Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Проблемы Евразии / Политика / < Вы здесь
Армению покупают?
Дата публикации:  25 Февраля 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

В политологии не без оснований считается, что внешняя политика государства во многом определяется его экономическими интересами. В связи с прошедшими 19 февраля в Армении президентскими выборами весьма интересно посмотреть, в чем состоят они у этой республики, и следовательно, куда станет смещаться вектор ее внешней политики. Многое, к сожалению, говорит о том, что при сохранении сложившейся ситуации он будет все более отклоняться на Запад.

Армения продолжает переживать глубокий экономический кризис. Наметившийся было подъем, масштабы которого проправительственная пресса оценивает в 2-9%, невооруженным взглядом пока не заметен. Даже в ярко освещенном центре Еревана современные супермаркеты соседствуют с сельпо, где на одном прилавке выставлены поношенная одежда, мыло, свечи и консервы. Строящиеся дома ничем не напоминают роскошные особняки, которыми утыкано Подмосковье. Правда, неподалеку от армянской столицы выстроено столь огромное сооружение в стиле Тадж-Махала, принадлежащее местному криминальному авторитету, что, как говорят, даже Владимир Путин заинтересовался, кто хозяин этого дома. Машин немного (что неудивительно при цене А-92 в два доллара за литр), и существенную часть из них составляют старые "Москвичи", "Жигули" и "Волги".

По данным армянских статистиков, в стране за чертой бедности находятся 50,9% населения (тогда как в России, для примера, - 30,2%). За последние пять лет, по самым приблизительным подсчетам, Армению покинули около 600 тысяч ее граждан, а за все девяностые годы - 1,8-2 миллиона. Столько же, говорят, осталось и в самой Армении, хотя, согласно последней переписи населения, в стране проживает 3,2 миллиона жителей. "Обезлюживают целые деревни, - комментирует происходящее лидер оппозиционной партии "Национальное единение" Арташес Гегамян. - Это грозит потерей государственности. 90 процентов армян живут впроголодь или за счет гуманитарной помощи уехавших на заработки родственников". Ежегодная помощь диаспоры своей Родине составляет, по разным оценкам, от $250 млн. до $600 млн. в год.

То, что людей в стране мало и живут они в общем небогато, просто бросается в глаза. Экономическому процветанию тем более не способствуют коррупция и явная нехватка инвестиций. "Сказать, что Армения является стабильно развивающимся, процветающим государством, было бы абсолютно неверно, - подчеркнул посол России в Армении Анатолий Дрюков. - Результаты изменений на макроэкономическом уровне пока не сказались на жизни населения".

Армения, как известно, считается верным стратегическим партнером России в Закавказье. Особый интерес к региону в последние годы, по вполне понятным геополитичеким причинам, проявляют и США. Тем поучительнее сравнить степень российского и американского присутствия в республике. "Россию мы все любим и считаем, что это наш стратегический партнер, - выражает официальную точку зрения Еревана спикер парламента Армен Хачатрян. - Мы готовы максимально интегрироваться в экономические структуры, развивать другие связи, но делается пока мало". С другой стороны, в нынешнем году в Армении должны состояться первые в истории государства учебные маневры НАТО. И хотя их необходимость с военной точки зрения крайне сомнительна, министр обороны, председатель Совета безопасности и одновременно начальник предвыборного штаба действующего президента Серж Саркисян активно защищает эту идею от практически единодушной критики со стороны оппонентов.

В проведении учений нет ничего плохого, полагает Армен Хачатрян - ведь Россия тоже сотрудничает с НАТО. Однако, по словам бывшего министра обороны Вагаршака Арутюняна, партнерство Еревана и Брюсселя зашло слишком далеко. Уже профинансирован, в частности, переход армянской армии на натовские стандарты связи. 4,3 миллиона долларов - бюджет армяно-американского центра по обучению разминированию. Как сообщили в конце января информационные агентства, Сенат США одобрил программу ассигнований на 2003 год, согласно которой помощь Армении составит $90 млн. Из них три миллиона получат вооруженные силы Республики и 750 тысяч будет потрачено на обучение в Америке армянских военных (ранее они получали образование в России). Сейчас Москва не может себе этого позволить - обходится в копеечку, а вот у Вашингтона денег достаточно. Последствия очевидны.

Еще 25 миллионов американских денег выделяется на установление железнодорожного сообщения Карс (Турция) - Гюмри. Без карты тут, конечно, не разберешься, но в дальнейшем планируется продолжение этой ветки по линии Ереван-Нахичевань-Баку. Вроде бы - хорошее дело, особенно имея в виду транспортную блокаду Армении со стороны Азербайджана и Турции. Но, по мнению лидера оппозиционной Демократической партии, бывшего советника президента Арама Саркисяна, это приведет лишь к новому усилению Турции: ничего не стоит организовать на "железке" ряд провокаций и, обвинив Армению в неспособности обеспечить ее безопасность, взять дорогу под свой контроль. В итоге республика потеряет контроль над стратегически важным Мегрийским коридором на границе с Ираном (43 километра, разделяющие Нахичевань и Азербайджан), превратившись в анклав наподобие Лесото. В любом случае, гарантом надлежащего использования этой транспортной артерии неизбежно становятся США.

Российский посол в Армении Анатолий Дрюков назвал каналы американского влияния в стране "очень широкими". Помимо перечисленных программ в военной сфере, это, например, развитие сельского хозяйства - обеспечение Армении посадочным материалом, предоставление жилья беженцам, компьютеризация школ, реконструкция дорожной сети, а также сорока объектов социальной сферы - музеев и театров. В ушедшем году на все эти цели американский фонд Линдси предоставил $127 млн. Кроме того, заметил посол, Запад осуществляет финансовую поддержку "некоторых партий и движений", в частности, Армянского общенационального движения Левона Тер-Петросяна.

В активе России - 102-я военная база в Гюмри, большинство военнослужащих которой - жители Армении, а также пограничники и единая система ПВО. РФ и Армения связаны в военной сфере как двухсторонними соглашениями, так и Договором о коллективной безопасности. Но если российские финансовые возможности, увы, несопоставимы с американскими, не станет ли это дополнительным аргументом для постепенной переориентации Еревана на Вашингтон? "Опасность усиления американского влияния всегда существует, - рассудительно ответил посол. - Беда в том, что Россия далеко не всегда использует все свои возможности, не всегда проводит в Закавказье четкую и ясную политику". Маленький штришок: визитки ереванских бизнесменов и политических деятелей, помимо армянского, исполнены именно на английском. "Нам гораздо чаще приходится общаться с теми, кто говорит на этом языке, нежели на русском", - пояснил депутат парламента, лидер одной из пророссийских партий Армении.

Экономическая политика России в отношении Армении выглядит весьма неоднозначно. Если иметь в виду только прямые иностранные инвестиции в экономику Армении, то первое место по их объемам в прошлом году занимала как раз Россия. На ее долю пришлось $29,7 млн. из общего объема в $111,7 млн. Далее следуют США ($18,6 млн.), Франция ($11,3 млн.) и Канада ($9 млн.).

В ноябре прошлого года Москва впервые и с большой помпой реализовала схему "предприятия в обмен на долги". Российской стороне были переданы акции армянских заводов "Марс", НИИ математических наук, НИИ материаловедения, НИИ автоматизированных систем управления и Разданской ТЭС. Завод "Марс" и научно-исследовательские институты, производящие электронную компонентную базу, оценили в $31 млн., а электростанцию - в $62,7 млн. Остаток почти стомиллионного долга, набежавшего по поставкам российского газа, а также российского ядерного топлива для Армянской атомной электростанции, Ереван погасит по просроченным кредитным обязательствам.

В столицах обоих государств эту акцию расценили как очередное доказательство нерушимой дружбы армянского и русского народов. Как заявил российский премьер Михаил Касьянов, "мы рассчитываем, что потенциал предприятий будет полностью задействован в тех программах, которые существуют в России, а сами предприятия будут интегрированы в производственные цепочки страны".

Вскоре, правда, выяснилось, что оценивали отданное сами армяне и, по всей видимости, не продешевили. "Речь идет о малоэффективных и по существу оставшихся без оборудования предприятиях электронной промышленности, требующих серьезных капиталовложений. Их продукция не представляет заметного интереса для российского бизнеса. Участие России в их модернизации и налаживании производства малозначащей продукции, тем более в счет списания государственного долга, было бы серьезной ошибкой", - писал о предполагаемом обмене еще в сентябре 2001 года военный эксперт В.Грудин. К тому же работать на этих предприятиях некому. Наконец, всякому очевидно, что ни о каком включении их в российские производственные цепочки, даже при наилучшем раскладе, говорить не приходится, пока единственным способом транспортного сообщения с Россией остается авиация. Отсутствие общей границы с РФ делает неконкурентоспособной любую армянскую продукцию.

