Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Проблемы Евразии / Политика / < Вы здесь
Причерноморье: "rimland" Большой Евразии
Дата публикации:  13 Мая 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Причерноморье традиционно является одной из ключевых в геополитическом и геоэкономическом отношении территорий Большой Евразии: через него пролегают важнейшие трансконтинентальные коммуникационные коридоры, по Черному морю проходят цивилизационные и геополитические разломы. При гипотетической консолидации политических воль стран региона Черное море могло бы превратиться во внутреннее море восточнохристианской цивилизации, однако реально оно постепенно превращается во внутреннее море НАТО.

Все без исключения страны, имеющие выход к Черному морю, на сегодняшний день выказали свою заинтересованность в евроинтеграции, все обозначили в той или иной мере свою лояльность американским планетарным интересам и идеям глобализации. Ни одна из стран региона, в том числе Россия и Украина, на данный момент не может рассматриваться ни в качестве бесспорного регионального лидера, ни в качестве форпоста в противостоянии странам, не имеющим выхода к Черному морю, но считающим регион зоной своих стратегических интересов и проводящих в нем достаточно агрессивную политику.

Членство Турции, контролирующей Босфорский пролив, стремление Грузии, Румынии и Болгарии к членству в блоке, неопределенность и "многовекторность" внешнеполитического курса Украины и ее "особое партнерство" с НАТО в перспективе способны превратить Черное море вдоль всех берегов в стратегический бастион Северо-Атлантического альянса. При этом интересы ЕС, НАТО и США в Черноморском регионе, вопреки распространенному заблуждению, носят не взаимоисключающий и даже не пересекающийся, а скорее взаимодополняющий характер.

На данный момент субъектом геополитики в Причерноморье с четко обозначенными интересами, которые следовало бы рассматривать как проекцию интересов США и НАТО, является Турция. Грузия, Румыния и Болгария, соблазненные пресловутой "евроинтеграцией", потенциально могут рассматриваться как плацдармы для реализации евроатлантических интересов. Украина не является субъектом геополитики в Причерноморье, хотя по своему географическому положению и естественным потенциалам могла бы стать региональным лидером. Россия же стремительно теряет как свою объективно проявленную геополитическую субъектность, так и субъективно осознаваемую политическую волю к доминированию в регионе.

В качестве геоэкономических "игроков" в Причерноморье могут рассматриваться также и страны, не имеющие выхода к Черному морю, но в той или иной степени привязанные к черноморским углеводородным транзитам - Азербайджан, Иран и т.д. Строительство трансконтинентального "Великого Шелкового Пути-II" способно значительно повысить роль региона в мировых экономических процессах.

Если говорить об оси Москва - Дели - Пекин - Тегеран как о потенциальной геополитической альтернативе американоцентричному "Новому мировому порядку" в Евразии, то роль Причерноморья может рассматриваться как ключевая: регион в целом либо его большая часть может стать как средоточием антиевразийских сил, так и буферной зоной между конфликтными в геополитическом отношении субъектами. Предпосылки к тому, чтобы в обозримом будущем Причерноморье стало оплотом евразийской геополитики, на данный момент отсутствуют.

В Причерноморье и прилегающих регионах следовало бы выделить три группы территориально-государственных образований: во-первых, "большие" государства (Россия, Турция, во многих комбинациях Украина), во-вторых, "средние" (Грузия, Молдова, Румыния, Болгария, в некоторых комбинациях Украина), и в-третьих, "малые" консолидированные этнокультурные регионы либо квазигосударства - так называемые "коньячные республики" (Приднестровье, Гагаузия, Абхазия, Крым, Южная Осетия). Психология политических предпочтений такова, что "средние" субъекты, как правило, страдают комплексами национальной ущемленности, исторической неполноценности, поэтому склонны к психологическому "самоутверждению" за счет "малых", навязывая им свои версии этнонационализма и т.д. "Малые" субъекты, находясь под непосредственным управлением "средних", вынуждены ориентироваться на "больших", у которых подобные комплексы отсутствуют. Субъекты глобального влияния, в первую очередь США и НАТО, в своем противостоянии с "большой" Россией консолидируются со "средними" и, соответственно, заинтересованы в нейтрализации "малых" - или путем их поглощения "средними", или путем разжигания управляемых локальных конфликтов и установления прямого контроля с последующей легитимизацией "миротворческих миссий" (как в случае с Косово).

Соответственным образом определяется и заинтересованность или незаинтересованность тех или иных субъектов в международном признании (как "де-юре", так и "де-факто") Гагаузии, Приднестровья, Абхазии, а также в корректировке правового статуса Автономной Республики Крым в составе Украины.

Стабильность или видимость таковой в Приднестровье, Крыму, Абхазии, Южной Осетии может быть нарушена путем "включения" "управляемого кризиса", а позже - восстановлена путем активизации стратегического присутствия "субъектов глобального управления" в этих регионах, что, в свою очередь, приведет к "выдавливанию" из них России и Украины. "Пояс нестабильности" превращается в контролируемый "субъектами глобального управления" стратегический кордон, отсекающий Россию, а отчасти и Украину от зон их жизненных интересов, находящихся за пределами государственных границ. Если учесть, что этот кордон можно продлить и на Балканы - в сторону Косово, и в Центральную Азию - в сторону Афганистана, Узбекистана и Таджикистана, становится очевидным, что он рассекает Евразийский континент почти по широтной линии, что в перспективе способно привести к утрате Евразией потенциала своей геополитической субъектности и сделать неактуальными любые "осевые" союзы.

Примечательно, что американское и натовское присутствие по этой линии в точности реализует давний сценарий широтной экспансии (удушение Евразии путем блокады по линии береговых зон и перекрытия выходов к морям) американского адмирала Альфреда Мэхэна, известный под названием "Морская Сила". (В этой связи недавнее охлаждение отношений по линии Тирасполь - Москва и продолжающаяся в течение десяти лет политическая неопределенность по линии Тирасполь - Киев могут быть записаны американскими стратегами себе в актив.)

В меридиональном направлении продолжаются попытки, правда, в последнее время не очень активные, выстраивания "Большого Буфера" - Балтийско-Черноморского Союза (в Средние века подобную роль играло Великое княжество Литовское). Однако лояльность Беларуси московским геополитическим интересам пока делает этот план нереализуемым.

В критические периоды, будь то во время русско-турецких войн, будь то во время бомбардировок Косово, в русском геокультурном и историческом сознании актуализируется "балканский" и "восточный" вопрос, воскрешаются образы Византии, Константинополя, "Священной империи", образ "поствизантийской Ойкумены", восточнохристианского культурного пространства или, по Димитрию Оболенскому, "Византийского Содружества Наций". Идея о конструировании "альтернативной" - незападной Европы, восточноевропейского (понимаемого как восточнохристианское) цивилизационного пространства, остается актуальной - несмотря даже на стремление к евроатлантической интеграции у Болгарии, Румынии, Грузии и других стран восточнохристианской культуры и членство Греции в НАТО. Подобный цивилизационный проект предполагает выстраивание приоритетных отношений в области геополитики, геоэкономических связей (вплоть до создания международных организаций, экономических союзов и даже военных блоков) и соответствующую информационно-идеологическую поддержку. Ни одна из стран Средиземноморского экономического и политического пространства не принадлежит к "Золотому миллиарду", к генераторам глобализационной "тяги", что потенциально облегчает взаимодействие России с ними.

"Обратная сторона" восточноевропейского цивилизационного проекта состоит в неразработанности этой идеи в политическом сознании, в скудости реальных ресурсов и нестабильности международного положения потенциальных "локомотивов" процесса - России и Украины, а также в несформированности политической этики, необходимой для формирования преференциальных отношений между государствами поствизантийского ареала. В частности, серьезным поводом к размышлению является укорененная в балканской политической традиции этика обмана и предательства.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Проблемы Евразии' (архив темы):
Барух Каро, Демократия хороша во времена мира. Окончание /30.04/
В дни интифады - важна безопасность. Результаты социологических исследований израильского населения. Кризис доверия.
Барух Каро, Демократия хороша во времена мира /27.04/
В дни интифады - важна безопасность. Результаты социологических исследований израильского населения.
Михаил Фальков, Баргути за "Стеной" /17.04/
Израильтяне поймали своего "Басаева" (или пытаются сделать вид, что поймали именно "Басаева", а не мелкую сошку). Это, правда, принесет Израилю лишь идеологические дивиденды (в борьбе с Арафатом).
Михаил Фальков, "Катюшей" по Хайфе /11.04/
Израиль готовится воевать со всем Ближним Востоком - или просто оправдывается перед Штатами? Терминология израильской аргументации далека от "политэкономической" - поэтому американцы могут и не понять...
Александр Коган, Трансфер палестинских арабов: низы хотят, верхи выжидают... /09.04/
"Трансфер" - эвфемизм для обозначения депортации. Считается, что палестинские арабы не так привязаны к своей территории, как израильские евреи.
Андрей Н. Окара
Андрей Н.
ОКАРА
aon@mccinet.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: