" "парка культуры и отдыха", пошел разыскивать свой автобус.

Жаль, конечно, но что-то подобное и ожидалось.

Я думал, что это было моим прощанием с пирамидами.

Но вечером, в номере каирской гостиницы, когда я выключил свет, под закрытыми веками вспыхнули - абсолютно новенькими, нетронутыми - картинки с ярко-желтым песком, мокрыми камнями и пирамидами в небе. Вот уж не думал. После Гизы мы много еще чего видели - тот же ночной Каир, с праздничной летней толпой на площадях и перекрестках, с подсвеченными мечетями, с широким ("редкая птица долетит...") Нилом и набережными, с отражениями в черной воде горящих небоскребов и плавающих ресторанов (в одном из них плавали и мы, русские). Но оказалось, что зрительная память сохранила именно пирамиды и что пирамиды впечатали себя там на фоне неба. Затянутое темно-лиловыми облаками, с промоинами синего, небо это не казалось низким и замыкающим пространство. Напротив. И именно оно было естественной средой обитания пирамид, избавившихся от угрюмой тяжести камня. Мощь их казалась отсюда не подавляющей, а - высвобождающей. Ну а туристское оголтелое шоу у их подножия вдруг вывернулось для меня наизнанку, представ чем-то вроде языческого празднества. Праздничным казалось уже само количество людей, засеявших желтую пустыню вокруг пирамид бесчисленными разноцветными точками. А вместе все мы напоминали подростков, изо всех сил пытающихся привлечь чье-то внимание, ну, скажем, Того, Кто И Есть Пирамиды. Вот так, с накатившей задним числом радостью, разглядывал я плывущие под веками картинки, слушал застрявшие в памяти голоса, видел снова лица атаковавших меня ребятишек и мучился от стыда, что не купил ничего. Что за приступ патологической скупости, да и товар был, на самом деле, нужный. Папирусная закладка в Москве зимой, которую перекладываешь, раскрыв в метро книгу, - что может быть лучше?

Похоже, передо мной было действительно одно из чудес света. Просто пирамиды слишком большие, чтоб вместить их сразу. Ну и, естественно, мешает наше "культурное развитие", то есть привычка к рефлексии, количество заготовленных восторгов и заготовленных разочарований, делающих нас слепыми и глухими.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Григорий Каганов, Гарвард: трехсотлетие Петербурга-2 /14.07/
Утверждение новой общероссийской столицы - сперва Москвы, потом Петербурга - никак не обходилось без грубого насилия и без гибели множества людей, большинство которых ни в чем не было повинно. Один вампир стоил другого. А кто из них больше "испил кровушки", неизвестно... Так что вернемся лучше в уютный Гарвард.
Надежда Кожевникова, Jean /08.07/
Что советские граждане могли узнать о реальной жизни в стране, запертые в посольских резервациях? Только в Гаити, одной из беднейших стран в мире, мы оказались избавлены от опеки родного государства. Главное было - продержаться. В людях заложено больше ресурсов, чем они сами полагают, находясь в привычных условиях.
Сергей Костырко, В поисках Египта (экскурсия из Хургады в Каир) /18.06/
Египет начнется раньше, чем вы ожидаете. Во время первой остановки - в Национальном музее. Разумеется, здесь есть историческая экзотика - золото саркофагов, погребальные ковчеги, луки, колесницы. Это интересно. Но завораживает другое - усилие художника, противостоящего исчезновению жизни, воплощенной в этих людях. Противостоящего смерти.
Александр Тельников, Тайна "особой комнаты" /09.06/
"Странное" начинается, когда влечение возникает не у индивидуума, но у "сложившейся пары". Ведь не зря существует понятие "красивая пара"? Моника и Билл так бы и остались безвестными, не выступи они именно как пара. Что же делают подобные пары, если живут в Великобритании? Они идут в клуб "G-spot", и я решил пойти по их следам.
Евгений Ермолин, Краснодар : великая станица /16.04/
Краснодар щедро запасается на будущее, собираясь не сегодня, но завтра переплюнуть гордых северян. Здесь что-то еще будет происходить. Это город, которому, может быть, еще предстоит стать великим. Глядишь, когда-нибудь и при въезде в него будет написано: "Умным - сюда".
предыдущая в начало следующая
Сергей Костырко
Сергей
КОСТЫРКО
sk@russ.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100




Рассылка раздела 'Путешествия' на Subscribe.ru