Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
Тема: Литературная ситуация / Круг чтения / < Вы здесь
Бегство из вавилонского плена
Дата публикации:  15 Апреля 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Во всей полемике, развернувшейся вокруг да около прохановского "Гексогена", мне важно одно. Ольшанский поднял голос свой против монополизации литературной жизни "вавилонской" тусовкой. Литературная жизнь по "Вавилону" - кто не клубится с нами, тот не литература. В основу этого ставится довольно сомнительный постулат: "Писатель должен участвовать в литературной жизни". Черта лысого он должен участвовать! Когда я пишу, мне должно быть все равно, что скажет об этом Кирилл Медведев, Дмитрий Воденников, Александр Солженицын, Владимир Путин.

Азъ, грешный, каюсь, поучаствовал "на заре туманной юности" (апрель 1994 года) в ихних камланиях, но, заметив неладное, отошел. Не знаю, кем бы сделался по прошествии 8 лет, кабы остался при "Вавилоне", - может быть, записным участником литератных "салонов" или корром кузьминского листка - но ничуть не жалею, что, вопреки отговорам Мити Кузьмина, поступил в Лит, съел пару пудов соли, повидал перебывавших на нашем семинаре самых разных поэтов - от покойного Владимира Соколова до ныне здравствующего Гандлевского.

Я нашел свою поэтику - это звучит громко, но это так. Я искал ее сам - без помощи постинтеллектуалов, постконцептуалов, вообще - постпоэтов. Я не хочу, чтобы поэзия превращалась в "аську для интеллектуальцев" с френд-листом десятка онлайновых читателей оной. Когда на фестивале молодой поэзии, в названии которого мелькает международный (!), из год в год рецитируют одни и те же, по большей части, маргиналы.

Я считаю, что маргиналы должны оставаться маргиналами, а не считаться "надеждой русской поэзии" и ее "выдающими" (как говаривал покойный Славецкий) представителями. И гомосексуалисты, которые ничего больше, кроме гомосексуалистов, вот именно должны сидеть и не петюкать или идти себе замуж/жениться за веб-дизайнеров, инсталляраторов, дефибриляторров или что им там больше нравится и не называть это искусством. То же касается бисексуалов и гетеросексуалов - это прозвание не дает еще ровным счетом никакого права.

Я отдаю должное продвиженческому умению Кузьмина, который оных маргиналов выставил так, что они теперь суть записные надежи и опоры русской словесности. Но поэзия происходит от слова "песня" (см. у словенцев и сербов - "песник" - поэт). "Песник", который читает по бумажке свои "умствования" - вирши, написанные не головой даже, а головкой члена, николиже не станет ни читаемым, ниже почитаемым басником (чешское от "баять") промежду кого бы то ни было. Затем, что поэзия, изгубившая музыку и волшбу, бесплодна и праздна.

ВАВИЛОН - ЭТО "РУССКОЕ РАДИО" ОТ ЛИТЕРАТУРЫ. Это то, что нам рассказывает телевизор о жизни, то есть НИЧЕГО. Это те цветы, о которых мы знаем, живя в городе, - то есть одуванчик, роза и тюльпан. Это не "цветущая сложность" и многообразие, а мертвящая гиль.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Литературная ситуация' (архив темы):
Дмитрий Ольшанский, Выводить на снег и расстреливать, или Наша Цветущая Сложность /15.04/
Да, нынешняя власть - по сути глубоко либеральна и потому во многом наследует прежнему позору, однако власть "завтрашняя", и в этом Станислав Львовский прав, будет иной. Принудительность, Неравноправие и Предопределение - есть единственная возможность развития индивида - так, чтобы из него не вышел либеральный даун.
Станислав Львовский, Это зоология /12.04/
В газете "Ex Libris НГ" напечатана фашистская (никаких ярлыков!) статья Дмитрия Ольшанского "Как я стал черносотенцем". Богемные мальчики, оправдывающие концлагеря необходимостью вернуть русской литературе былую витальность, являют собой пример скудоумия, исторического беспамятства и безответственности.
Мария Левченко, Книжный вуайеризм для начинающих маргиналов /11.04/
Поэтическая серия клуба "Проект ОГИ". Авторы новые, молодые, выпускающие в ОГИ первую-вторую книжку, не только актуальнее, но и гораздо интереснее, читабельней, доступнее и ближе мэтров и классиков, изданных здесь же и призванных вроде бы составить фундамент серии.
Владимир Губайловский, "Промежуток" /11.04/
Можно провести параллель между литературной ситуацией 1924 года и 2002, между "Промежутком" Тынянова как мгновенным снимком поэтического пространства - и опросом Курицына. Сегодняшнее ощущение "промежутка" - ощущение "вакаций", отдыха перед подъемом. Ситуация требует не столько прямого творчества, сколько переоценки ценностей.
Александр Агеев, Голод 71 /11.04/
Одна мысль приходит в голову после бесстыдных пиар-кампаний последних недель: как все-таки хорошо и правильно иметь еще одну профессию и зарабатывать на жизнь не одной литературой. Самое лучшее - быть капитаном дальнего плавания, как Виктор Конецкий, и с высоты капитанского мостика чихать на непристойную окололитературную возню.
Леонид Кочетков
Леонид
КОЧЕТКОВ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы:

Rambler's Top100