Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Вокруг власти / Политика / < Вы здесь
Власть - это свобода
Колонка редактора

Дата публикации:  25 Октября 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Власть - это возможность сделать нечто (абсолютная власть - это возможность сделать все). Свобода - также возможность сделать нечто, как абсолютная свобода есть возможность сделать все. Транзитивное тождество свободы и власти - через их совместное тождество возможности - выглядит тривиальным, если не учитывать, что в языке существуют оба слова, как "свобода", так и "власть", причем употребляются эти слова по-разному. Тождество становится очевидным, когда речь идет о "власти для" и "свободе для" (не для кого-то, а для чего-то, для некоторого действия), то есть когда речь идет о свободе/власти свершения. Существуют, однако, более популярные значения "свободы" и "власти": "свобода от" и "власть над".

Рассмотренное транзитивное тождество при этом, однако, никуда не исчезает. Возможность неких действий автоматически означает власть над объектами действий и свободу от помех. Частным следствием этого тождества является иллюзорность абсолютной власти над мирозданием, то есть божественной власти: такая власть тождественна абсолютной свободе от любых возможных помех, а значит - тождественна уничтожению мира, включая сам субъект такой свободы/власти, что нас попутно отсылает к бердяевско-сартровскому выведению свободы из Ничто и к тезису Николая Кузанского о тождестве Абсолютного Максимума и Абсолютного Минимума (в данном случае - о тождестве абсолютной власти и абсолютной ничтожности, абсолютной свободы и абсолютной несвободы).

При решении конкретных, конечных задач, требующих неких конечных возможностей, соединение помехи с объектом власти сохраняется: помеха (от которой необходимо освободиться) - это сопротивление объекта власти. Если сопротивление имманентно присуще объекту власти, то помехой становится сам объект ("если враг не сдается, его уничтожают"). Но это - частный случай. Процесс управления (осуществления власти) чаще выглядит довольно мирно. На то, что управление - это освобождение от помех, намекает лишь частое отождествление управления и кризисного управления. Действительно, зачем вмешиваться в ситуацию (управлять ситуацией), которая не содержит в себе никакой проблемы? Управление необходимо лишь в том случае, когда на пути субъекта власти/свободы встают помехи, когда - выражаясь по-сартровски - требуется "неантизация" (уничтожение).

Сартр, впрочем, был максималистом ("Ад - это другие"). Но если бы Сартр не стремился уничтожить мир, он бы не был Сартром, а был бы, наверное, президентом Франции.

Кирилл Якимец


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Вокруг власти' (архив темы):
Павел Черноморский, Анастас Микоян: лучший менеджер Советов /19.10/
"Ближняя перспектива", растянувшаяся на долгие годы. Именно умение (и стремление) решать конкретные проблемы позволило Микояну удержаться "на подножке" истории.
Михаил Ремизов, Госдума как исполнительная власть /07.09/
- исполняющая основную роль в общественном спектакле. Заметки по следам недели.
Григорий Заславский, Шоу колоритных личностей /05.09/
Типология думского спектакля: от античной трагедии до "мыла"
Владимир Жириновский, Демократия - это страшно /05.09/
"Почему мы разрешаем заниматься политикой шарлатанам, которые ничего не умеют? В вуз мы принимаем более строго, чем в депутаты. Отбор идет строжайший на низшие должности. А на самый верх - пожалуйста, заходи, кто хочет".
Владислав Никифорук, Изгнать торговцев из храма законности /04.09/
- и набрать экспертов. Ну, на худой конец - просто политиков, не занятых в бизнесе. Иначе вскоре эффективность Думы упадет до нуля.
Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: