Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / Шведская полка < Вы здесь
Шведская лавка # 110
Дата публикации:  16 Апреля 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Выпуск подготовил Роман Ганжа


Мишель Уэльбек. Мир как супермаркет / Пер. с фр. Н.Кулиш. - М.: Ad Marginem, 2003. - 156 с. - (No Fiction). Тираж 7000. ISBN 5-93321-055-2

Жак Превер написал стихи, которые учат в школе. Он носил кепку и курил "Голуаз". Он был идиот. С давних пор я с удивлением стал замечать, что физики, поговорив с журналистом о разных там спектрах рассеяния, пространствах Гильберта, операторах Эрмита и других подобных вещах, всякий раз принимаются восхвалять язык поэзии. В основу мира легли разобщенность, страдание и зло. Контекста не существует. Мы вертимся, как раздавленные мухи, и тем не менее у нас существует потребность в абсолютном знании. Я очень любил немецкий экспрессионизм. У меня есть чувство океана. Сексуальная жизнь - это череда поражений. Пора свернуть с пути индивидуализма. Современная архитектура - это секции и прилавки гигантского гипермаркета. Человек супермаркета не может быть человеком единой воли и единого желания. Он неспособен к беседе. Одна лишь литература стойко сопротивляется понятию непрерывной актуальности, абсолютизации настоящего времени. Реклама - последняя серия грандиозного метафизического сериала, последняя попытка дать человеку надежду на какой-то минимум бытия. Чтобы выключиться из информационно-рекламного потока, достаточно выдержать паузу, выключить радио, выключить телевизор, ничего больше не покупать, не хотеть больше ничего покупать, больше не участвовать, больше не знать, временно приостановить всякий прием информации и на несколько секунд замереть в неподвижности. Без всякого конфликта мир появляется, развивается. Сеть взаимодействий обнимает пространство, создает пространство своим мгновенным развитием. Наблюдая за взаимодействиями, мы познаем мир. Давая определение пространству через объекты наблюдения, без всякого противоречия мы предлагаем вам мир, о котором можем говорить. Мы называем этот мир реальностью. Мир раздроблен. Мы неуклонно опускаемся к белизне. Мы чувствуем присутствие наблюдателя. Смерть не сразит нас: мы уже мертвы.


Макс Вебер. Политические работы (1895-1919) / Пер. с нем. Б.М.Скуратова. - М.: Праксис, 2003. - 422 с. - (Образ общества). Тираж 2000. ISBN 5-910574-25-7

Роль, которую физические и психические расовые различия между национальностями играют в экономической борьбе за существование. У поляков есть тенденция концентрироваться в самых нижних в экономическом и социальном отношении слоях населения. Хозяйственная культура, относительно высокий жизненный уровень и германство тождественны друг другу. Народнохозяйственная политика любого немецкого государственного устройства, равно как и мерило ценностей немецкого теоретика народного хозяйства, могут быть только немецкими. Великая нация стареет не под бременем тысячелетий ее славной истории. Она остается молодой, если у нее хватит способностей и мужества заявить об этом самой себе и великим инстинктам, которые ей дарованы, и если руководящие ею слои окажутся в состоянии подняться в тот разреженный и прозрачный воздух, где успешно продвигается будничная работа немецкой политики, но в котором еще и веет суровое величие национального чувства. Подлинная аристократия может сформировать целый народ в духе и в направлении ее идеалов благородства. Однако сегодня (март 1917) в Германии не существует аристократии, как не существует и благородной германской общественной формы. Ценности формы возможно развивать исключительно на основе внутренней дистанцированности и выдержки в личном поведении. В современном обществе реальное господство необходимо и неизбежно сосредоточено в руках чиновничества. Необходим политический, то есть парламентский, эффективный контроль над чиновничеством. Дома немец привык ощущать себя исключительно объектом, но никак не носителем собственного жизнеустройства. Только политически зрелый народ, народ господ, обладает призванием вращать колеса мирового развития. Это народ, который держит в собственных руках контроль над управлением своими делами, а также с помощью избранных представителей решающим образом принимает участие в отборе своих политических лидеров. А все прочее (в том, что касается господства, воли к власти и т.п.) - выдумки литераторов. Которым в идеальном государстве, как известно, не место.


Николай Митрохин. Русская партия: Движение русских националистов в СССР. 1953-1985 годы. - М.: Новое литературное обозрение, 2003. - 619 с. - (Библиотека журнала "Неприкосновенный запас"). Тираж не ук. ISBN 5-86793-219-2

Предпосылки распространения этнонационалистической мифологии в партийно-государственном аппарате. Этническая ксенофобия в низших классах как симптом социальной напряженности. Мифы и легенды русских националистов. Личные взгляды членов Политбюро на вопросы этничности. "Группа Шелепина". Д.С.Полянский и другие покровители русских националистов в Политбюро. А.Н.Яковлев и его борьба с русскими националистами. Формирование фракции русских националистов в Союзе писателей СССР. Русские националисты в литературной среде в первой половине 1960-х годов. Недолгая история "Народно-демократической партии". "Внесистемная" оппозиция и русские националисты. Молодежь и подпольная деятельность. Алексей Добровольский. Появление молодых православных антикоммунистов. Ленинградские дела 1967-1969 гг. Всероссийский социал-христианский союз освобождения народа. "Группа Павлова". Издательство "Молодая гвардия". Формирование концепции военно-патриотического воспитания. Связи с армией. Университет молодого марксиста. Деятельность П.Барановского и клуб "Родина". Русские националисты и создание Всероссийского добровольного общества охраны памятников истории и культуры. "Русский клуб". "Группа Фетисова", или "Общество изучения "теории систем"". Терминология "русской партии". Внутренняя структура "русской партии". Экономические аспекты деятельности "русской партии" в Союзе писателей. "Деревенская проза". Антисионисты и неоязычники. Ленинградское отделение "русской партии". Самиздат русских националистов. "Вече": опыт виртуальной редактуры. Журнал "Московский сборник" и "группа Бурдюга". Русский национализм в Русской православной церкви. Связи "русской партии" с РПЦ. Антикатолицизм и национал-коммунизм. Последняя атака на либералов. В кольце врагов. Хроника наступления. Стоп-машина. Партия в роли "разводящего".


Ольга Фишман. Китай в Европе: Миф и реальность (XIII-XVIII вв.). - СПб.: Петербургское востоковедение, 2003. - 544 с. - (Orientalia). Тираж 1000. ISBN не ук.

1. Китай глазами путешественников и торговцев. Ранние источники в основном подчеркивают материальное богатство, сложную организацию административной системы и рационалистический порядок; звучит восхищение страной, в которой ценится ученость. 2. Китай в изображении миссионеров. Иезуиты упростили Китай, не поняли силу и непроницаемость конфуцианства. Идеализация Китая как империи мира, покоя, гармонии и процветания, где правят законы разума и чистой морали, где царит рационалистическая религия, близкая к христианству по чистоте идеи, а также к европейскому Просвещению (культ "естественности"). С помощью образа Конфуция иезуиты, преследуя собственные политические и идеологические цели, создали в умах мыслителей Европы веру в существование великолепной утопии... 3. Китай в восприятии европейских просветителей. ...а именно утопии "просвещенной монархии" и платонова "государства философов". Конфуцианство истолковано как комплекс социальных и моральных правил, разрабатывающих проблемы взаимоотношений личности и государства. Конфуцианский "совершенномудрый человек" явился зримым воплощением просветительского идеала "добропорядочного человека". "Открытие" Китая играет ключевую роль в идеологическом обосновании борьбы против теологии и церкви. 4. Шинуазри. Период рококо и мода на все китайское, ассоциировавшееся с "разнообразием", "игривостью", "легкостью" и "причудливостью". Chinoiserie, "китайщина" - это не только европейские имитации образцов китайского декоративно-прикладного искусства и литературы, но и создание "своего Китая" - сказочной, изящной страны-игрушки, населенной маленькими, роскошно одетыми мудрецами, изысканными, спокойными и томно-ленивыми. Заключение. "Флирт Европы с Китаем" закончился в конце XVIII века. В 1773 году запретили иезуитов. Немецкие романтики и востоковеды заинтересовались Индией. Английские шефтсберианцы похоронили "китайщину". Европа начинает ориентироваться на собственные исторические образцы и в первую очередь на античность. Китай, в качестве идеала послуживший интеллектуальной основой возвышения европейской буржуазии, теперь повернулся своей темной стороной. Инверсия мифа о Китае была прямо обусловлена изменением экономических отношений в Европе. И теперь мы имеем то, что имеем.


Николас Хеншелл. Миф абсолютизма: Перемены и преемственность в развитии западноевропейской монархии раннего Нового времени / Пер. с англ. А.А.Паламарчук, Л.Л.Царук, Ю.А.Малахова; отв. ред. С.Е.Федоров. - СПб.: Алетейя, 2003. - 271 с. - (Bibliotheca Pax Britannica). Тираж 1000. ISBN 5-89329-569-2

Определить, что именно историки разумеют под терминами "абсолютный" и "абсолютизм", непросто. Фактически происхождение этих двух слов совершенно различно, и очень важно не смешивать их. Слово "абсолютный" часто употреблялось в раннее Новое время, термин "абсолютизм" был почти неизвестен до 1820-х годов. По мнению Хеншелла, в содержание понятия, выражаемого этим последним термином, непременно входят существенные признаки "деспотизма", "автократизма", "бюрократизма" и "неанглийскости". Однако понятие с таким образом заданным содержанием оказывается практически пустым и неприменимым к историческим явлениям. Историки Англии и Франции ошибочно признавали существование различий между французскими "абсолютными" монархами, которые монополизировали власть, и английскими "ограниченными" монархами, которые ее разделяли. На самом деле большинство монархов являлись одновременно и "абсолютными" и "ограниченными". Они были абсолютными, когда осуществляли свои обширные прерогативы, и ограниченными, когда вели переговоры с подданными об их правах. Процедуры консультации и одобрения в "абсолютистской" Европе были столь же важными, как и в свободолюбивой Англии. Термин "абсолютизм" утверждался в историографии четырьмя основными способами, которые подробно разбираются в книге. Ключевые слова: корпорация, (де)централизация, патрон, посредник, клиент, элита, инструмент, самоуправление, фракция, идеология, деспотизм, согласие, парламент, штаты, налоговая политика, гражданские свободы, королевский суверенитет, персональная монархия, прерогатива, (ин/де)тронизация, сословное представительство, женералитэ, бальи, интендант, офиссье, полетта, сенешальство, талья, "тетрадь", "запечатанное письмо", жизненный цикл мифа.


Детский сборник: Статьи по детской литературе и антропологии детства / Сост.: Е.В.Кулешов, И.А.Антипова. - М.: ОГИ, 2003. - 445 с. - (Антропология/Фольклор: Новые исследования). Тираж 2000. ISBN 5-94282-109-7

Детские поздравительные стихи. Поэзия пионерских праздников. Тексты для детей в новогоднем ритуале. Метадетская литература. Амплификация как принцип построения текста на baby talk. Воспоминания о "смерти маменьки" в дворянских мемуарных текстах. Отголосок "педагогического садизма" в романе Добычина "Город Эн". Ребенок в поэме Ерофеева о Москве и петушках. Подросток в детской сексологии. Письма детей Деду Морозу. Стихотворные опыты школьников. Историческое прошлое в сочинениях школьников на вольную тему. Психологический анализ идеологического лица обложек советских букварей и азбук. Модификации стихотворений в детской книге и материнском прочтении. Социальный дискурс рассказа Одоевского. Реальная и мифологическая биографии Лидии Чарской. История цикла "Детки в клетке". Метафизика счета в авангардной детской поэзии. Нонсенс в "веселой детской книжке". Драматургия для детей на фоне развивающейся субкультуры. Красный Петрушка и Петя-пионер. Автор как персонаж в пьесах Шварца для детского театра. Евангельский сюжет в повести Гайдара "Школа". Сакральное и профанное у Гайдара. "Смерть пионерки" в новом прочтении. Миф, сказка и игра в цикле Ремизова "Посолонь". Порочный Минька и добродетельный Михаил Зощенко. Чуковский и Михалков в литературной полемике. Товарищ Папава и великан Блюминг из "Сказок среди бела дня" Витковича и Ягдфельда. Тибулл и Тиберий в московской бане. Детские писатели как диссиденты. Болезнь и смерть героя Алексина как доблесть и добродетель. Эволюция представлений о грехе в детской литературе. Сюжет побега из дома. Про пограничников. Огни большого города. Школа и школьник в детской поэзии. Baby talk на материале литературных бестиариев. Коммуникация и трансляция. Крокодил и утконос. Мужское и женское.


Карен Свасьян. Европа: Два некролога / Пер. с нем. автора. - М.: evidentis, 2003. - 304 с. Тираж не ук. ISBN 5-94610-020-3

Как сообщает автор на с. 14, нижеследующее есть попытка асимметричного и транскаузального вопроса на следующий ответ: поскольку Мировым Водительством именно на центральную Европу была возложена задача оживотворить импульс Христа в естественнонаучно возмужавшей мысли, европейская сердцевина мира стала мишенью ненависти всего прочего мира <...> Задание: сделать христианским мышление, научиться не только чувствовать и воздыхать по-христиански, но и по-христиански мыслить, провиденциально стоит перед немецкой душой с момента смерти Фомы Аквинского и как его последняя воля <...> В Париже, за вычетом философских кутюрье типа Деррида, умеют еще ходить в школу к Гегелю, Гельдерлину, Ницше, Гуссерлю, Хайдеггеру, Юнгеру <...> Духу серединной Европы противостоит западная диктатура счастья <...> Лишь одной разновидности счастья может немец воздать должное, именно: когда счастье означает смерть <...> Если что и ужасает влюбленного в жизнь француза, так это немецкий первофеномен смерти <...> Мыслить мысли мира значит: запретить себе слова, умничанье, терминологическую извращенность, всякого рода дискурсы и игры; значит: запретить себе себя и отдать себя в распоряжение вещам, не: высиживать теоретические дохлости, а: саботировать групповую душу академиков и навлекать на себя бессрочный бойкот. На заре нового - эфирного - христианства мысли мы ожидаем мучеников мысли. В начинающихся гонениях на мысль взыскуем мученических свидетельств мысли. И, осененные светом познания, что Христос нынче являет себя всюду, где наблюдение вещей и мышление о вещах отвечают действительности вещей, мы говорим вместе с Мейстером Экхартом, что предпочитаем быть с Христом в аду, чем без Него на небе <...>

В предыдущих выпусках

Сводный каталог "Шведской лавки"


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Шведская лавка # 109 /09.04/
Сэмюэл Хантингтон. Третья волна | Роберт Даль. Демократия и ее критики | Константин Леонтьев. Дипломатические донесения | Доклад Хрущева о культе личности Сталина | Советская жизнь. 1945-1953 | Мусульмане изменяющейся России | Очерки истории распространения исламской цивилизации
Шведская лавка # 108 /01.04/
Жан-Мари Петрово. Конфуцианская этика и дух пластмассы | Бруно Эппельбаум. Созерцание и покорность: Эссе о феноменологии | Борис Крамер. Литературный гнозис: Порядок и отклонение | Манифесты "Литературы безмолвия" | Саша Брумель. Принцесса цирка: Роман
Шведская полка # 107 /31.03/
Детская литература. Брайан Джейкс. Война с Котиром, Воин Рэдволла, Поход Матиаса, Мэриел из Рэдволла | Ингвар Амбьернсен. Самсон и Роберто. Неожиданное наследство, Крутые ребята | Туве Янссон. Шляпа волшебника | Маргаретта Линдберг. Мыши и монстр | Ханну Мякеля. Бесстрашный Пекка | Ханну Мякеля. Лошадь, которая потеряла очки.
Шведская лавка # 106 /26.03/
Джанни Ваттимо. Прозрачное общество | Теодор Адорно. Негативная диалектика | Владислав Татаркевич. История шести понятий | Джордж Питер Мердок. Социальная структура | Норман Финкельштейн. Индустрия Холокоста | Чеслав Милош. Порабощенный разум
Шведская полка # 105 /20.03/
Эрнст Кассирер. Философия символических форм | Мартин Хайдеггер. Разъяснения к поэзии Гельдерлина | Ричард Ф. Густафсон. Обитатель и Чужак | Георг Брандес. Русские впечатления | Петр Кропоткин. Русская литература | Максим Шевченко. Конец одного Величия | Сергей Левицкий. Свобода и ответственность
предыдущая в начало следующая
Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Участник партнерской программы 'Озона'
Участник партнерской программы 'Издательский дом 'Питер'




Рассылка раздела 'Шведская полка' на Subscribe.ru