Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / Шведская полка < Вы здесь
Шведская лавка # 109
Дата публикации:  9 Апреля 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Выпуск подготовил Роман Ганжа


Сэмюэл Хантингтон. Третья волна: Демократизация в конце ХХ века / Пер. с англ. Л.Ю.Пантиной. - М.: РОССПЭН, 2003. - 367 с. Тираж 1000. ISBN 5-8243-391-6

Эпическое повествование о "...переходе примерно тридцати стран от недемократических к демократическим политическим системам <...> Ключевая мысль книги - та, что третья волна демократизации отлична от прежних, более ранних волн <...> я написал [эту книгу], поскольку считаю, что демократия - это само по себе хорошо и что она имеет <...> позитивные последствия для индивидуальной свободы, внутренней стабильности, мира во всем мире и Соединенных Штатов Америки". Scott London: "Looking to the near future, Huntington is least optimistic about the countries of Mongolia, Sudan, Pakistan, Nicaragua, Romania, Bulgaria, Nigeria, and El Salvador. He is especially pessimistic about the prospects for democracy in regions of the world that have not entered democratization, especially homegrown Marxist-Leninist regimes linked to nationalist appeals. He is also doubtful of the democratic promise of Islamic countries and certain areas of East Asia, making a special point of highlighting the antidemocratic implications of Confucian and Islamic religious doctrines". Из статьи Хантингтона "Двадцать лет спустя: Будущее Третьей волны": "...в настоящий момент следует уделять больше внимания трансформации выборных демократий в либеральные демократии. Начать следует с Латинской Америки, где либеральная демократия уже укоренилась в нескольких странах и где также имеется десять государств выборной (но не либеральной) демократии <...> Латиноамериканские элиты гораздо более разделяют западные ценности либеральной демократии, чем элиты других незападных цивилизаций. Все эти факторы диктуют в качестве главной задачи противодействие тенденции к узурпации власти исполнительным звеном и преобразование выборных демократий Латинской Америки в либеральные демократии. Следуя той же логике, вторыми по списку необходимо поставить православные страны". Из статьи Генри С. Роуэна "Подводные течения Третьей волны": "..."третья волна", как и первые две, может откатиться назад, и "четвертая" нахлынет не так уж скоро. В целом демократию можно уподобить приливу; его "волны" - явление поверхностное и поэтому движение их не всегда совпадает с направлением подводного течения. Но при условии неуклонного образовательного и экономического подъема и в отсутствие каких-либо неизвестных нам противодействующих сил уровень свободы в мире будет повышаться <...> азиатские страны, как и многие другие, идут по западному пути и что процесс этот, вероятно, будет продолжаться по меньшей мере еще несколько десятилетий". Из статьи Ярослава Шимова "Чтобы волна не пошла вспять": "...Запад не смог или не успел осознать, что если в середине 70-х или в первой половине 80-х "свободный мир" представлял из себя относительно небольшое, политически и экономически достаточно однородное сообщество, то теперь демократические страны - это огромный конгломерат очень разных наций, многие из которых вкладывают в понятие "демократия" смысл, не совсем совпадающий с западными представлениями". Каковые, западные то есть представления, как их излагает Хантингтон, состоят в том, что демократия - это когда есть честные выборы, в ходе которых кандидаты свободно соревнуются за голоса избирателей, а голосовать имеет право практически все взрослое население.


