Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
/ Политика / Руглый стол < Вы здесь
Губернаторы-гроссмейстеры и бюджетная партия
Дата публикации:  14 Мая 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Проблема межбюджетных отношений стара как мир, или точнее - как государственное устройство. Причем, невзирая на социальный и экономический прогресс общества, доминирующим фактором, влияющим на бюджетную политику, продолжает оставаться субъективный фактор. Примеров этому более чем достаточно в любой исторической эпохе. Это и отношения Древнего Рима со своими провинциями, это и особая роль Парижа во Франции времен Людовика XIV. Наконец, это современная ситуация в России, которая почти идентична реалиям советской эпохи. Беззастенчивая перекачка ресурсов из регионов в центр, в столицы была главной отличительной чертой бюджетных взаимоотношений в любом из приведенных примеров. Правда, в отличие от исторических аналогий, в современную эпоху власти пытаются приводить аргументы в пользу такой политики. Эти аргументы не отличаются особым разнообразием и сводятся фактически к одному - цивилизованное общество должно разумно перераспределять бюджетные ресурсы между социальными слоями, отраслями экономики и отдельными регионами. Однако общество вообще и российское в частности не настолько богато и цивилизованно, чтобы безошибочно находить ту самую золотую середину, которая бы устроила всех участников данного процесса. В этой связи со всей остротой встает проблема обоснованных критериев формирования бюджетов разных уровней, начиная с самого главного - федерального. Задуманный для этого федеральный закон "О минимальных социальных стандартах" на протяжении десятилетия российской независимости так и не принят.

В результате все отдано на откуп правительству и фракционно-лоббисткой Государственной Думе. Вот и рулят эти структуры нашим хлипким бюджетом по своему субъективному разумению. То дают фантастические льготы отдельным регионам, то в ходе "цивилизованного" торга обменивают эти бюджетные льготы на политические дивиденды. Возможность избираться президентам республик на третий, не предусмотренный законом, президентский срок, - один из них. Так и развивается наш межбюджетный процесс, опираясь на хрупкий принцип здравого смысла и фактор политического веса его участников. Так и течет скрытая от постороннего взгляда, полная противоречий и антагонизмов, бюджетная жизнь страны. Страны, где 10% регионов фактически кормят остальных. Центр же, прикрываясь обозначенным выше принципом социальной справедливости, с каждым годом все туже затягивает ремешок на талиях регионов-доноров. Ведь куда проще управлять финансово зависимыми, стоящими на коленях территориями, нежели самодостаточными регионами. Парадоксально, но центру выгодно, чтобы этих самых регионов-доноров не было бы вообще.

Как этого добиться? Не сложно. Во-первых, нужно пересмотреть закон о бюджете в направлении усиления "обрезания" доходов регионов-доноров. Что, кстати, регулярно, из года в год, и происходит. Во-вторых, укрупнить субъекты федерации через объединения этих самых доноров с заведомо депрессивными территориями. В результате это умерит пыл излишне зазнавшихся губернаторов и президентов, да и в процессе объединения от многих можно будет избавиться.

Однако всякому, имеющему хотя бы маломальское представление о политической кухне в России, очевидно, что стратегия объединения субъектов - процесс поэтапный и достаточно длительный. Поэтому федеральному центру удобнее распространить свое влияние на некоторые излишне самодостаточные субъекты с другой, весьма неожиданной, стороны. А именно, через межбюджетные взаимодействия субъектов со своими муниципальными образованиями. Как это возможно? А очень просто. Недавно полномочный представитель Президента в Уральском федеральном округе Петр Латышев обронил фразу о том, что де бюджетные взаимоотношения внутри регионов между их руководством и муниципальными образованиями имеют на самом деле государственное значение и важность - и поэтому самоуправство в этом вопросе недопустимо. Что имел в виду высокопоставленный федеральный чиновник? А вот что. Отсутствие закона о социальных нормативах, регламентирующих бюджетные отношения между федеральным центром и регионами, вносит хаос и субъективизм и на более низком уровне, то есть на уровне регионов со своими муниципальными образованиями.

Попытка же некоторых наиболее продвинутых субъектов федерации (например, Свердловской области, Ямало-Ненецкого автономного округа) разработать и принять собственные законы о минимальной бюджетной обеспеченности для выработки единой бюджетной политики и введения процесса в легитимное русло - не удалась. Во-первых, потому что такие нормативные акты изначально не законны и уже существуют судебные прецеденты по их опротестованию. Во-вторых, несмотря на все усилия и добрую волю их разработчиков, заложенные в этих законах минимальные социальные стандарты, столкнувшись с реалиями жизни, не смогли оправдать возлагавшихся на них надежд. Они оказались просто нежизнеспособными. Короче говоря, их величина не позволяет социальной сфере муниципальных образований не то что развиваться, а просто сводить концы с концами. В результате межбюджетные взаимодействия регионов со своими муниципиями по сути повторяют отношения федерального центра с этим же регионами. То есть: сколько какому муниципальному образованию дать средств, решает губернатор в тесном кругу своих заместителей. Вот и получается - стонут региональные чиновники от волюнтаризма московской элиты, а у себя же дома сами копируют те же отношения. Причем реальность такова, что губернаторам, так же как и президенту, выгодно, чтобы муниципальных образований-доноров у него было бы как можно меньше, отсюда и логика шагов на изъятие у муниципальных образований всех ресурсов, их обескровливание и полное подчинение.

Наиболее яркий пример такого положения - ситуация в Ямало-Ненецком автономном округе и в Ханты-Мансийском автономном округе, входящих, кстати, в те самые 10% доноров. Губернаторы округа Ю.Неелов и А.Филипенко, которые постоянно обижаются - впрочем, как и большинство их коллег - на неуемные аппетиты федерального центра, сами построили удивительно похожую модель у себя в регионах. Здесь, как и в России, практически все строительство социально значимых объектов ведется лишь в столицах округов - Салехарде и Ханты-Мансийске. Пользуясь технологиями федерального центра, здесь умудрились в период баснословных цен на энергоносители сделать дотационными города нефтяников, Радужный и Муравленко. С помощью практики выделения дотаций в ежовых финансовых рукавицах держатся все муниципии, чьи руководители не входят в ближний губернаторский круг. Правда, это еще не самое яркое ноу-хау в сфере межбюджетного взаимодействия. Гораздо более сложную технологичную схему бюджетной удавки реализовал в практике своей работы бывший губернатор Тюменской области господин Рокецкий. Он просто создал у себя в регионе сотни муниципий, практически в каждой деревне. Естественно, с такими муниципальными образованиями, не имеющими ни налогооблагаемой базы, ни иных ресурсов развития, разговор вообще короткий. Идешь в ногу с руководством региона - получи крохи из областного бюджетного пирога. Ну а на нет - и суда нет! Данная модель оказалась настолько ущербной, что новый губернатор Тюменской области С.Собянин, приступив к выполнению своих обязанностей, сразу же взялся за ее кардинальную замену.

Так что же имел в виду полномочный представитель президента, когда говорил о государственном значении межбюджетных взаимоотношений внутри регионов и недопустимости там самоуправства? А то имел в виду господин Латышев, что отныне федеральный центр не намерен пропускать мимо себя значительные финансовые потоки, - раз; всерьез намерен воспользоваться еще одним рычагом воздействия на неприлично, по нынешним временам, богатых губернаторов, через активное вмешательство в их сугубо (до последнего времени) внутренние дела, - два. При этом не дай бог кому-нибудь подумать, что федералы вдруг стали беспокоиться о муниципалах. И в мыслях у них такого не было.

Так что же: новый гениальный ход федеральных шахматистов - и очередная безропотная сдача своих позиций региональными элитами? Скорее всего, так и будет. Слишком уж неповоротлива и интеллектуально ущербна региональная власть в России. Чаще всего ни на что более умное, чем годами гоняться за неугодными, как Наздратенко - за Черепковым, не способны. Однако есть регионы, где способны анализировать складывающую ситуацию и предпринимать адекватные шаги. Все тот же Ямал готовит нетрадиционный, в духе сильного гроссмейстера, ответный ход. Там ведется подготовка к пересмотру территориальных границ муниципальных образований. Это, по сути, использование федеральной идеи о слиянии субъектов в миниатюре. В результате, перекроив бюджеты муниципий, регион сможет выскользнуть из цепких объятий федеральных кураторов. А руководство Тюменской области пошло другим путем. С.Собянин в полной мере использует свою близость к центральной власти. Ведь именно с ее помощью он и стал губернатором. Получив от центра карт-бланш на кардинальное изменение ситуации в регионе, он сможет решить в том числе и свои бюджетные проблемы.

Время покажет, какой путь окажется более действенным.

Экспертная группа "Лекс"


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Михаил Тучков, Третий лишний /23.04/
Похоже, "эксперты-специалисты" не прочь закрепить за собой почетную роль посредника - в разрешении ими же самими созданных "церковно-государственных проблем".
Ярослав Шимов, Фашизм с человеческим лицом? /05.04/
Ссылаясь на приверженность президента идее единства и солидарности разных слоев общества, политологи все чаще намекают на то, что результатом путинской политики может стать создание в России своеобразного варианта корпоративного государства.
Дмитрий Сапрыкин, Что такое демократия? /27.03/
Демократическая идеология была идеологией революционной, направленной на свержение старого порядка. Но сегодня свергать уже некого, революционный пафос демократии иссяк. Исчерпан внутренний духовный капитал, на котором паразитировали парарелигиозные идеологии, воспевавшие демократию. "Демократическое" стало просто синонимом "западного".
Сергей Земляной, Чем заменить классическую критику идеологии? /27.03/
Бжезинский и Хакимов хотят доказать несостоятельность и бесперспективность курса Президента РФ на полное восстановление статуса России как великой державы с мировыми интересами, которые не всегда находятся в гармонии с интересами Запада.
Соня и Гаврила Безуховы, О мнимом праве президента совершать революцию, /21.03/
предварительно посоветовавшись с народом. Разница между эволюцией и революцией не радикальная, а скорее временная: или мы будем долго ждать власть, способную повернуть в нужную нам сторону, или мы быстро соберем силу, чтобы перевернуть не устраивающую нас власть.
предыдущая в начало следующая
Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Руглый стол' на Subscribe.ru