|
||
/ Круг чтения / Век=текст < Вы здесь |
Век=текст, выпуск 75: 1975 Дата публикации: 18 Декабря 2001 получить по E-mail версия для печати Стихотворение года
Вс.Некрасов. Стихотворение опубликовано в сборнике: "Свобода есть свобода". - Цюрих, 1975. События Журналу "Новый мир" - 50 лет. К этому событию в первом номере была составлена "летопись полувека". Ни одному из произведений Солженицына, опубликованных в "Новом мире", не нашлось места в этой "летописи". Не было такого писателя, и "Ивана Денисовича" не было! Вот так делается история. Умерли: И.С.Соколов-Микитов, М.М.Бахтин, Д.Д.Шостакович, О.Ф.Берггольц. См. также здесь. Действующие лица и исполнители "Драгоценное свойство социализма в том, что он обеспечивает гармоническое развитие человеческой личности. В этом заложена его неколебимая гуманистическая суть! Вот почему мы считаем наш социальный строй самым передовым, самым высоконравственным строем... Да, наше дело - общее! Несмотря на разное отношение к тем или иным произведениям, несмотря на разные личные творческие планы и пути, нас всех, советских писателей, объединяет общая идейная позиция. Для писателя, неустанно ведущего поиск темы и героя, потеря идейных ориентиров губительна. Но у нас есть самые четкие, самые ясные, самые верные ориентиры. Их указала нам партия. Наше коммунистическое мировоззрение, наша идейная убежденность всегда служит залогом, прочной гарантией успеха в творческих исканиях". Беляев А. Правда истории и ложь "советологов". "Знамя", #3."Особый интерес "советологов" в последние годы вызывают послевоенные съезды советских писателей. Пристально вчитываясь в речи делегатов этих съездов, "советологи" искали подтверждения своим громогласным заявлениям о наступившей якобы после 1953 года некоей "деидеологизации" советской литературы и чуть ли не об отказе советских писателей от основных принципов социалистического реализма, принципов партийности, народности... Сокрушительный удар надеждам "советологов" на раскол советских литераторов нанес Пятый съезд советских писателей, состоявшийся в 1971 году... Словно подводя черту под несостоявшимися расчетами наших идейных противников, Евгений Евтушенко в речи на Пятом съезде заявил: "Мы искренне плакали в марте 1953 года, когда умер человек, с именем которого мы росли и без которого мы не представляли свою жизнь..." Расчеты "советологов" на идейную эрозию социалистического общества, на разжигание ревизионистских настроений в среде творческой интеллигенции провалились. Деятели советской культуры и искусства тесно сплочены вокруг коммунистической партии, их творчество, вдохновляемое идеями марксизма-ленинизма, верно служит делу народа, делу коммунизма". Лукин Ю. Эстетические проблемы зрелого социализма. "Знамя", #12."Богатство и многообразие индивидуальных стилей, видов, жанровых форм - неотъемлемое свойство социалистического реализма. Отдельные стили, формы, жанры не подменяют друг друга. Каждому присущи свои изобразительно-выразительные средства, свои особенности. Социалистическое общество заинтересовано в их гармоническом развитии. Можно с полным основанием утверждать, что дальнейшее развитие искусства социалистического реализма закономерно приведет к еще большему богатству форм, способов выражения социалистического содержания". В августе сорок четвертого... - М."В августе сорок четвертого..." прежде всего роман военный, психологический. Необычность и в то же время абсолютная жизненная достоверность, если даже угодно - узнаваемость исключительных его ситуаций подсказаны автору не только самой профессией героев романа, подсказаны всей жизнью человека на войне. Вот почему движение сюжета определяется у Богомолова не одним лишь захватывающим ходом событий, но, как во всякой хорошей психологической прозе, множеством сложных внутренних сцеплений и коллизий, не только приемов "силовой борьбы и задержания", но движением, раскрытием характеров людей, взятых в один из самых драматических моментов". (Б.Галанов, Герои, о которых не знали. Роман В.Богомолова "В августе сорок четвертого..." "Литературная газета", #1). "Следуя традиционным критическим канонам, надо было бы... хоть коротко охарактеризовать особенности мастерства писателя, проявившиеся в его романе. Мне не хочется этого делать, потому что, как и всякое талантливое произведение, роман В.Богомолова противится нехитрой, отдающей школярством классификации. Стоит подчеркнуть только, что "В августе сорок четвертого..." - это не приключенческое произведение и не "производственный роман" в привычном понимании этого слова. Это добротная реалистическая проза, отмеченная тонким психологизмом, углубленным вниманием к внутреннему миру человека". (Ф.Чапчахов, "Огромная тяжелая работа..." "Знамя", #5). Рассказы. - М. "Владимир Богомолов - эпический писатель, он именно рассказывает, притом интересно; мы привыкли, что в эпосе на первом месте "характеры", правда бывает, характеры есть, а читать скучно. Не всегда тут виноват сам писатель, но "читатель-то всегда прав". Для В.Богомолова нет этой проблемы. Он центростремителен, и даже если фабульной остроты нет, как оно и случилось в рассказе "Иван", повествование нас "не отпускает". (В.Гусев, Память и боль сердец. "Новый мир", #9). Я пришел дать вам волю. Роман. - М."Первое отдельное издание романа Шукшина оказалось посмертным. Мы его вписываем не в живой контекст продолжающегося творчества, - вписываем в итог. При таких обстоятельствах "главная книга" становится своеобразным творческим завещанием, средоточием судьбы писателя, ключом к его наследию независимо от того, удался или не удался текст с точки зрения объективных оценок. С этой последней точки зрения ткань романа небезупречна. В ней чувствуются следы сценарной основы. И конечно, роман уже не заменит нам фильма, который Шукшину так и не удалось поставить. И конечно, кинематографическое членение эпизодов вопреки ожиданиям некоторых современных теоретиков все-таки не идет на пользу прозе. А все же рискну предсказать этому роману счастливую читательскую судьбу. Не только потому, что написан он живо, ярко и страстно, но прежде всего потому, что это итог долгих и мучительных, глубоких, противоречивых и неотступных размышлений Шукшина о русской истории и о русском человеке... Замечу и вот что: именно авторская позиция делает здесь повествование историческим романом. И доказывает, что "отставание" и "оскудение" этого жанра в прозе последних лет вовсе не так фатально..." (Л.Аннинский, Воля. Путь. Результат. "Новый мир", #12). Волчья стая. Повесть. "Новый мир", 1974, #7."Говоря о новой книге В.Быкова, необходимо отметить ее несомненные художественные достоинства, мастерство писателя в обрисовке характеров, в раскрытии психологии героев. В целом повесть художественно предельно убедительна". (С.Журавлев, Нравственность подвига. "Знамя", #2). Воздушные фрегаты. Новеллы. - М."Тридцать лет в конкретной, или, как любил говорить Твардовский, "личной", биографии человека - срок немалый. Но между "Повестью о тобольском воеводстве" и "Воздушными фрегатами", с одной стороны, а с другой - между прозой и поэзией Леонида Мартынова вообще есть прочное внутреннее единство, внутреннее "сцепление" неизмеримо большее, чем в какой-либо иной писательской судьбе. Даже создавалась новая книга вперемежку со стихами, старыми и новыми, и стала не только своеобразным комментарием к ряду известных, входивших во многие антологии стихотворений поэта, но и исследованием, размышлением, дневником - всего не перечислишь". (В.Дементьев, Проза поэта. "Новый мир", #5). Гонки по вертикали. Роман. - М., 1974."В романе динамичном, с напряженным сюжетом, - одновременно серьезно, объемно, последовательно исследуются корни "философии" тунеядства, анатомия паразитизма, процессы эскалации негодяйства. Думается, что на сей раз не только следователь Стас Тихонов - главный герой романа "Визит к Минотавру" и его товарищи из МУРа, а и "вор в законе" Алеха Дедушкин, по кличке Батон, стал творческой удачей авторов... Трудное дело - работа в "легком" детективном жанре. Отрадно видеть, как от книги к книге писатели поднимаются по вертикали творчества. Новая их книга - еще одна весомая заявка на зрелость, гражданскую и художественную". (Г.Лебедев, "Секреты" жанра. "Знамя", #3). Поэтика Пушкина. Очерки. - М., 1974."Границ естественного слуха не раздвинешь - ультразвука уху слышать не дано, но пределы слуха духовного, читательского в частности, расширить, к счастью, можно. Книга С.Бочарова лишний раз в этом убеждает. После нее многие обертоны пушкинского слова слышны явственней, иные, наверно, вообще слышны впервые". (С.Ломинадзе. "Новый мир", #6). Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. - Л., 1974."Значение книги "Романтизм в Германии" нельзя ограничить лишь новизной концепции, свежестью взглядов и гипотез. Это произведение свежей научной мысли в той же мере, в какой и самостоятельное литературное творчество. Исследователь в нем естественно уживается с художником, оригинальный мыслитель - с оригинальным писателем". (К.Азадовский. "Новый мир", #3). Письмо. Стихи. - Л., 1974.Прямая речь. Стихотворения. - Л. "Сам... Кушнер не дает в руки собеседнику и адресату стихов никакой подсказки относительно своей лирической "миссии" или "роли", не отчуждает от себя идеализированного, легендарного, так сказать, "двойника", способного завладеть воображением читателей. Но здесь, как мне кажется, и разгадка "места" Кушнера, не окончательная... но ориентирующая. Он воскресил "частного человека", столкнув его участь с необозримым культурно-историческим, географическим и космическим пространством и побудив читателя не к приподнимающему отождествлению с "Поэтом", а к сомышлению и соседству с равным по уделу собеседником, к своего рода "обмену опытом". (И.Роднянская, Прибавление к объему. "Новый мир", #10). Ласточкина школа. Книга стихов и поэм. - М., 1974."Образованность - "книжность"? Начитанность - "книжность"? Не книжность, а сложность, бой против элементарности. И нет почвы для упреков в поэтическом герметизме, эстетстве... Чтение большинства стихотворений нового сборника позволяет говорить об успешном слиянии уровня идейно-философской позиции со степенью мастерства. А в чем же "но" меньшинства? Отстаивая первородность поэтического слова, изобретательный автор неожиданно заменяет своеобразие жестом. Бабочка "по цветам зигзажила" - в одном стихотворении, "слеп и сиренев, лебедь плывет в печали" - в другом. Стремительно точная образность отступила перед натужной красивостью". (Л.Михайлова, Поэзия духовности. "Литературная газета", #8). "Перед нами расслоение, разобщение сентенций и их конкретного воплощения, то, что является самым примечательным, самым явным признаком книжности, вторичности, отсутствия непосредственного восприятия реальности. Она, книжность, которую в лучших своих прежних стихах Н.Матвеева преодолевала, и приводит одаренную поэтессу к очевиднейшей элементарности". (Г.Красухин, Изощренность мастерства. "Литературная газета", #8). Избранное. - М."Мне кажется, Евгения Винокурова слишком мало знают. Он достоин большего признания. Это благородный поэт. Он своеобразен и скромен. Это можно проследить и в его пунктуации. Где у другого метались бы по строкам многоточия, запятые, он часто ставит скромную точку. Этим достигается неожиданная выразительность. Отрезки фраз кованы. Реже он позволяет себе троеточия. Еще реже - разрыв строки. Маяковский, которого он чтит, понимает, не повлек его за собой - как столь многих, в разрубанье строк на ступеньки. Он серьезен, задумчив - и добр. Словами Павла Антокольского - в нем токи высокого напряженья". (А.Цветаева, Евгений Винокуров. "Юность", #9). Выпусти птицу! Стихи и поэмы. - М."Новая книга стихов Андрея Вознесенского - "Выпусти птицу!" - книга большой поэтической экспрессии. В ней все до предела сжато. Сжат сам опыт поэзии, которая была до Вознесенского, и он ее чутко и умно наследует... Книга Андрея Вознесенского... - мощный орган, большая станция, которая очищает природу природы и природу человека от всех шлаков и наслоений. И сам поэт постоянно судит себя, очищает, выдавливает из себя, подобно Чехову, по капле все то, что мешает ему стать ЧЕЛОВЕКОМ". (В.Боков, Чудо поэзии. "Юность", #12). За двадцать лет. Избранные стихотворения и поэмы. - М., 1973.Перед праздником. Стихи и поэмы. - М., 1974. "Здесь все вместе - и осмысливание постулатов современной философии, и рифмы на "непоэтичные" слова вроде "несовместимость" и "ветошь", и настойчиво ведомая из стихотворения в стихотворение тема отвращения к понятию "предательство". И еще - повторяемая в разных вариантах фраза едва ли не из первого советского букваря: "Не люблю рабов"..." (В.Коротич, Направление роста. "Новый мир", #7). Прошу слова... Стихи и поэмы. - М."Вся книга пронизана одною мыслью: связь времен не распалась, тридцатые и семидесятые годы стоят в одном строю, рассказывая друг другу о своих задачах и решениях". (В.Елагин, Слово предоставляется... "Знамя", #4). Жигунов В. Плюс семнадцать. Стихи. - М."Вообще наш поэт, явно тяготея к истертым прописям типа: "Летний ливень не промокнет (?!), жизнь и свежесть принося... Без вина и женщин - можно, без прекрасного - нельзя!", - не прочь иногда и припугнуть читателя: "Яды, черепов оскалы, над виском нависла сталь..." О чем это? Куда попал лирический герой? Увы, автор не поясняет, но скромно утешает перепуганного читателя: "Я от жизни не усталый - я от смерти (?!) не устал!" Нужны ли еще комментарии?.." (В.Широков, "Макси-прима-экстра-супер-люкс""Литературная газета", #26). Другие произведения Азаров В. Алексин А. Алешковский Юз Антокольский П. Асанов Н. Ахмадулина Б. Бакланов Г. Бахтин М. Берестов В. Битов А. Бухштаб Б.Я. Васильев С. Винокуров Е. Вознесенский А. Гиллельсон М.И. Гладилин А. Глазков Н. Горбовский Г. Гранин Д. Долматовский Е. Домбровский Ю. Жигулин А. Ивнев Р. Искандер Ф. Каверин В. Катаев В. Котов В. Левитанский Ю. Ленч Л. Липатов В. Лифшиц В. Межиров А. Михалков С. Наровчатов С. Озеров Л. Орлов С. Пикуль В. Радзинский Э. Сапгир Г. Сатуновский Я. Сафронов В. Солоухин Вл. Тарковский А. Татьяничева Л. Тендряков В. Трифонов Ю. Щипачев С. поставить закладку написать отзыв
|
otr@russ.ru |
|
||