Роберт Даль. Демократия и ее критики / Пер. с англ. - М.: РОССПЭН, 2003. - 576 с. Тираж 1000. ISBN 5-8243-0383-5

Критики демократии бывают противоборствующие и благожелательные. Они обращаются к полускрытым допущениям, смутным предположениям и замаскированным посылкам, составляющим теневую теорию (shadow theory) демократии. Например, идея правления народа (rule by the people). Кто составляет народ? Где проходят границы между народами? Сторонники демократии предполагают, что народ уже есть. Это, однако, не факт! Следовательно, допущение о том, что народ существует и все импликации этого допущения образуют часть теневой теории. Далее, оказывается, что народ неоднороден. Есть граждане (demos), которые-то и правомочны участвовать в управлении. И есть исключенные, не удовлетворяющие квалификационным требованиям, не совсем полноценные граждане. Это опять же скрытое, теневое допущение, и оно является таковым по необходимости, ибо его открытое обсуждение неизбежно коснется неудобного вопроса о критериях политической компетентности. Далее, извлекается на свет проблема масштаба. Какого размера должен быть естественный локус демократии? Не является ли употребление термина "демократия" в отношении большой страны, единой лишь благодаря сложной системе опосредований, не более чем эвфемизмом, неудачной метафорой, анахронизмом, утопией? Наконец, если взять трактовку демократии как демократического процесса принятия связывающих коллективных решений (трактовку, лежащую в основе и данной книги), то ее критика может состоять в обнажении теневой проблемы "процесс vs. результат". Кроме названной проблемы критического анализа, прояснения и основательного фундирования теневой теории, имеется проблема идеала и действительности. Можно ли совместить нормативный и эмпирический аспекты демократии в одной теоретической модели? Даль полагает, что можно, только модель эта будет чрезвычайно сложная, подобная паутине или трехмерной карте, лишь один из фрагментов которой представлен в данной книге.


Константин Леонтьев. Дипломатические донесения, письма, записки, отчеты (1865-1872). - М.: РОССПЭН, 2003. - 527 с. Тираж 1000. ISBN 5-8243-0376-2

Милостивый Государь Николай Павлович, честь имею донести, что: Ариф-Паша прибыл в Адрианополь... Реки Марица и Тунджа разлились... Мусульмане утверждают, что возраст, в который следует считать христианских детей вправе переходить в Исламизм против воли родителей, меряется не годами, но развитием половых отправлений... Агенты иересиарха Пантелеймона продолжают действовать... Число болгарских семей, перешедших недавно в Униатство действительно около 600. Я не вижу пока здесь никаких средств противодействовать этой заразе... В деревнях распространилось особенного рода помешательство. Люди кричат, свищут, падают, всходят на Церковные Кафедры и говорят оттуда; один выдает себя за Бога-Отца, другой за Христа; женщины за Божию Матерь. Ариф-Паша объясняет это явление, как религиозный экстаз и сравнивает этих Болгар с одним родом Дервишей, которые кричат по-звериному до тех пор, пока не упадут без чувств... Устав Вилайетов есть одно из этих ухищренных произведений цивилизованного деспотизма, в котором под внешне прогрессивным видом ловко скрываются средства предать интересы населений в руки администрации... Евреи и Армяне - люди, обыкновенно чуждые стране и с земством не имеют ничего общего. Они живут в городах, интересы их вообще исключительно вещественные и в большинстве случаев они поэтому будут за одно с исполнительной властью... Православные Старшины Адрианополя объявили мне, что их надежды все на Россию, что они с нетерпением будут ждать европейской войны, пользуясь которой Россия, может быть, займет войсками все пространство от Дуная до Босфора... Местные Турки также предпочитают подпадение под власть России. Предпочтению этому есть много разнообразных причин: фаталистические верования в нашествие и торжество "белокурых жителей Севера"; соседство России; сожаления Крымских Татар о привольной жизни их в России и рассказы их о покровительстве у нас Исламу... И масса других интереснейших сведений.


Доклад Хрущева о культе личности Сталина на ХХ съезде КПСС: Документы. - М.: РОССПЭН, 2003. - 911 с. Тираж 1000. ISBN 5-8243-0342-8

Автор доклада утверждает, что духу марксизма-ленинизма чуждо возвеличивание одной личности (речь идет о Сталине), превращение ее в какого-то сверхчеловека, обладающего сверхъестественными качествами, наподобие бога, который будто бы все знает, все видит, за всех думает, все может сделать и остается при этом безгрешен. Известна величайшая скромность гения революции Ленина. Ленин всегда подчеркивал роль народа, роль партии как живого, самодеятельного организма. Ленин никогда не навязывал своих взглядов силой, убеждал, терпеливо разъяснял. Сталин же был слишком груб. Он нагрубил Крупской. Он был капризен и деспотичен. А ведь на самом-то деле, подчеркивает докладчик, зачастую в отношении людей, которые в свое время пусть даже и выступали против линии партии, не было достаточно серьезных оснований, чтобы их физически уничтожить. Ленин был мудр и применял крайние меры только по необходимости. Сталин же допустил произвол. Он развязал массовый террор. Сложилась порочная практика. Репрессии нанесли огромный ущерб. Они порождали неуверенность, болезненную подозрительность и взаимное недоверие. Сталин сам был человек мнительный и болезненно подозрительный. Он подавлял моральное качество человека, в результате чего человек не мог проявить свою волю. Исполнителями воли Сталина были никчемные люди с куриным кругозором, буквально выродки. В послевоенный период у Сталина до невероятных размеров увеличилась мания преследования. Гнусный провокатор Берия умело пользовался этим. Сталин считал, что любой человек может слететь, если он шевельнет мизинцем. Но с Тито так не получилось. Сталин шевелил не только мизинцем, но и всем, чем мог, но Тито не слетел. Сталин утратил чувство реальности. Хорошо, что хоть врачи остались живыми. Теперь они, как и раньше, лечат нас. Мерзавец Берия шел по трупам. Сталин принизил образ Ленина. Развились извращения. Сталин оторвался от жизни и отгородился от народа. Он стал тормозом. Больше скромности надо. Надо исправить имена многих городов, заводов, фабрик. Надо переписать историю. К новым успехам. К новым победам.


Советская жизнь. 1945-1953. - М.: РОССПЭН, 2003. - 720 с. Тираж 1000. ISBN 5-8243-0379-7

Письма, справки, материалы, информационные сводки, статистические таблицы, докладные записки, стенограммы заседаний, постановления. Разделы: Послевоенная повседневность; Стратегия выживания (Потребление и снабжение; Продовольственный кризис и голод 1946-1947 гг.; Жилье; Послевоенный криминал); Положение и настроения отдельных категорий населения (Крестьяне; Горожане и рабочие; Фронтовики; Молодежь; Граждане, ограниченные в правах); Человек в советской системе (Демократия "по-советски"; Мысли о правосудии; Размышления о "национальном вопросе"; Народ и вождь); Экономика и общество (Доходы и расходы; Снижение цен; Государственные займы; Денежная реформа 1947 г.; Предложения); Война и мир; Народная религиозность и Русская православная церковь; Частная жизнь.

Из письма А.Н.Протопоповой И.В.Сталину: "До каких пор русскому человеку будет возбранено говорить вслух о своей национальной гордости? Ведь никто из русских никогда не осмелился бы поднять тост за русский народ: "А вдруг, рядом сидящий человек другой национальности обидится?" Это дико, но это так. Нас так воспитали, что мы стесняемся говорить вслух о русском человеке. Если пять русских честных простофилей прогнали с работы, все молчат, так как их надо было прогнать. Но если прогнали одного подлеца-еврея, кругом сразу вопль: "Антисемити-и-зм!" И это считается признаком хорошего тона".

Из письма Я.Е.Браула А.Н.Поскребышеву: "Михаила Борисовича Рохельзака сняли, как он мне рассказал, по одному лишь еврейскому признаку с должности директора Крымского треста птицесовхозов. Доктора Макарова, старого работника курортов южного берега, после того, как он написал в анкете, что он еврей, не взяли на прежнюю работу, директором Симеизского курорта. Директору Крымского госдрамтеатра Ильвовскому не разрешили нанять на службу дирижера еврея. Говорят о множестве таких фактов. Товарищ Поскребышев, я начал чувствовать то, что я чувствовал до 1917 года - что я еврей Браул".

Из письма К.Иванова А.А.Жданову: "Я далек от русского шовинизма, но мне жаль великодушный русский народ, отданный в отношении культуры на откуп еврейской нации. <...> Я не отрицаю талантливости таких композиторов, как Блантер, Дунаевский - наоборот, они очень талантливы, но они пишут музыку, чуждую русским интонациям, они засоряют русскую музыку еврейскими интонациями. <...> Они присасываются, как клопы, и ищут "теплых" мест, чтобы сосать кровь из русского народа. <...> Евреи приносят нам вред, начиная с детского музыкального образования".


Мусульмане изменяющейся России. - М.: РОССПЭН, 2003. - 335 с. Тираж 1000. ISBN 5-8243-0361-4

Сколько всего мусульман в России? Кого следует считать мусульманином? Что такое "исламское возрождение"? Как ислам превратился в фактор политической жизни российского общества? Чем занимаются исламские общественные организации? Сколько исламов в сегодняшней России? Что такое фундаментализм? Почему диалог ислама с православием является политической проблемой? Имеет ли риторика "пробуждения", "возрождения" и "духовности" объективный коррелят? (Или, иными словами, что первично - само пробуждение или дискурс о пробуждении?) Равняется ли "фундаментализм" "экстремизму" и "терроризму"? Как строить государственно-исламские отношения? Правда ли, что большинство мусульман и исламских религиозных деятелей не поддерживают "экстремистские выходки под исламскими лозунгами"? Действительно ли преобладание в стране приверженцев ханафитской правовой школы сдерживает процесс политизации ислама? Надо ли включить ряд норм мусульманского права в правовую систему России в качестве особого подраздела? Не следует ли в связи с этим включить в эту систему также ряд норм традиционного иудейского права? И не кодифицировать ли практику жертвоприношений согласно индуистскому обычаю? Как различаются шариат, адат и государственное законодательство? Какие регионы России следует считать "мусульманскими"? Сколько в России "мусульманских" этносов и субэтносов? Существует ли проблема различия "кавказских" и "евразийских" мусульман? Что такое народный ислам, суфизм и тарикаты? Какое место мусульмане занимают в экономике? Является ли миграция единственным источником генетического разнообразия московской популяции? Как именно связаны положительная брачная ассортативность и инбридинг, межнациональные браки и аутбридинг? Каковы политические пристрастия и интеллектуальные ориентиры мусульман Башкортостана? Есть ли суфии и ишаны сегодня в Башкирии? Может ли татарин не быть мусульманином? Кто такой Уацилла? Что такое кувд? Для чего нужен "громкий зикр" ордена кадирийя? И т.д.


Очерки истории распространения исламской цивилизации. В 2-х тт. Т. 1: От рождения исламской цивилизации до монгольского завоевания. - 687 с. Т. 2: Эпоха великих мусульманских империй и Каирского Аббасидского Халифата (середина XIII - середина XVI вв.). - 639 с. - М.: РОССПЭН, 2002. Тираж 1000. ISBN 5-8243-0286-3

Ислам в Хазарии. Дербент. Дагестан. Волжская Булгария. Саксин. Народы Памира и Гиндукуша. Индия. Мальдивы. Индонезия. Китай. Альморавиды. Хариджизм, суннизм и синкретизм в Сахаре и Судане. Гана. Такрур. Раннее Мали. Сонгай. Канем. Беджа. Нубия. Эфиопия. Африканский Рог и Могадишо. Страна зинджей. Исламская культура. Ветви исламской цивилизации. Синкретизм и народный ислам. Суфизм и тарикаты. Корабли, караваны, купцы. Торговля продовольствием, солью, ремесленными изделиями, лошадьми. Ввоз драгоценных металлов, камней, мехов, животных, слоновой кости, черепахи, благовоний, пряностей, растительных красителей, древесины. Работорговля. Инфраструктура дальней торговли. Деньги. Торговля и политика. Организация купечества. Феодализм, крестьянство, землевладение и рабовладение. Каллиграфия и искусство изготовления книг. Язык и образы средневековой исламской архитектуры. Сельджукское искусство. Искусство Волжской Булгарии. Золотая Орда при первых Джучидах и при хане Узбеке. Джанибек. Тохтамыш. Почему распалась Орда и была ли она исламским государством? Северный Кавказ в XV-XVI вв. Содружество постзолотоордынских татарских исламских государств. Казанское ханство. Мещерский юрт (Касимовское ханство). Мангытский юрт Казанского ханства и его роль в Приуралье. Астраханское ханство. Тюменское ханство. Башкортостан в XIV-XVI вв. Мусульманская община Ланки во второй половине XIII - начале XVI вв. Ислам в Нусантаре в XIII-XVI вв. Мусульманские султанаты Северной Суматры. Малаккский полуостров в XIII-XVI вв. Калимантан. Бруней Даруссалам. Мадагаскар. Мали в XIII-XIV вв. и после Сулеймана. Джолоф. Сонгайская держава. Правление аскии Мухаммада. Города-государства хауса. Аир. Расцвет Канема и начало Борну. Восточный Судан, Восточная Эфиопия, Бенадир и Савахил в XIII-XVI вв. Португальцы и мусульмане. Попытка завоевания Марокко. Война в индийском океане. Противостояние в Индии. Захват Малакки. Попытка захвата Адена и планы португальского владычества на Индийском океане. Контроль над путями к золоту Центральной Африки. Архитектура и искусство Казанского ханства. Архитектура Афганистана.

В предыдущих выпусках

Сводный каталог "Шведской лавки"


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Шведская лавка # 108 /01.04/
Жан-Мари Петрово. Конфуцианская этика и дух пластмассы | Бруно Эппельбаум. Созерцание и покорность: Эссе о феноменологии | Борис Крамер. Литературный гнозис: Порядок и отклонение | Манифесты "Литературы безмолвия" | Саша Брумель. Принцесса цирка: Роман
Шведская полка # 107 /31.03/
Детская литература. Брайан Джейкс. Война с Котиром, Воин Рэдволла, Поход Матиаса, Мэриел из Рэдволла | Ингвар Амбьернсен. Самсон и Роберто. Неожиданное наследство, Крутые ребята | Туве Янссон. Шляпа волшебника | Маргаретта Линдберг. Мыши и монстр | Ханну Мякеля. Бесстрашный Пекка | Ханну Мякеля. Лошадь, которая потеряла очки.
Шведская лавка # 106 /26.03/
Джанни Ваттимо. Прозрачное общество | Теодор Адорно. Негативная диалектика | Владислав Татаркевич. История шести понятий | Джордж Питер Мердок. Социальная структура | Норман Финкельштейн. Индустрия Холокоста | Чеслав Милош. Порабощенный разум
Шведская полка # 105 /20.03/
Эрнст Кассирер. Философия символических форм | Мартин Хайдеггер. Разъяснения к поэзии Гельдерлина | Ричард Ф. Густафсон. Обитатель и Чужак | Георг Брандес. Русские впечатления | Петр Кропоткин. Русская литература | Максим Шевченко. Конец одного Величия | Сергей Левицкий. Свобода и ответственность
Шведская полка # 104 /12.03/
Исраэль Шамир. Хозяева дискурса | Тьерри Мейссан. Чудовищная махинация | Альтерглобализм | Гор Видал. Почему нас ненавидят? | Ральф Дарендорф. Очерк политики свободы | Мюррей Ротбард. Власть и рынок
предыдущая в начало следующая
Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Участник партнерской программы 'Озона'
Участник партнерской программы 'Издательский дом 'Питер'




Рассылка раздела 'Шведская полка' на Subscribe.ru