Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / Век=текст < Вы здесь
Век=текст. Выпуск 19: 1919
Егор Отрощенко

Дата публикации:  19 Июля 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Смерть, как хороший косец, косит полным рядом.
Умирают легко, умирают много.
Может быть, следует сказать: умирают охотно.
Умереть стало естественнее, нежели жить.
А.Эфрос. Во след уходящим. "Москва" #3


СТИХОТВОРЕНИЕ ГОДА | ИЗБРАННЫЕ ЦИТАТЫ | ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ

Стихотворение года

Неприятный сонет


Нет, есть во мне прекрасное, но стыдно
Его назвать перед самим собой.
Перед людьми ж - подавно: с их обидной
Душа не примирится похвалой.

И вот - живу, чудесный образ мой
Скрыв под личиной низкой и ехидной...
Взгляни сюда: по травке золотой
Ползет паук с отметкой крестовидной.

Пред ним ребенок спрячется за мать
И ты, мой друг, спешишь его согнать
Рукой пугливой с шейки розоватой.

И он бежит от гнева твоего,
Быть может, сам не ведая того,
Что значит знак его спины мохнатой.

В.Ходасевич. "Москва" #2.

Избранные цитаты

А.Ремизов. Четвертый круг (Рассказ)


Вошли мы в щель четвертую.

День кончился - сутолока и бестолковщина; день - наполненный голодными порываниями и самыми хитрыми изобретениями добыть какую-нибудь пищу; день - кружащийся между службой, стоянием в хвостах и жалким обедом.

А когда-то и я был человеком и не думал о насыщении!

Странно подумать, что это было когда-то.

И странно думать, что я еще жив.

Вся моя боль канула и вот, как пар, поднялась к ушам моим и глазам, и все, что я вижу и слышу, проникнуто болью.

Улица, встречные - люди и животные - больно бьют меня по сердцу. И я не могу отвести глаз. Но они не видят меня.

Ночь. Ни огонька. Весь наш колодезь успокоился.

А за стеной что-то шуршит, кашляет - это сосед мой бессонник.

Только мы вдвоем и не спим: он - потому что душа у него ночная и дышит она ночью, я - моей работы никогда не кончить и уж рука окоченела, а я сижу и курю, и погаснет тоненькая моя свечка, а я буду так же сидеть.

- Поэты берутся не откуда же нибудь из-за моря, но исходят из своего народа. Это огни, из него же излетевшие, передовые вестники сил его.

- Николай Васильевич! Какие огни? Или не слышите? - один пепел остался, и этот пепел весь народ русский - пепел, зола, существующая только для того, чтобы ее вынести на совке да посыпать тротуары, а потом ее растопчут чьи-то чужие галоши.

Сосед умолк, а под утро опять начнется - этот его сверлящий кашель. И не могу я ничем помочь.

Все замолкло - великое молчание свободы.

Как часто я перестаю чувствовать свое тело, я как бы отделяюсь от него - великое молчание свободы - и нет никаких желаний.

У меня было много друзей и все куда-то пропали.

И остался из всех один. Зайдет, присядет к столу: одно ухо длинное и острое, а глаз, как три глаза, и говорит он со мной половинкой своей обыкновенной с ухом и глазом обыкновенным, а другой половинкой так ужасно смотрит.

Нет, не успокоился сосед, опять закашлял.

- Федор Михайлович! Что я сегодня видел! Видел я издыхающую собаку: она сидела как-то по-человечьи под забором и в окровавленных губах жевала щепку.

("Москва" #3)

Действующие лица и исполнители

Эфрос А. О книгах | Радванский Ф. Задачи против культуры | Львов-Рогачевский В. Пролетарские поэты | Кряжин В. Футуризм и революция | Есенин С. Преображение | Другие произведения

Эфрос А.

О книгах. "Москва" #2

"Прежняя книга, - книга свободная и частная, созданная свободным писателем, оттиснутая свободным издателем и ищущая свободного читателя - снята ныне с российского прилавка. На смену ей власть гонит новую книгу - книгу огосударствленную, отпечатанную в огосударствленных типографиях, сложенную в огосударствленных книжных складах, почти принудительно продиктованную огосударствленному автору программами государственных органов искусства, художественными коллегиями, комиссиями охраны старины, комиссариатскими отделами эстетического образования и т.п., - почти принудительно размещенную средь огосударствленного читателя при помощи школ, пролеткультов, профессиональных союзов, партийных ячеек и т.д.

Хуже это или лучше? Как знать! В конце концов наша оценка будет больше всего зависеть от того, насколько каждый из нас одержим ностальгией прошлого. И если это не хуже и не лучше, то во всяком случае это - книга иных масштабов, иных форм и иного назначения".

Радванский Ф.

Задачи пролетарской культуры. "Горн" #2-3.

"Свергая власть капитала, мы вместе с тем разрушаем весь старый уклад жизни. Мы принуждены проделать эту работу до конца, не оставляя камня на камне. Остановиться в полдороги нет никакой возможности. Все попытки прекратить дело разрушения, наладить жизнь повседневную, как-нибудь заплатав прорехи, тщетны. Они лишь напрасно увеличивают народные страдания, задерживая ход развития и отодвигая момент действительного плодотворного, свободного строительства обновленной жизни на расчищенном месте.

Надо уметь всю жизнь сорганизовать по-новому, и это уменье может дать нам лишь наша собственная, нами самими созданная пролетарская культура, пролетарская наука, пролетарская литература, пролетарское искусство.

Мы их должны создать и создадим...

Так будем же работать и для нашей же собственной пользы, для того, чтобы сделать наш труд не только производительным, но и разумным и радостным, для того, чтобы сделать нашу жизнь прекрасной и счастливой, строя общим организованным усилием пролетарскую культуру.

Гибкой, стройной и мощной сетью обхватит она весь пролетариат, как обхватывает система приводных ремней все заводские колеса, делая ровной, плавной и легкой работу станков, использовывая всю силу двигателей.

Культура - не роскошь. Она лучшее и единственное средство использования человеческих сил и способностей и дальнейшего их развития. Способен строить ее всякий, кто только способен трудиться. Дело в том, чтобы строить ее не бессознательно, растрачивая силы под давлением тупого навыка - делать все по-старому, кое-как тянуть житейскую лямку, а организованно, по-пролетарски, с революционной отвагою и упорством, самостоятельно создавая новые пути".

Львов-Рогачевский В.

Пролетарские поэты. "Путь" #4

"После мартовских дней 1917 года начинается огромная организационная работа. Эта работа связана с расцветом культурной работы в рабочей среде, после октябрьских дней 1917 года зарождаются в промышленных центрах и во многих городах России Пролеткульты, появляются органы, посвященные вопросам о пролетарском творчестве, зарождаются литературные студии и печатаются десятки сборников со стихами поэтов рабочих.

Прежде всего необходимо провести строгую грань между поэтами, связанными с городом, с рабочим предместьем, с рабочей массой, с заводом, машиной, с поэзией коллективного труда, и поэтом, над которым тяготеет власть земли, власть патриархального деревенского мира, власть дедов и отцов; поэзия земледельческого труда, поэзия религиозных представлений. Новая деревня с пошатнувшимися устоями выставила после 1905 года своих писателей Ив.Вольного, Сергея Клычкова, Н.Клюева, Сергея Есенина, Ширяевца, П.Орешина. У этих поэтов нового крестьянства свои новые темы, свое новое содержание, свой новый стиль, но они отражают деревенский быт, интересы и настроения разных слоев крестьянства, разбуженного набатом и пожаром, разгромом помещичьих усадеб... Этим поэтам надо посвятить особую статью, здесь в этой краткой заметке нас интересует поэзия поэтов пролетарских.

Начиная от 1905-8 года до наших дней, поэзия рабочих прожила уже три периода. Первый период связан с полосой бесчисленных сочинителей и кропателей стихов, выступавших как самоучки... Но уже в этот период в рабочих газетах появляются стихи подлинных поэтов: Самобытника, Логинова, Кириллова, Ачкасова, Дозорова-Гостева. Пролетарские сборники собрали этих подлинных одаренных поэтической искрой рабочих писателей и выдвинули перед ними задачу серьезной напряженной работы... Эти пролетарские предреволюционные сборники знаменовали второй период собирания подлинных поэтов и ученичества. Третий период связан с революцией 1917-18 года и выступлением поэтов-рабочих под знаком пролеткультов, под знаменем пролетарской поэзии. Пролетарские поэты получили досуг для работы, их заботливо поддерживает государственная власть, власть крестьян и рабочих, они полны энтузиазма, и они готовы преувеличивать собственные силы. Выдвигается лозунг самоосвобождения пролетарской поэзии от чужих идеологий и влияний, лозунг самодеятельности и разработки пролетарской культуры. Этот третий период носит ярковыраженный боевой характер.

Поэзия пролетарских поэтов - поэзия городская. У разных поэтов заметно большее или меньшее освобождение от власти земли...

Если любимая тема деревенского поэта - пашня-десятина, пахарь сам друг со своим сивкой, то любимая тема пролетарского поэта - завод, провода, машины, гудки, творческая масса, "коллектив". Чаще всего в поэзии новых поэтов вы встретите слова: машины - вагранки - коллектив - завод.

Если Сергей Есенин и Николай Клюев шагу не сделают без Спаса, без Николы Милостивого, без Ильи Пророка, без "Пречистой Мати", без святых и милостивых угодников своего прадеда, то пролетарские поэты покончили с верой дедов, и с мифическим мировоззрением - охвачены научным мировоззрением. Пролетарский поэт в свободную минуту спешит не в храм, а в библиотеку.

Преклонение перед Разумом, рассудочность, сознательность налагают особую печать на пролетарскую поэзию. Если крестьянские поэты создали поэзию звуков, то пролетарские поэты - поэзию мыслей. Если поэзии крестьянской близко национальное, то поэзии пролетарской близко мировое, вселенское, всечеловеческое, братское.

Пролетарские поэты только еще выдвинулись. Они еще захвачены борьбой, их боевые стихи овеяны вихрем борьбы".

Кряжин В.

Футуризм и революция. "Вестник жизни" #6-7.

"Футуризм вновь, как и несколько лет тому назад, стал предметом ожесточенных споров...

Дело в том, что предприимчивые молодые люди в тигровых кофтах и с ожерельями на обнаженных шеях оказались недурными политиками и сумели прекрасно использовать в своих выгодах революционную ситуацию.

Воспользовавшись послеоктябрьским замешательством русской интеллигенции, ее никчемной борьбой против советской власти, футуристы сомкнутым рядом пошли на штурм учреждений, так или иначе ведающих делами искусства...

Действуя, где надо беззастенчивым напором, а где надо шантажируя своей особливой "молодостью", "революционностью" и "свободою творчества", они захватили почти все художественные заведения, крепко засели в целом ряде отделов Комиссариата Народного Просвещения и, наконец, прочно утвердились в прессе. В искусстве, поскольку оно носило ведомственный характер, воцарилась почти что монополия футуризма...

Однако, этому... скоро пришел конец и притом по вине самих же футуристов...

Беспардонность и томительное однообразие творчества этих последних озлобило, прежде всего, широкие рабочие массы, которые начали громко протестовать против тех суррогатов революционного и пролетарского искусства, которыми их старательно пичкали в течение ряда месяцев. С другой стороны это же заставило внимательно приглядеться к футуризму и официальных покровителей или вернее, попустителей его. В результате произошло то, что должно было совершиться. Гипноз слов рассеялся и футуризм оказался искусством революционным, пролетарским и интернациональным лишь в той мере, в какой "горланят" об этом проповедники его.

...Нам десятки раз, на разные лады, назойливо указывают, что единственное пасифистское произведение, поэма "Война и мир", еще в 1917 году было написано как раз футуристом Маяковским.

К сожалению и этот аргумент представляет из себя покушение с негодными средствами. Прежде всего, пасифизм вовсе не является чем-то равнозначущим революции... Для того, чтобы иметь революционную ценность, протест против войны должен быть революционным, но этого мы как раз и не видим в поэме Маяковского...

Таким же мнимо революционным характером отличается и другое произведение, усердно рекламируемое футуристами - "Стенька Разин - Сердце народное" В.Каменского. Достаточно привести один отрывок для того, чтобы понять как понимает поэт революционный процесс:


Зачнем снизовья
Хватать, царапать
И шкуру драть,
Парчу с купца.
Сарынь на кичку,
Кистень за пояс
В башке зудит
Разгул до дна
Свисти - глуши
Зевай - раздайся
Слепая стерва - не попадайся.
В в в в в - а

Поистине только злейший враг пролетариата может находить какое-либо внутреннее сходство между этими анархо-разбойничьими, пьяными выкликами и Октябрьской Революцией, основной чертой которой является организация всех областей жизни...

Выродившиеся потомки западного архи-буржуазного даже империалистического искусства, русские футуристы были обречены от начала на призрачное, выморочное существование. Революция, к которой они пристроились путем обычных, чисто рекламных ухищрений, конечно, не могла сообщить им новых живых импульсов и творческих сил. В конце концов, после целого года, прошедшего в бесплодных спорах и разговорах, осталось одно огромное пустое место, на котором красуется заманчивая надпись - революционное искусство. Мы не знаем, конечно, как, в каких формах народится это последнее. Во всяком случае мы можем одно сказать: путь к нему лежит не через футуризм, являющийся совершенно нежизнеспособным отпрыском старой, отмирающей культуры. И прекращение всякой ведомственной поддержки футуризма, раскрепощение от него искусства наших дней является абсолютно необходимым шагом на пути создания действительно революционного искусства".

Есенин С.

Преображение. Стихотворения. - М.

"Проплясал, проплакал дождь весенний, замерла гроза. Скучно мне с тобой, Сергей Есенин, подымать глаза"...

Гроза-то не замерла. Золотит молниями небо, разгорается мировой пожар... Лишь буревестник отбился от стаи орлиной, принизил полет и, заблудившись в ветхих дебрях, над которыми проносится мировой вихрь, затараторил попугаем... И на самом деле скучно подымать глаза. Такие "не изменят лик земли напевы, не стряхнут листа", - это несомненно, хоть ты и назови себя еще и еще пророком, голосистая да пустозвонная пташечка...

Жалко за Есенина. Жалко за пропадающее зря громадное дарование. Он мог бы стать великим народным поэтом, одним из наших революционных певцов. Он еще может стать им, если сумеет стряхнуть с себя угар, который сшиб его с орлиных путей революционной поэзии, если поймет, что поэтическое творчество это не какая-то мистическая "священная жертва" неведомому богу, и не вольное птичье щебетанье, а ответственный труд, чуткое на действительные народные нужды служение общему делу...

Будем же надеяться, что для Есенина настанет скоро действительное преображение. Для того и говорим мы ему горькую правду: тормошить мертвецов - напрасный труд, нам же ты такой не нужен. Брось перекрашивать "под революцию" старую негодную ветошь, брось шутовские "пророческие" ризы, заговори простым человеческим языком" (Ф.Р[адванский?]. "Горн" #2-3).

Другие произведения

Аверченко А. Рассказы для выздоравливающих. - Пг. (Год указан 1918).

Чудаки на подмостках. Сборник пьес и монологов. - Пг. (Год указан 1918).

Чудеса в решете. Рассказы. - Пг. (Год указан 1918).

Черным по белому. Рассказы. - Пг. (Год указан 1918).

Зиновьева-Аннибал Л. Нет! Рассказы. Посмертное издание под ред. Вяч.Иванова. - Пг. (Год указан 1918).

Короленко В.Г. В дурном обществе (Из детских воспоминаний моего приятеля). - М. (Год указан 1918).

Лес шумит. Польская легенда. - М. (Год указан 1918).

Ат-Даван (Из сибирской жизни). - М.

Соколинец (Из рассказов о бродягах). - М. (Год указан 1918).

В пустынных местах (Из поездки по Ветлуге и Керженцу). - М. (Год указан 1918).

Последний луч. - М.

Очерки и рассказы. Том 3. - М.

Дом #13. - Пг.

Без языка. Рассказ. - М. (Год указан 1918).

Орешин П. Красная Русь. Стихи. - М. (Год указан 1918).

Тэффи. Вчера. - Пг. (Год указан 1918).

Дым без огня. - Пг. (Год указан 1918).

Яблочков Г. Слепая душа. Рассказы. - М. (Год указан 1918).

Блок А. Россия и интеллигенция (1907-1918). - М. (Год указан 1918).

Двенадцать. Рис. Ю.Анненкова. - Пг. (Год указан 1918).

Катилина. Страница из истории Мировой Революции. - П.

Песня судьбы. Драматическая поэма. - П.

Шенгели Г. Два "Памятника". Сравнительный разбор озаглавленных этим именем стихотворений Пушкина и Брюсова. - Пг. (Год указан 1918).

Белый А. На перевале. II. Кризис мысли. - Пг. (Год указан 1918).

Христос воскрес. Стихи. - П. (Год указан 1918).

Маяковский В. Облако в штанах. Тетраптих. - М. (Год указан 1918).

Человек. Вещь. - М. (Год указан 1918).

Все сочиненное (1909-1919). - Пг.

Герои и жертвы революции. Стихи. (Октябрь 1917-1918 г.). Рис.: Богуславской, Козминского, Маклецова и Пуни. - Пг.

Бедный Д. Земля обетованная. Стихи. Российская Коммунистическая Партия. - М. (Год указан 1918).

В огненном кольце. Стихи. - Пг. (Год указан 1918).

Сытый голодного не разумеет. Басни. Рис. К.Н.Фридберга. - П.

Красный казак. - М.

Песни прошлого. - Пг.

Пора! - М.

Диво дивное. Сказки. - М.

Красноармейцы. - М.

Каиново наследство. Стихотворения. - М.

Обманутым братьям в белогвардейские окопы. Послания. Стихи. - М.

Зайцев Б. Сестра. Гость. Рассказы. - М. (Год указан 1918).

Земная печаль. Том 6. Рассказы. - М. (Год указан 1918).

Осоргин М. Сказки и несказки. Рис. А.Сидорова. - М. (Год указан 1918).

Тимковский Н. Вьюга. Рассказ. - М. (Год указан 1918).

Стужа. Рассказ. - М. (Год указан 1918).

Толстой А. Прекрасная дама. Рассказ. - М. (Год указан 1918).

Тренев К. Владыка. Рассказы. - М. (Год указан 1918).

Шмелев И. Лес. Рассказ. - М. (Год указан 1918).

По приходу. Рассказ. - М. (Год указан 1918).

Человек из ресторана. Патока. Том 3. - М. (Год указан 1918).

Кузмин М. Вожатый. Стихи. - Пг. (Год указан 1918).

Чудесная жизнь Иосифа Бальзамо, графа Калиостро. В трех книгах. (Новый Плутарх, 1). - Пг.

Двум. - Пг. (Год указан 1918).

Эфрос Н. К.С.Станиславский (Опыт характеристики). - П. (Год указан 1918).

В.И.Качалов (Фрагмент). - П.

Гусев-Оренбургский С.И. Вдовец. Рис. И.Гурьева. - Пг. (Год указан 1918).

В гостях. Том 2. - Пг. (Год указан 1918).

Голиаф. Рис. И.Гурьева. - Пг. (Год указан 1918).

Дьякон и смерть. Том 7. - Пг. (Год указан 1918).

Идеалист. Рис. И.Гурьева. - Пг. (Год указан 1918).

Мирской слуга. Рис. И.Гурьева. - Пг. (Год указан 1918).

Странница. Рис. И.Гурьева. - Пг. (Год указан 1918).

Тайна. Рис. И.Гурьева. - Пг. (Год указан 1918).

Сквозь преграды. Полное собр. соч., том 1. - Пг.

Красное знамя. Марш. - М.

Есенин С. Радуница. Стихотворения. - М. (Год указан 1918).

Клычков С. Кольцо Лады. Стихотворения. - М.

Потаенный сад. Стихотворения. - М. (Год указан 1918).

Мариенгоф А. Витрина сердца. Стихи. - (Год указан 1918).

Ольнем О.Н. Рассказы. - М. (Год указан 1918).

Сергеев-Ценский С. Ближний. - М. (Год указан 1918).

Сочинения. Том 5. "Движения", "Улыбки" и др. рассказы. - М.

Тимофеев Б. Чаша скорбная. - М. (Год указан 1918).

Горький М. Мальва. - Пг.

Дед Архип и Ленька. - Пг.

Как я учился. - Пг.

О евреях. - Пг.

Кирилка. - Пг.

Коновалов. - Пг.

Вездесущее. - Пг.

Дружки. Рассказы. - М. (Год указан 1918).

Мамин-Сибиряк Д.Н. Елка. Сказка.- М. (Год указан 1918).

Мосье Бульон. Из детских воспоминаний. - М. (Год указан 1918).

Чуковский К. Крокодил. Поэма для маленьких детей. - Пг.

Уот Уитмен. Поэзия грядущей демократии. - Пг.

Чуковский К. и Гумилев Н. Статьи. Принципы художественного перевода. - П.

Иванов-Разумник. Александр Блок, Андрей Белый. - П.

Мережковский Д.С. 14 декабря. - СПб. (Год указан 1918).

Ремизов А. Сибирский пряник. Сказки большим и для малых ребят. - П.

Бесовское действо. Представление в 3-х действиях с прологом и эпилогом. - П.

Трагедия о Иуде Принце Искариотском. В 3-х действиях. (1908). - П.

Куприн А. Слон. Рассказ с иллюстрациями. - М.

Серафимович А. Живая тюрьма. Рассказы 1905 г. Том 3. - М.

Лихорадка и др. рассказы. - М.

Рассказы. - М.

На реке. Рассказы. Полное собр. соч., том 4. - М.

Затерянные огни. Рассказы. Полное собр. соч., том 8. - М.

Князев В. Дети города. Стихотворения. - Пг.

Александровский В. Север. Стихотворения. - М.

Каменский В. Стенька Разин. Коллективное представление в 9-ти картинах. - Пг.-М.

Клюев Н. Песнослов. Книга первая. - Пг.

Шершеневич В. Имажинист. Вечный жид. Трагедия великолепного отчаяния (В стихах). - М.

Крематории. Поэмы имажиниста. - М. (Год указан 1918).

Булгаков С. На пиру Богов. (Pro u contra). Современные диалоги. - Киев (Год указан 1918).

Никулин Л. Страдиварий. Стихи. Книга вторая. - Киев.

Сухомлинов В. Зарницы. - Киев.

Пламена. Книга вторая. Стихи. - Киев.

Эренбург И. В смертный час (Молитва о России). Стихи. - Киев.

Измайлов В. Цветы жизни. Рассказы. - М.

Брюсов В. Краткий курс науки о стихе. (Лекции, читанные в Студии Стиховедения в Москве 1918 г.). Часть первая. Частная метрика и ритмика русского языка. (Основы русской метрики). - М.

Муйжель В.В. Дом на площади. - Пг.

Проклятие. - Пг.

Наживин И. В госпитале. Рассказ. - М.

В сумасшедшем доме. Рассказ. - М.

Скиталец. Огарки. Типы русской богемы. Полное собрание сочинений, том 4. - Пг.

Юркун Ю. Дурная компания. Рис. Ю.Анненкова. - Пг. (Год указан 1918).

Анненков Ю. 1/4 девятого. - Пг. (Год указан 1918).

Бальмонт К. Революционер я или нет. - М. (Год указан 1918).

Вересаев В. Порыв. Рассказы. - М. (Год указан 1918).

Звезда. Восточная сказка. - Тверь (Год указан 1918).

Ломайло. Рассказ. - Тверь (Год указан 1918).

Замятин Е. Варежки. - Пг. (Год указан 1918).

Зенкевич М. Четырнадцать стихотворений. - Пг. (Год указан 1918).

Кипен А. Ливерант. - М. (Год указан 1918).

Новиков-Прибой А. Рассказ боцманмата. - М. (Год указан 1918).

Радлова А. Соты. Книга стихов. - Пг. (Год указан 1918).

Северянин И. Собрание поэз. Том 3. Ананасы в шампанском. Поэзы. - Пг. (Год указан 1918).

Собрание поэз. Том 4. Victoria Regia. Поэзы. - Пг. (Год указан 1918).

Собрание поэз. Том 6. Тост безответный. Поэзы. - Пг. (Год указан 1918).

Сборники:

Пролетарский сборник. Книга первая. (Год указан 1918).

(Стихи. В.Александровский, И.Филипченко, П.Бунаков, Г.Фейгин, В.Горб, С.Бурный и др.

Проза. А.Гуревич - "Набат", Б.Иванов - "Тюремные песни", С.Гусев-Оренбургский - "Приговоренный" и др.

Драма. С.Поливанов - "Пролетаний").

Весенний салон поэтов. - М. (Год указан 1918).

(С.Абрамов, Г.Адамович, Амари, А.Ахматова, Ю.Балтрушайтис, К.Бальмонт, А.Блок, С.Бобров, В.Брюсов, И.Бунин, Д.Бурлюк, А.Белый, М.Волошин, А.Герцык, З.Гиппиус, Н.Гумилев, С.Есенин, Г.Иванов, Р.Ивнев, В.Инбер, В.Каменский, В.Маяковский, Б.Пастернак, Ф.Сологуб, И.Северянин, В.Ходасевич, М.Цветаева, М.Шагинян, В.Шилейко, И.Эренбург и др.)

Явь. Стихи. - М.

(А.Белый, Г.Владычина, С.Есенин, Р.Ивнев, В.Каменский, А.Мариенгоф, А.Оленин, П.Орешин, Б.Пастернак, С.Рексин, С.Спасский, И.Старцев, В.Шершеневич).

Поэтика. Сборники по теории поэтического языка. - Пг.

В.Шкловский - "Потебня". Л.П.Якубинский - "О поэтическом глоссемосочетании". В.Шкловский - "О поэзии и заумном языке". Е.П.Поливанов - "О звуковых жестах японского языка". Л.П.Якубинский - "О звуках стихотворного языка". Его же - "Скопление одинаковых плавных". О.Брик - "Звуковые повторы".

В.Шкловский - "Искусство как прием". Его же - "Связь приемов сюжетосложения с общими приемами стиля". Б.М.Эйхенбаум - "Как сделана "Шинель".

Маленькие альманахи. 1. - Киев (Год указан 1918).

(Н.Агнивцев - "Король Артур", Л.Никулин - "Арлекинада", Ал.Дейч - "Итальянский пейзаж", Б.Лазаревский - "Папа", В.Королевич - "Гастроль Лилиан", Т.Краснопольская - "Страх", Б.Перес - "Соседка", С.Грей - "Все равно", М.Френкель - "Тайна" и др.)

Альманах Муз. Книга 1. Песни Любви.

(К.Д.Бальмонт, Вяч.Иванов, А.Петровский, Л.Столица, В.Королевич, А.Струве, В.Шершеневич, Канигос Песпей, Н.Павлович, А.Доброхотов, С.Спасский. - М. (Год указан 1918).


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Век=текст: зарубежье, выпуск 1 /12.07/
Русский интеллигент с тоскующей совестью; "вечера жеманства" в московских кофейнях; Вертинский поет в кабаре, Набоков покидает Россию на греческом судне, а Саша Черный прячется на детском острове; луноизнервленный ум Северянина; Кук для эмигрантов; кладбище как самое рациональное разрешение русского вопроса
Анастасия Отрощенко, Век=текст. Выпуск 18: 1918 /12.07/
Летучая федерация футуристов; новая литература и старая интеллигенция; заборная литература и площадная живопись; "Мистерия" Маяковского, раскрашенная Малевичем и поставленная Мейерхольдом; раз интеллигент - бей его в один момент; король поэтов Северянин; "предсказанные дни" Ахматовой; Блок и Горький любят Россию по-разному
Анастасия Отрощенко, Век=текст. Выпуск 17: 1917 /05.07/
Февраль и октябрь; невоспитанный футуризм; Асбестовая Заледенелая Невоспламеняемость и Родион Михайлович Мармеладов; "Белая стая", "Возмездие", "Поверх барьеров"; одноцветная радуга Брюсова; господин из Сан-Франциско в безвоздушном пространстве; ноющие институты, усталые извращенки и утомленный жонглер ананасами; дым, дым, дым.
Егор Отрощенко, Век = текст. Выпуск 16: 1916 /28.06/
Петербург в энной степени; Русь пока не дается Гумилеву; убийство Распутина; единственная вышедшая книга Мандельштама; Есенин "под лубок"; Волошин "не просто" о "не простом"; нежное гуденье стволов ружья; когда бы грек увидел наши игры.
Егор Отрощенко, Век = текст. Выпуск 15: 1915 /20.06/
Народ-футурист; конец "Бродячей собаки"; тягучим плачем голосит петит; "Стихи о России" Александра Блока и "Облако в штанах" Владимира Маяковского; петроградская кондуктрисса; озим и укрепа; тленье смерти на вечные дни.
предыдущая в начало следующая
Егор Отрощенко
Егор
ОТРОЩЕНКО
otr@russ.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100





Рассылка раздела 'Век=текст' на Subscribe.ru