Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Обществоведение / Политика / < Вы здесь
"Рыночники" и "антирыночники"
Дата публикации:  4 Февраля 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Из теории и опыта мы знаем, что все системы, где нет свободного рынка (и неразрывно связанной с ним частной собственности), потерпели сокрушительное поражение в экономической конкуренции с рыночными системами. Мы знаем также, что без экономической свободы в государстве демократию нельзя ни построить, ни сохранить. Национализация собственности исключает демократию; приватизация и развитие предпринимательства создают для нее необходимую социально-экономическую базу. Имея в виду эти фундаментальные факты, стоит задуматься: почему столько людей настроены против свободного рынка? Они встречаются как в странах развитого капитализма, так и в обществах, которые совсем недавно жили в тесных объятиях социализма. В отношении первых можно было бы заметить, что люди обычно не ценят того, что имеют, а в отношении других - что у людей короткая память. Разумеется, подобные расхожие общие места ничего на самом деле не объясняют. Есть ряд более глубоких причин, объясняющих тот парадокс, что вариант социально-экономического устройства, оказавшийся лучшим, возбуждает столько неприязненных чувств. Упомянем лишь некоторые из них.

Во-первых, многие из тех, кто настроен против свободного рынка, имеют весьма туманное или просто ошибочное представление о том, что возникает в обществе, когда рынок ликвидируется. Некоторые вообще над этим не задумываются: они относятся к категории тех, кто из-за нежелания задуматься рискует попасть "из огня да в полымя". Другие - как классики утопического социализма или Карл Маркс более ста лет назад - наивно воображают, что на месте рынка вырастут некие сообщества людей, где будет царить равенство и солидарность, что исчезнет конкуренция, а труд станет более радостным и производительным. А на самом деле на месте рынка всегда появляется больше налогов, больше государства и больше его клиентов и нахлебников. Противоположность рынка - это не один всеобщий кибуц, но разросшееся, слабое и парализующее инициативу государство. Меньше рынка - значит, больше этатизма.

Во-вторых, свободный рынок означает конкуренцию, а мы ее обычно недолюбливаем, хотя очень любим вытекающие из нее преимущества. Как было бы приятно иметь на заводах социализм, а в кошельках и магазинах - капитализм! Хотя именно подобные проекты в Польше выдвигает значительная часть - как бы тут выразиться помягче? - тех, кто называет себя "экспертами".

В-третьих, в условиях рынка покупатель платит поставщику за приобретенный товар, тогда как в этатистских моделях возникает иллюзия, что нечто приобретается "даром" - например, бесплатное образование, здравоохранение и т.п. Эта иллюзия бесплатности работает против идеи рынка. На самом же деле чудес не бывает: чем больше "бесплатности", тем выше налоги и связанные с этим ограничения экономического роста. К тому же официальная "бесплатность" нередко сопровождается неофициальной оплатой "с глазу на глаз".

В-четвертых, нередко среди тех, кто считается "интеллектуалами" (особенно тех, кто с гордостью заявляет, что по математике у них всегда была двойка), существует особый снобизм: не разбираться в элементарной экономике, но зато изо всех сил печься о "простых людях". В подобных случаях против свободного рынка принято выступать во имя "социальной справедливости" и "сочувствия к обездоленным". В Польше, а также в не очень крупных западных университетах имеется еще одна любопытная разновидность - те, кто во имя странной экономии борется против свободного рынка или же в принципе выступает за рынок, но не любит частной собственности. Есть и такие, кто любит частную собственность, но только свою собственную (впрочем, этих последних обычно не причисляют к "интеллектуалам").

Наконец, немалая часть неприязни к свободному рынку обусловлена ощущением, что "господство рынка" каким-то образом ухудшает качество человеческих отношений и в результате ухудшает общество. С этой точки зрения безрыночное, социалистическое общество начинает казаться чем-то лучшим. Люди как-то забывают об очередях, о вездесущем "блате", знакомствах, связях, халтурной работе или видимости работы и т.п., а также о почти стопроцентном участии в выборах.

Неприязнь к свободному рынку во имя заботы о качестве общества у некоторых сопровождается признаниями в любви к "гражданскому обществу". Но не стоит забывать, что государство, вытесняющее рынок, сокращает и свободное пространство для добровольных ассоциаций и объединений. Выступать за "гражданское общество", но против рынка - это то же самое, что выступать за молоко, но против коров (добавим для порядка еще коз и верблюдиц). Самое развитое гражданское общество существует в США, где свободный рынок занимает особенно прочные позиции. А кто помнит, сколько "гражданского общества" было при коммунизме?

Источник - "Впрост", 11.11.2001


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Обществоведение' (архив темы):
А.С.Ахиезер, Большевистский псевдосинкретизм и институциональная недостаточность общества /29.01/
Большевизм - это попытка решить проблему дефицита общественных институтов "в лоб", создав искусственную социальную структуру. Лекция по истории КПСС.
Михаил Ремизов, Беспризорники /26.01/
Аномия - это социологическая беспризорность. Но из нее вытекает и всякая иная. Заметки по следам недели.
Павел Святенков, Фальсификация социальности /24.01/
Почему население России не борется за свои права? Дело не в индивидуализме: просто объединение между равными против начальства возможно у нас лишь в одном случае - если население лишается не прав, а льгот. Реплика на статью М.Денисова и В.Милитарева.
Александр Бахманов, Социальная динамика или "социальный динамит"? /23.01/
Социологические клише слабо пригодны для описания и изучения российской социальной динамики. Приходится опираться на эмоции и сомнительные метафоры.
Из чего только сделаны россияне? Руглый стол #17 /23.01/
Ругань по существу. Серьезной игрой в социально-экономические классики занимаются Александр Починок, Сергей Глазьев, Борис Надеждин и Александр Ослон.
Лешек Бальцерович
Лешек
БАЛЬЦЕРОВИЧ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: