![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() |
|
|
||
![]() |
/ Net-культура / < Вы здесь |
Сеть и суеверие Дата публикации: 8 Ноября 1999 ![]() ![]() ![]() Предрассудок, он обломок
Древней правды - храм упал, А руин его потомок Языка не разгадал... Е.Баратынский Среды обитания порождают суеверия. Скорее всего, без этого невозможно обойтись: потребность в сверхъестественном велика, велико стремление к провидению будущего, велико желание видеть связи явлений - реальные или воображаемые. О причинах возникновения и существования суеверий как культурного явления в целом написаны фолианты, пересказывать которые здесь будет, конечно, излишним и неуместным. Сейчас меня интересует некий частный срез темы, связанный непосредственно с медиумом, в котором публикуется и читается эта статья - с Сетью. Сеть породила вокруг себя суеверия точно так же, как их порождали до этого многие технологические нововведения. Масса суеверий, связанных с поездами, автомобилями, телефонами, самолетами является таким же плодом технологического развития цивилизации, как и сами объекты верования. Суеверия не искореняются, но мутируют по мере распространения информации. Образование не несет им смерти, так как суеверия зачастую находятся вне подвластного материалистическому подходу логического контекста бытия. Поэтому все технические новшества, окружающие человека, будут, в свою очередь, окружаться суевериями: изменившимися и приноровившимися к новым обстоятельствам, выросшими из забытых или слишком длинных логических цепочек, трансформировавшимися из примет. Сеть, конечно, не исключение. Более того - Сеть не просто медиа или технология, Сеть - среда обитания. В Сети происходит общение, взаимовлияние индивидуумов, и поэтому психологическая ценность Сети выше для ее пользователя, чем для пользователя множества других технологий. Соответственно, растет и желание предвидения, и потребность в "знаках пути", и все прочие стремления, которые суеверия обычно призваны удовлетворять. Данная статья родилась в результате достаточно большого труда, включавшего в себя массу бесед в IRC и ICQ, огромную переписку и несколько десятков частных разговоров с людьми, готовыми рассказать мне о известных им суевериях, связанных с Сетью. Очень часто я получала информацию дублированной, - обитатели разных социальных сетевых слоев или обладатели разных профессий часто давали мне одни и те же примеры, модифицированные под особенности существования представителей их группы. Благодаря этому я могу снабдить некоторые приводимые в тексте примеры комментариями касательно различий в тех или иных деталях конкретного суеверия. Я также прошу читателей ни в коем случае не рассматривать данный текст как попытку исчерпывающего перечисления всех существующих суеверий, связанных с Интернетом, - боюсь, что такой труд невозможен a priori. Наоборот, перечисление никоим образом не входило в мои цели при написании этой статьи, - скорее, приведенные в тексты примеры всего лишь служат иллюстрациями моих кинцепций. С другой стороны, тема мне очень близка и интересна, поэтому буду рада получить дополнительную информацию от тех, кого она тоже интересует - пишите*. Несмотря на исключительное разнообразие связанных с сетью суеверий, мне удалось разбить их на три смысловых категории. Это категории "сеть->сеть", "сеть->реал" и "реал->сеть". В названиях категорий первое слово представляет собой среду принадлежности обьекта верования, а второе - среду влияния. Так, в категорию "сеть->реал" (наиболее многочисленную из трех) входят утверждения о том, как события, происходящие с человеком в Сети, могут повлиять на его жизнь в реале. С этой категории я и начну. Сеть -> РеалСуеверия этой категории кажутся мне наиболее интересными, так как само их существование полагает Сеть частью жизни индивидуума, прочно скрепленную со всеми остальными сферами его существования. Эти суеверия тем более занимательны, что в них очень четко прослеживается трансформация привычных, старых верований в термины новой технологии. Так, например, вера в то, что наткнуться по баннерной ссылке на религиозный сайт - к несчастью, и надо обязательно вернуться на исходную страницу, чтобы оного несчастья избежать - это явно трансформированное суеверие о встрече попа со святыми дарами. Другой пример - если во время работы часто попадаются сломанные линки, то работу лучше прекратить, потому что ее плоды пойдут работающему во вред. Причем конкретно "вред" не предусмотрен суеверием, - на канале мне объяснили, что если речь идет, например, о покупке через сеть, то вещь могут украсть, если о поиске технической информации - прибор (программа) никогда не заработают и т.д. Одна девушка, например, рассказала мне о том, как она искала информацию о составе какого-то собачьего корма в Альтависте и все время напарывалась на пустые ссылки. Наконец она нашла корм, который подходил ее гастритичной собачке еще больше. Она обрадовалась, распечатала информацию и закрыла браузер. Собачка этим кормом отравилась. Девушка настаивала на том, что эти события связаны между собой, и сетовала на свою лень: после одного из неудачных линков она не вернулась в окно Альтависты, а перешла к другой поисковой машине. Реал -> СетьНаименее многочисленная из трех категорий. Здесь события, происшедшие в реале, влияют на сетевое обитание человека. Так, например, на Blazednet распространено поверие о том, что утром спалить (переварить и т.п.) завтрак - к падению mail-server'а. Мое знакомство с этим поверием явилось результатом извинения, принесенного бразильскому сетевому знакомству за задержку в нашей с ним переписке. Другое блазеднетовское суеверие - о том, что если случайно назвать человека именем сетевого знакомого, то последний три дня не появится в сети. Мой знакомый, Кирилл, читая черновик этой статьи, сказал, что он слышал другую, фидошную вариацию данного суеверия: если послать по ошибке электронную почту не тому адресату, то правильный (запланированный) адресат не появится в Сети три дня. Интересно то, что фидошный вариант относится уже к категории "сеть->сеть", хотя и построен на том же принципе, что и блазеднетовский. Однако самое интересное суеверие категории "реал->сеть" было услышано мной совершенно случайно на канале #suede, когда один из присутствующих сказал, что пролил кофе на клавиатуру. Ему посоветовали три раза нажать Esc, "or you'll be unable to load any site from any computer this week". Здесь очень сильно заметно, как простое логическое построение, искаженное временем, гипертрофированными подробностями и многократной передачей из уст в уста приводит к созданию суеверия. Сеть -> СетьБольшинство суеверий этой категории являются деформированными силлогизмами: когда-то тесно связанные явления исчезают или распасдаются, и оставшаяся структура, уже не склеенная причинно-следственными связями, превращается в необъяснимое поверье. Однако и здесь существуют вещи трогательные или забавные, как, например, суеверие, подхваченное мной на Airnet'е: если нажал по ошибке не на ту ссылку - первый, с кем ты после этого познакомишься в сети, будет виртуал. Кроме категоризации по "сферам существования" суеверий, можно привести некую разбивку суеверий по типам. Эта разбивка будет такой же, как и для суеверий, не имеющих никакой связи с сетью: люди пока что не научились верить ни во что принципиально ноовое, и ни одна технология здесь не поможет. Наиболее типичны суеверия следующего характера:
В целом можно говорить о том, что суеверия, связанные с сетью, еще очень и очень новы, и поэтому окончательный вид, который они примут со временем, пока что трудно предсказать. При этом совершенно очевидно, что все процессы возникновения и развития суеверий, верные для "реала", будут верны и для Интернета, с той лишь разницей, что динамизм Сети наверняка сильно увеличит темпы этого развития. Суеверие легко запустить в сеть, - информационное пространстве здес плотно, информация распространяется быстро. Предлагаю читателям поэкспериментировать с этим занятием. Оно вполне может оказаться увлекательней любой игрушки. Примечания:* Очень большая просьба к тем, кто отзовется на мой призыв: указывайте, если нетрудно, среду обитания приведенного вами суеверия и срок его возникновения (или, по меньшей мере, продолжительность вашего с ним знакомства). Это очень облегчит мне жизнь и работу над составляемой мной "Энциклопедией сетевых суеверий". Обещаю упомянуть в ней всех, кто окажет мне хоть малую помощь. ** "Новый полный сонник", В. Булатова и Е. Маликова, изд. "Сапфир", Сан-Франциско, 1998 г. Сетеграфия:
![]() ![]()
|
![]() |
![]()
linor@russ.ru URL ![]() ![]() |
![]() |
||
![]() |
||