Сразу после достижения договоренности появилась и информация о том, что в скором времени планируется приватизация этих предприятий и переход их в управление лидеру Союза армян России Ара Абрамяну. И хотя это отрицают и в российском правительстве, и в САР, такой поворот событий совсем уж меняет дело. Тем более что проводивший все переговоры вице-премьер Илья Клебанов - свой человек для российской армянской диаспоры, о чем ее руководство неоднократно заявляло. Так какова реальная выгода России от этих сомнительных приобретений? Не связана ли шумиха вокруг "предприятия в обмен на долг" лишь с обязательствами Роберта Кочаряна в обмен на поддержку Россией его кандидатуры? Особенно если учесть, что все действительно стоящее, например аэропорт и коньячный завод, в Ереване давно продали - и отнюдь не России.

Историю с предприятиями расценили в армянском обществе далеко не однозначно. Многие политические деятели в частной беседе, безусловно признавая, что долги надо отдавать, называли ноябрьскую схему "распродажей Родины" и укоряли Россию за неуместную, на их взгляд, настойчивость. В особенности на фоне того, что Москва почему-то реструктуризирует долги за газ Грузии, проводящей порой откровенно антироссийскую политику. Так же относится к Еревану и Запад, долг которому Армении составляет $900 млн. И хотя некоторые российские эксперты полагают, что вариант "предприятия в обмен на долг" - единственный способ выколотить деньги с Армении, не учитывать подобные настроения части армянской общественности вряд ли правильно. Ведь именно подобные действия формируют в массовом сознании образ России: выходит, что Америка - дает, а Москва - отбирает.

Аналогичную реакцию вызывают и другие правительственные сделки подобного рода, например, ноябрьская продажа всех армянских распределительных энергосетей британской компании Midland resourses. Интересно, кстати, что эта компания занимается в основном кризисным управлением, являясь, в частности, владельцем крупного пакета акций металлургического предприятия "Запорожсталь". Она была единственным претендентом на распредсети на конкурсе, к которому РАО "ЕЭС России" не проявило никакого интереса. Это позволяет предположить, что в данном случае реализуется распространенный вариант покупки предприятия с целью его последующей перепродажи. То, что цена армянской электроэнергии в результате такой операции ощутимо возрастет, не вызывает сомнений.

Сейчас Армения - единственное государство Закавказья, в котором российское влияние пока остается существенным. Наличие здесь 102-й военной базы оставляет Москве возможность активизации своей политики в регионе. Существенным препятствием для этого является изолированность Армении. Для решения этой проблемы необходима общая концепция внешней политики России в Закавказье, отсутствующая вот уже десятилетие. Если же в ближайшее время она так и не будет выработана и вполне разумная, хотя и довольно вялая политика России в отношении Армении не подкрепится аналогичными действиями в регионе в целом, все усилия на этом направлении пропадут втуне и вместо политических и экономических выгод обернутся огромными потерями денег и сил. Наиболее вероятным в этом случае представляется окончательный разворот Еревана в сторону Запада и уход России из региона, чего никак нельзя допустить. Если, конечно, наша страна планирует сохранить за собой статус независимого государства, а не опробовать на себе концепцию ограниченного суверенитета.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Проблемы Евразии' (архив темы):
Марк Завадский, Острова зеленого флага /10.02/
Антитеррористическая операция, начавшаяся в Афганистане и продолжающаяся сегодня на Ближнем Востоке, вполне может закончиться в Юго-Восточной Азии. Индонезия стремительно движется к тому, чтобы превратиться в исламское государство. Террористов там называют "моралистами".
Михаил Фальков, Таинственный Маккавити /28.01/
ЦРУ в очередной раз упустило лидера "Фронта освобождения Палестины". Случайно? Не найдя в Ираке оружия массового поражения, американцы, возможно, примутся искать там Абу-Аббаса - вновь разыгрывая "антитеррористическую карту".
Игорь Джадан, Утопия vs. миф /22.01/
Вскоре палестинские арабы избавятся от своей "дикарской" маргинальности: вместо борьбы за независимость (с использованием террористических методов) они перейдут к борьбе за избирательные права┘ И это будет концом Израиля.
Михаил Фальков, В эту ночь решили самураи... Окончание /21.01/
Япония строит новую империю. России здесь отводится весьма маргинальная позиция - в отличие от Китая и республик Средней Азии.
Павел Самарский, Срединный мир /21.01/
Кто был ничем, тот станет всем. Балто-Черноморский союз как возрождение Великого Княжества Литовского и как могильщик России.
Яна Амелина
Яна
АМЕЛИНА
boreal@mail.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: