Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Gateway | Невод | Интер(офф)вью | Бессрочная Ссылка | НасНет | ГлобусНет | Интер(акти)вью | Дурацкий Музей | Кафедра | Русская сеть: истории | Конец прекрасной эпохи
/ Net-культура / < Вы здесь
Тексты о гипертексте: 5
Дата публикации:  7 Июня 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

конкуренты и окупаемость

    азета.Ru" начала плодиться делением. На прошлой неделе ведущий российский медиаресурс представил свой новый проект - интернет-журнал "Рокфеллер" (www.rockfeller.ru). Чтобы долго не объяснять, по модели это - почти точная копия популярного журнала "Коммерсантъ-Деньги".

Делится с читателями популярный журнал "Коммерсантъ-Власть" (#21). Не поясняя, впрочем, что именно скопировало новое онлайн издание у старого издания офлайнового. И рубрики, кажется, другие, и стилистика, и материалы появляются не раз в неделю и - скопом, но каждый день и понемногу - онлайн все-таки. Вот разве что слоган у "Рокфеллера" какой-то подозрительный (не в смысле концептуальном, разумеется). "В деньгах счастье" слоган. Но такому слогану "Деньги" должны радоваться и постараться извлечь неожиданные дивиденды.

Тем не менее, интонация популярного офлайнового журнала отчетлива. Чувствуется в ней немножко и гордости за себя (как первого и компетентнейшего); и раздражения от появления новых и интересных конкурентов (а "Рокфеллер", кажется, из таких); и снисхождение к бедным родственникам (какие они конкуренты) из интернета, у которых на выпуск бумажного и глянцевого денег нет, - ну что с них возьмешь. И боязнь появления новых и интересных конкурентов.

Тем не менее, офлайновый журнал продолжает.

    "Рокфеллер" обещает публиковать материалы о том, как частному лицу в России заработать деньги современными способами (валюта, ценные бумаги и т. п.), сохранить и приумножить эти деньги, а также с умом потратить. Есть также оригинальная рубрика Story (рассказы об отношениях людей и денег). Идея хорошая и уже опробованная на практике. Вопрос лишь в том, какую задачу ставит перед собой в этом проекте "Газета.Ru". До сих пор российские интернет-СМИ не занимались созданием дочерних изданий, потому как и сами они в большинстве своем убыточны. Возможно, издание невольно ответило на этот вопрос в своем материале от 19 мая "'Рамблер' остался с Носиком": "Время окупаемости российских интернет-проектов еще не пришло... Едва ли не единственный возможный бизнес в таких условиях - создание, раскрутка и продажа интернет-компании тем, кто еще не успел прийти к выводу о фатальной нерентабельности сетевых проектов".

Не вовремя и не к месту процитированное высказывание, предрекающее быстрый конец вселенского интернета, ставит популярное издание в довольно глупое положение. Ведь, во-первых, есть интернет-проекты, которые замечательно окупаются и даже приносят прибыль. В интернет-проекте главное - сначала подумать, что и как, а не отправляться на поиски инвестора, и тогда может что-нибудь хорошее получиться. Во-вторых, валить в кучу все интернет-проекты как-то неправильно что ли. Потому что, может, все они действительно проекты и все в интернете, но одни - СМИ, другие - магазины, третьи - сервисы, и критерий оценки их деятельности в каждом отдельном случае свой, особенный. Какая уж тут "окупаемость", апелляция к которой журналистами "Власти" тем более удивительна, что каких-нибудь полгода назад та же "Власть" (#48 (399) от 5 декабря 2000, в статье "В поисках золотого Рунета") вполне вменяемо проанализировала ситуацию с отечественными онлайновыми СМИ.

Написала, например, следующее: "...Главная причина, заставляющая инвесторов вкладывать деньги в подобные проекты, связана с желанием получить влиятельный политический ресурс". А политика, как известно, продолжение экономики. И экономический пиар, кстати, не менее интересен для потенциального инвестора, чем пиар политический. Тем более что в области политической, кажется, наступило тактическое или даже стратегическое спокойствие, а в экономике происходит много всего нового и перспективного. Новые брэнды нужно выводить, рассказывать о нужных организациях и учреждения - в общем, ничего нового. И тут ресурс "Газеты-Рокфеллера" просто грандиозный. Тут (в онлайне) "Газете-Рокфеллеру" "Ъ" совсем не конкурент.

А окупаемость - это вообще не про нас. Окупаемость еще измерять надо научиться. Все та же ноябрьская "Власть": "Впрочем, ситуация с доходностью интернет-СМИ отнюдь не уникальна: даже самые известные и популярные российские газеты до сих пор в лучшем случае работают "в ноль".

Все та же майская "Власть":

    А возможно, стоит поверить прямому ответу редакции "Газеты.Ru" на вопрос "Власти" о целях проекта "Рокфеллер": "Денег мы, конечно, заработаем... Крупных рекламодателей уже не удовлетворяет привычная прямая реклама, есть очень большой интерес к нетрадиционным формам коммуникаций: спонсорству, интервью он-лайн, участию в интернет-викторинах, играх и т.д. Еще вариант: если у банка неудачный сайт, он может арендовать одну или несколько наших страниц, с нашим оформлением и с нашими же текстами, изготовленными с учетом его интересов. Наконец, к предпринимателям пришло понимание, что от клиента зависит бизнес, и его хочется знать в фас и профиль и о чем он думает. Такую информацию может дать только интерактив..."

Возможно, поверить действительно стоит. Онлайн-СМИ - они тоже не лыком шиты. Они, наверно, тоже научились работать с требовательными заказчиками.

трафик и деньги

Про пресловутую окупаемость речь шла и в другом месте, про других. Как известно, отечественная электронная коммерция переживает, как бы помягче выразиться, не лучшие времена. Сжимается, как шагреневая кожа. И вот недавно "крупные российские интернет-холдинги Port.ru и eHouse объявили о подписании весьма необычного соглашения. Port.ru безвозмездно передал на два года интернет-магазин "24x7" под управление конкуренту - магазину Bolero, входящему в eHouse". Событие рабочее, заметное разве что для сотрудников названных выше магазинов. Но в то же время событие, а правильней - интерпретация этого рядового события обязательно будет представлять интерес для антрополога или, скажем, психолога-психиатра. Процитирую "Ведомости":

    На совместной пресс-конференции Port.ru и eHouse фундаментальная разница психологий руководителей двух интернет-холдингов особенно бросалась в глаза. Председатель совета директоров eHouse Анатолий Шкред упирал на то, что "24x7" довольно легко сделать прибыльным. "Состояние магазина вовсе не плачевное. Есть небольшой перекос в зарплатах. Разве нормально платить завскладом $1500 в месяц?" - сказал Шкред в разговоре с корреспондентом "Ведомостей". Президент Port.ru Евгений Голанд неприбыльность "24x7" вообще не считает недостатком. "Это очень удачный проект. Он хорошо развивается, у него очень быстро растет посещаемость", - говорит он.

Оптимистичная реплика Голанда не просто странна (для, разумеется, профана, который не понимает, как это самый интернет функционирует, каким законам подчиняется и т.д. и т.п.), но она еще, пожалуй, и типична. Или типичен (для текущего состояния помысливания такой штуковины как интернет) критерий успешности. Критерий этот - не окупаемость, нет: посещаемость.

Посещаемость, траффик. Золотые тельцы и магические заклинания. Центральные фигуры той картины интернета, в которой отсутствует уникальный пользователь с индивидуальным ip и неповторимыми преференциями, но есть неразличимая совокупность безвестных хостов и хитов, которые, конечно, хорошо бы куда-нибудь инвестировать, во что-нибудь трансформировать - хрустящее и зеленое, но пока что-то не получается.

Впрочем, все это - предмет дальнейших старательных исследований для многих настоящих профессионалов своего нелегкого е-дела.

РОТОР и профи

Другие настоящие профессионалы решили тем временем (а время как раз подошло) избрать самых из себя профессиональных.

    ФИНАЛ РОТОРа 2001 стартует 30 мая 2001 года в 12.00 по Москве и финиширует 5 июня 2001 года в 12.00 по Москве. Дается оценка временному интервалу с 12 мая 2000 года по 12 мая 2001 года. Призов не было и нет. Получение РОТОРа - это факт признания заслуг коллегами по цеху.

Итак, самые известные и зачимые е-персоны подводили итоги творческого года - избирали успешнейших по целому списку номинаций. Долго считали, кто же действительно порадовал за прошедшие месяцы сетевую общественность, представил нужное и полезное, а кто - ничего не представил, а только все испортил. И посчитали так, что никого из себя не обидели, а только еще раз сказали спасибо и вообще помогли в нелегком онлайн-житии. Такая вот "большая деревня", где все и всех.

    По некоторым номинациям не удалось преодолеть ежовую келейность. Все сетевые писатели, вышедшие в финал - ежи. Довольно сомнительное звание сетевого писателя как нельзя более пристало Александру Экслеру и Сумерку Богов. Однако Леха Андреев - просто писатель. И я ему отдал свой голос, потому что его труд не отметить - грех.

Это честно признался главный редактор ресурса "Русский Дедлайн" Рубен Макаров. За кого голосовал Леха Андреев, честное интервью которого с главным редактором ресурса "Русский Дедлайн" Рубеном Макаровым можно прочитать в одном из последних номеров журнала Internet, я не знаю.

Возможно, знает об этом "АИФ Интернет", претендовавший на звание "проекта года". Любопытно, что претендент на звание обитает по адресу aif.rax.ru. Любопытно так же, что 25 мая (сего года, не прошлого) в "Нетоскопе" появился пресс-релиз примерно следующего содержания:

    Мы представляем Вам новый портал RAX.RU. Начиная с этого дня, мы хотели бы сообщить Вам, что мы существуем. Надеемся, что с нашим открытием мы сможем сделать российский интернет лучше.

Впрочем, интернет-темпоральность - предмет дальнейших старательных исследований для многих настоящих профессионалов своего нелегкого е-дела.

p.s. а с результатами РОТОРа можно ознакомиться здесь.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Сергей Солоух, Смычка /05.06/
Один американец засунул 0x11 в 0x00. Слабак! У каждого веб-обозревателя Рунета их десять, этих пальцев. И все рабочие.
Михаил Завалов, Святой Исидор Севильский против Маклюэна /05.06/
Человек-веб, автор "Этимологий", просветитель варваров, одним из первых упомянувший о хмеле... Станет ли он покровителем Интернета?
Денис Бычихин, Озон рупор эпохи /04.06/
Репортаж из логова со слезами на глазах.
Ю. Н., Много доткомов /04.06/
Репортаж из логова с петлей на шее.
Татьяна Данилова, Бизнес-план для microsoft /30.05/
Развитие цивилизации есть развитие коммуникаций. Так что вялая война open source vs MS, гонка процессоров, все новые и новые решения, предлагаемые клиенту, - все это эпизоды Великого Дорожного Строительства. Попробуем разглядеть замысел Творца.
предыдущая в начало следующая
Дмитрий Эссеринг
Дмитрий
ЭССЕРИНГ
dmess@mail.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки: