Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
/ Политика / События < Вы здесь
Есть у революции начало...
Дата публикации:  11 Марта 2004

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

87 лет назад всеобщая политическая стачка переросла в вооруженное восстание. Вскоре было сформировано Временное правительство, задачи которого, от урегулирования аграрного вопроса до восстановления дисциплины в армии, Россия не может решить до сих пор.

Не начнись Первая мировая война, утверждают историки, судьба России была бы иной √ кошмар двух революций и внутренней междоусобицы миновали бы нашу страну, установление тоталитарной диктатуры также было бы невозможным.

Однако в такой постановке вопроса велика доля лукавства. В действительности революция стала возможной лишь благодаря ослаблению государственной власти и резкому усилению недовольства. Глубинные причины социальных движений не нужно смешивать с внешними событиями, которые помогают назревшему недовольству вырваться наружу.

Ликвидация монархии не была следствием плохого снабжения столицы хлебом, ведь гораздо большие тяготы вовсе не привели к свержению советской власти, например, во время Второй мировой войны. Суть проблемы состояла в утрате царским правительством легитимности в глазах как высших, так и низших слоев общества.

В Февральскую революцию все как-то подозрительно быстро поверили. От командующих фронтов стали приходить письма, в которых высший генералитет высказывал свои мнения относительно судьбы монархии. С удивительным единодушием генералы просили Николая II отречься. Разнообразные по форме и содержанию реверансы в сторону монарха заканчивались неизменным ╚отрекитесь, ради Бога╩. С этим явно контрастируют бесконечные мытарства генерала Власова, вынужденного более заниматься разработкой покроя собственной генеральской формы, чем реальной политикой.

В дни самых позорных поражений 1941-го, когда судьба страны была неизвестна, судьба советского правительства казалась предельно ясной √ оно все равно останется у власти, сколь бы бездарно ни была организована оборона государства. В чем дело? Только ли в тотальном контроле над обществом, которого добились большевики?

Не только. Коммунисты задолго до начала войны сумели предложить обществу собственную модель решения социально-экономических проблем, свой вариант модернизации. Нельзя не признать, что восстановление и развитие промышленности, грандиозный и беспрецедентный по своим масштабам проект реконструкции экономики России производил впечатление на советских граждан. Правительство действительно пыталось решить стоявшие перед страной задачи.

Этого отнюдь нельзя сказать о царских министрах. Столыпинская аграрная реформа, к примеру, окончилась ничем. "Крепкого собственника" нельзя было создать в условиях аграрного перенаселения и земельного голода, характерного для тогдашней России. Решение проблемы было возможным лишь через частичное перераспределение помещичьих земель в пользу новых собственников. Но подобная мера была немыслима в стране с фактически феодальным политическим режимом, открыто провозглашавшим своей опорой титулованную землевладельческую знать.

Архаичность аграрного сектора, в котором было занято почти все трудоспособное население страны, в свою очередь, не позволяла мобилизовать достаточно ресурсов для проведения индустриализации. Приходилось занимать за рубежом. Именно финансовая зависимость от стран Антанты, по большей части от Франции, была одной из причин втягивания России в Первую мировую войну. Так замыкается круг.

Конечно, 12 марта, а не 7 ноября должно быть государственным праздником в современной России, если революцию вообще можно считать праздником. Политика нынешнего российского правительства в целом продолжает линию Гучкова и Милюкова, но отнюдь не Ленина и Троцкого. Примечательно, что и опасность новый кабинет подстерегает та же √ можно просто не успеть с необходимыми мерами, окончательно утратив легитимность в глазах населения. Тогда приход к власти радикалов, делающих ставку на действия, а не на размышления, вновь становится вполне реальным.

Как и в 1917 году, страна стремительно деградирует. Пришедшие в начале 1990-х реформаторы с задачей восстановления экономики и формированием цивилизованной политической системы не справились. Правда, на этот раз февраль затянулся. Вот уже десять лет общество находится в состоянии невесомости, которое возникает, когда самолет резко теряет высоту. Терпения не хватает, караул устал┘


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Лев Сигал, Россия - беспутина! /12.03/
Вместо того чтобы выстраивать полноценные политические и правозащитные институты, рассчитанные на длительную перспективу, мы продолжаем горланить, что мы - против власти.
Марк Яломан, Начало распада /11.03/
Каждый человек может назвать свою дату, с которой для него кончился Советский Союз. Для кого-то Союз не кончился и по сей день, но есть более-менее официальная цифра. 11 марта 1990 года Верховный Совет Литовской ССР утвердил декларацию о государственном суверенитете Литвы.
Алексей Борев, Винегрет из министров /10.03/
Наблюдатели отмечают изменение основного конфликта в российских властных структурах: вытеснение "семейных" завершилось, теперь центральной проблемой будут взаимоотношения путинских силовиков и путинских же либералов.
Борис Устюгов, Мировому террористу #1 исполнилось 47 лет /10.03/
Информация о жизни гения мирового злодейства Усамы бен Ладена противоречива и обманчива. До сих пор ни одна спецслужба мира не взялась развенчать два самых скандальных слуха о нем. Первый: никакого бен Ладена никогда не существовало, второй: злодей уже пойман.
Максим Момот, Новый расклад /09.03/
Последние назначения в правительство мало кого удивили. Пожалуй, можно сделать лишь вывод о сохранении прежнего курса. Но чем в таком случае мотивировалась неожиданная отставка кабинета?
предыдущая в начало следующая
Максим Момот
Максим
МОМОТ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'События' на Subscribe.ru