ДАР СЛОВА 209 (279)
Проективный лексикон русского языка
20 апреля 2008

Дорогие друзья!
Завтра, 21 апреля, День Интеллектуала.
Надо сказать, что Москва неплохо подготовилась к этому празднику. Именно 21 апреля проводятся в Московском университете Ломоносовские чтения, в этом году посвященные "медиализации" академических практик и жанров речи, т.е. выходу научного разума в пространство СМИ. В этот же день в Библиотеке иностранной литературе начинается большая двухдневная конференция памяти писателя и мыслителя, интеллектуала и интеллигента Андрея Синявского/Абрама Терца (1925 - 1997), с множеством интереснейших докладов (если судить по заглавиям и авторам - от М. Чудаковой, С. Бочарова, Л. Аннинского до Д. Быкова и А. Архангельского). И не то чтобы все эти славные события специально готовились к этому дню, промежутку между двумя тоталитарными праздниками; но, возможно, такова уже символическая сила этой апрельской межи, ее инспирация, действующая на подсознание самой сознательной части общества.

Тема сплочения интеллигенции (или интеллектуалитета, если кто-то считает первое слово устаревшим) - неисчерпаемая, и мы ее впоследствии продолжим в отдельном выпуске. А пока хочу поздравить читателей отрывком из только что полученного письма писателя Геннадия Кагановского (Россоша), давнего участника "Дара" и автора одного из гостевых выпусков.

Зачем интеллектуалам нужен свой праздник?

Михаилу Наумовичу Эпштейну

С наступающим Праздником Вас, уважаемый Михаил Наумович! Вас и всех разбросанных по странам и континентам Ваших читателей-почитателей!

Само собой, я имею в виду НЕ одиозное рождение тандема ГИТЛЕНИН. Созидаемый и вдохновляемый Вами ДЕНЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛА нужен нам сегодня как долгожданный глоток живой воды, именно как "праздник сознания, которое освобождается от своих идеологических химер и популистских соблазновх и призвано образумить, оздоровить гто общественное пространство, которое сейчас отдано власти попсы и попсовой власти".

Убеждён: эти Ваши более чем актуальные, вполне конструктивные, глобалистски масштабные инициативы не останутся втуне; праздник интеллекта уже в ближайшее время выплеснется далеко за грань "Дара слова" и прилегающих окрестностей, за рамки одного дня в году - дабы, рано или поздно, помочь всем нам сообща "перевести силу интеллекта на язык современной политики", а затем и "воплотить эту силу в новых структурах власти".

Как только я получил 30 марта выпуск "Дара" с напоминанием о приближении "Праздника альтернативного сознания", способного "нанести удар в самую сердцевину тоталитаризма", а также с приглашением принять участие в диспуте о слове-понятии "интеллигенция", и, помимо того, с обстоятельной информацией об уже накопленном продуктивном опыте "коллективной импровизации" (позволяющей обеспечивать взаимосвязь таких важнейших психоинтеллектуальных процессов как "мыслительное обобщение" и "межличностное общение"), - мне сразу же стало ясно, что не смогу остаться в стороне от этого Праздника. Вдруг скинув с плеч как минимум полвека, я чисто по-юношески взворошил многое из того, что занимало, мучило, обнадёживало и вело меня как раз на протяжении этих пережитых десятилетий - яростных, мракобесно-заболоченных, кровавых, захватывающе безысходных. А когда пришли на монитор следующие выпуски "Дара", от 6 и 13 апреля, - нахлынули новые и новые ассоциации, соображения, так что меня охватил чуть ли не ужас: остались буквально считанные дни до вожделенного Праздника, ну как тут можно успеть высказаться "по всем пунктам"?!....

Большое спасибо Вам, уважаемый Геннадий, за чувство праздника, которое, надеюсь, с Вами и со мной разделят и читатели. Мне представляется, что это потенциально самый растущий из праздников, действительно, способный выплеснуться за рамки одного дня, потому что это праздник мысли, которая все больше становится главной производительной и преобразовательной силой "информационного", точнее, "ноосферного" общества. Если "знание - сила", то мысль - гораздо сильнее, потому что она соединяет знание (того, что есть) с представлением о том, чего еще нет, и с волей к его осуществлению. В конце концов, будущее человечества - это ноокрАтия (от греч. noos разум, и kratos власть), т.е. власть не отдельных индивидов или социальных групп, а коллективного мозга, соразума, который сосредоточит в себе интеллектуальную потенцию всех мыслящих существ. И в этом смысле "интеллигенция", с ее родовой установкой "одействить" мысль, - это как бы черновой набросок будущего человечества. Возможно, слово "интеллигенция" когда-нибудь вернет себе весь объем первоначального смысла: intellegentia (лат.) - "мыслящая способность", "сила разумения". В России 19-20 вв. эта intellegentia воплотилась в очень хрупкой, порою  самоубийственной "социальной прослойке", - но тем самым проложила трудный, петляющий путь к социализации интеллекта и интеллектуализации общества... Об этом у нас еще будет случай поговорить, пользуясь в том числе материалами Вашего письма, за которое - большое спасибо!
ДАРУ - 8 ЛЕТ. ЮБИЛЕЙНЫЙ ВЫПУСК (1)

 Дорогие друзья! Первый выпуск "Дара" (с однословием "однословие") вышел 17 апреля 2000. Тогда у него было около 30-40 читателей. Теперь их число возросло до 3212. Я глубоко благодарен всем читателям "Дара" за внимание и творческое участие в этом проекте!

Интересно посмотреть на всемирную географию подписки - такие сведения предоставляет портал Subscribe.ru. Я привожу их полностью ниже, в конце выпуска. Свыше 2000 подписчиков (65%) живут в России, почти 300 - в Украине, более 100 - в США, далее Белоруссия, Германия, Казахстан, Израиль... Есть подписчики и в таких "экзотических" странах, как Гвинея-Биссау, Микронезия, Самоа и Ватикан. Если же посмотреть по городам, то за Москвой (618) следуют Петербург (188), Киев (54), Новосибирск (49), Екатеринбург, Н. Новгород, Владивосток, Челябинск... Есть в этом списке и Абакан, Якутск, Улан-Удэ, Махачкала, Южно-Сахалинск, Сыктывкар... Я приветствую этих близких и дальних моих читателей и признаюсь, что чем дальше они от меня в пространстве, тем теплее делается на сердце.

Мне подумалось, что подписчики и читатели "Дара", живущие в одном городе, заочно уже связанные между собой любовью к русскому слову, могли бы встретиться друг с другом, создать нечто вроде клубов, объединений любителей слова. Скажем, в Екатеринбурге, где 46 подписчиков "Дара", и в Самаре (32), в Перми (18) и Иркутске (22), в Калуге (21) и Рязани (12), в Воронеже и Белгороде, - в этих и других городах могли бы возникнуть реальные сообщества читателей - "дарословцев". Язык - это не только главное средство общения, но основа любой межчеловеческой общности. Почему бы не объединяться на основе того, что, действительно, является общим для всех, на основе соучастия в судьбах родного языка? В сущности, филология, или логофилия, не обязательно научная, но живая, стихийная любовь к слову, логосу, - это и есть единственно творческая, объединительная "идеология" нашего времени. Нас объединяют не высказывания, не суждения, а тот язык, на которых мы их производим.

Как это технически лучше всего сделать? Как подписчикам "Дара", живущим в одном городе или одной небольшой стране, узнать друг о друге? Полагаю, для этого можно использовать социальные сети, такие, как "vkontakte.ru" или "odnoklassniki.ru/",
создав там группу "Дар слова" и открыв ее для присоединения всем желающим. Можно войти в контакт через ЖЖ-сообщество АИСТ http://community.livejournal.com/ru_words/ - поместить там соответствующую информацию о создании в данном городе клуба "Дар слова" или клуба АИСТ. Если такие инициативы возникнут, я буду рад объявить о них и в очередных выпусках "Дара". Вдохновения и удачи!


Как будто специально к юбилею "Дара", "Новая Газета" запустила серию выпусков под общим заголовком "Политикон". Политикон - словарь новейших слов и понятий, имеющих общественное звучание; в широком смысле все, что касается "полиса", т.е. жизни общества. Это словарь явлений, для которых пришла пора быть названными.

Первый выпуск вышел в пятницу, 18 апреля, и доступен в сети (вып.15) (также продается в киосках). Там описывается такое современное явление, как тотальгия, в котором легко угадать скрещение "ностальгии" и "тотальности". Возможно, вся путинская эпоха ( уходящая или переходящая в новое качество?) будет именоваться тотальгической. Дальнейшие выпуски "Политикона " будут выходить еженедельно по пятницам, в цветных выпусках "Новой Газеты" (эти выпуски называются "Свободное пространство").


Традиционная годовая статистика. За истекший (8-ой) год вышло 29 авторских выпусков "Дара", в которых опубликовано 144 слова. Общее число слов, предложенных в "Даре" за восемь лет, достигло 1414. В 26 гостевых выпусках предложено 683 слова. Вот статистика "Дара слова" за восемь лет:
Первый год: 28 авторских выпусков,185 слов; также 1 гостевой выпуск, 4 слова; 3 читательских выпуска.
Второй год: 13 авторских выпусков, 63 слова; 12 конкурсных, 220 слов; 2 гостевых, 54 слова; 2 читательских.
Третий год: 22 авторских, 156 слов; 5 гостевых, 63 слова; 4 читательских.
Четвертый год: 29 авторских, 223 словa; 1 гостевой; 1 читательский.
Пятый год: 30 авторских выпусков, 211 слов; 6 гостевых, 133 слова; 1 читательский.
Шестой год: 30 авторских, 202 слова; 4 гостевых, 181 слово; 1 читательский.
Седьмой год: 27 авторских, 230 слов; 4 гостевых, 167 слов; 3 читательских.
Восьмой год: 29 авторских выпусков, 144 слова; 3 гостевых, 63 слова; 2 читательских
+ специальный выпуск Слово года-2007.
Ниже я размещаю линки ко всем выпускам минувшего года.

Моя особая благодарность - непосредственным участникам проекта, тем, чьи слова публикуются в гостевых выпусках, чьи письма составляют читательские выпуски: без вас "Дар" был бы невозможен!

Всего за восемь лет:
209 авторских выпусков, 1414 слов.
12 конкурсных выпусков, 220 слов.
26 гостевых выпусков, 683 слов.
17 читательских выпусков.
Всего -2317 слов

Но дело не в количестве слов. Главное - насколько нам удается вместе выявить системные возможности русского языка и сделать его более гибким и послушным орудием мысли. Насколько удается воплотить творческим потенциал языка, мыслить и говорить вместе с ним, во всю полноту предоставленных им возможностей. Вот почему в выпусках последнего года особое внимание уделялось не столько производству отдельных слов, сколько именно системным возможностям языкового развития (например, потенциалу глагольной приставки "о", типа "опривычить";или наречиям, выступающим в роли сказумых, типа "мне нежно").

Наконец, большая тема минувшего года - выбор Слова-2007.
Напомню итоги:
Слова: 1.Гламур. 2. Нано-. 3. Блог
Антислова: 1-2. Креатив. Политконкретность. 3. Преемник

О результатах этих выборов, проведенных Научно-Творческим советом Центра творческого развития русского языка (лингвистами, поэтами, прозаиками, философами) много писала пресса, в частности, в "Независимой газете" появилась статья "Гламурный год под знаменем политконкретности" . Эта процедура выборов Слова и Антислова, которая имеет уже свою традицию в США, Германии, Японии, теперь впервые была осуществлена в России, и надеюсь, 2007 год войдет в историю российской семиосферы как начало такой периодической знаковой саморефлексии, языкового самосознания общества.


Я заключаю этот выпуск фрагментом научного доклада, который мне любезно прислала доцент Людмила Савченко из Харькова. Мне кажется, уважаемая Людмила нашла очень точные слова для характеристики проекта, за что я ей искренне признателен.

Сеть и язык. Фрагмент доклада.

Людмила Савченко.
доцент кафедры русского языка Харьковского национального университета
им. В.Н. Каразина.

    ...Иную возможность развития языка встречаем в уникальном проекте Михаила Эпштейна "Дар слова". Разрабатывая идею проективности как важнейшего свойства языковой системы, известный философ и идеолог культуры XXI века ставит перед сообществом единомышленников грандиозную задачу - восполнить те участки системы русского языка, которые не получили в его истории должного развития. По сути, "Дар слова" это программа системной концептуализации продуктивных моделей языка, позволяющая творить новые слова и новые смыслы. Такая программа разрушает сложившиеся представления о языковой картине мира как более или менее статичной, предопределяющей или отражающей особенности национального менталитета (когнитивного стиля языка). В еженедельных выпусках "проекта" М. Эпштейна нетрудно найти эффектные примеры деятельной энергетики  воображения, преобразующей язык. Но я приведу свой пример, который позволит показать "Дар слова" в реальном действии.

    На местном телевидении есть программа "Чайная церемония". Восточное название этой программы актуализирует значимость двух планов "чайной церемонии", с одной стороны приготовления и пития чая, с другой, - глубокомысленной беседы. Участники же программы, как правило, много говорят, но чай пить забывают. Случайно ли это? И можно ли заменить несколько претенциозное название русским эквивалентом? В русском языке есть только слово чаепитии , в котором две производящие основы: чай и пить. Есть еще слово чаевничать, но в словообразовательной парадигме - повесничать, развратничать, умничать, озорничать, сплетничать, ерничать - человек "чаевничающий" предается занятию, которое вряд ли выглядит серьезным.
        Что до беседы и полновесного слова, то в русском языке есть пустословие и пустословы, как и пустомели, пустозвоны и пустобрехи, словоломы (у Даля), но нет полнословови полнословия, точнословов и точнословия, добрословови добрословия, умнословови умнословия, любословови любословия(этот ряд может быть продолжен). Наряду с этим есть злословие, суесловие, славословие, празднословие, сквернословие. Есть еще, правда, и острословие, но массовое сознание предпочитает его эстрадный вариант, относясь к острословам несколько настороженно. Красноречие, которое положительно оценивает речь, представляет эту оценку как эстетическую. Как известно, красная речь - красивая, но этого в русском восприятии явно недостаточно, поэтому слово краснобай уже связано с ироничной оценкой. Налицо определенная асимметрия семантического поля словесности: оценивается и номинативно осмысляется речь бессодержательная или эстетически привлекательная, но не ясная и семантически емкая речь.
        Образовать слово, объединяющее в своем значении смысл двучленной (и не русской по своей сути) номинации "чайная церемония", не удается: нет продуктивной модели, оправдывающей экспериментальное "чаемыслие".  А вот дополнить семантический ряд "словесности" можно, ведь каждое из отсутствующих слов, о которых шла речь, не противоречит системе языка, оно же ею и проектируется. В противном случае из поля зрения русской языковой личности уходит речь, наполненная смыслом, что само по себе выглядит парадоксальным. Но, может быть, в этом проявляются и свойства русского языка, о которых пишет М. Эпштейн:
    "Русский язык уклоняется от прямого утверждения или описания фактов, куролесит, колобродит, несет околесицу. Это язык кривых пространств, язык не Евклида, а Лобачевского, язык отступлений, а не сухого и точного пересказа. Русский может далеко завести - и незаметно привести обратно, в нем много круговых петрль. Все его семантические поля и ореолы чрезвычайно размыты, и порой для того, чтобы понять, что имел в виду русский мыслитель, нужно заглянуть в английский перевод, сделанный хорошим специалистом".
    Как бы там ни было, но именно так, проективно, ориентируясь на продуктивные языковые модели, М.Эпштейн реализует свой проект "критики языка". За этой "критикой" стоит любовное и деятельное отношение к языку, языковое строительство, призванное восполнить русский лексикон, который в трезвом сопоставлении с английским языком оказывается довольно бедным. Сопоставление разных языков и разных культур в такой установке становится не только фактуально-констатирующим : высвечивая различия, оно выявляет и потенциальные возможности языков.
        В свое время А. Вежбицка, сравнивая русский язык с языками романо-германской группы, обратила внимание на особую роль безличности в русском языке. Это позволило ей проследить, как реализуются в языках два разных модуса говорения о людях, которые предстают в речи как "деятели" или "пассивные экспериэнцеры" (в отношении последних у М.Эпштейна есть более вразумительные слова - ошущенец / ощущенка). В европейских языках оба этих модуса играют одинаково важную роль. В сравнении с другими славянскими и европейскими языками этот "пассивно-экспериэнциальный" (ощущенческий ) модус имеет в русском языке, по мнению А. Вежбицкой , более широкую сферу применимости. Такова констатация.
        В отношении к этой особенности русского языка М.Эпштейн не ограничивается констатацией. Анализируя соотносительность русских переходных и непереходных глаголов, он показывает явную количественную и семантическую ограниченность выражения переходности и предлагает восполнить этот "пробел". В логике такого подхода вполне возможными оказываются высказывания типа: "Улыбайте Ваши лица или "Нужно разбежатъ народ в будущее". В этой же логике наряду с нормативным сомневаться появляется проективный переходный глагол сомневать (кого?), очнуться соотносится с очнуть (кого?) (если сравнить известное - Ущипни меня! - в контрасте с "забыться и уснутъ", то это выражение не будет казаться таким уж странным), аналогично соотносятся облениться и обленить (кого?). Подобные инновации позволяют, по мнению автора, изменить мышление, внести динамику в выражение субъектно-объектных отношений, фиксируемых языком. Этот отдельный пример не может отразить грандиозности замысла и содержательной реализации проекта в целом, но он показывает, как в пространстве Интернета могут решаться культурно-созидательные задачи национального масштаба. Диалогизм творческой установки и универсальность решаемой задачи позволяют посмотреть на антропологизм современной научной парадигмы не только как на установку, расширяющую предмет филологии, но и как на деятельность, которая предполагает активное участие носителей языка в когнитивном строительстве. Такая сверхзадача стоит сегодня и перед украинскими лингвистами, которые наряду с очень важной лексикографической работой задумываются над особенностями украинского языка, отличающими его от русского...


География подписчков "Дара слова"

Суббота 19-Апр-2008 06:33:57 MSD

http://subscribe.ru/tmp/astat/list.linguistics.lexicon.1208054015/g.html

География подписчков
Воскресенье, 20-Апр-2008 19:46:03 MSD
Подписчиков: 3215
Не определилось: 141
Не проверялось: 4
Страны мира
Страна                          Количество    Процент
Российская Федерация   (RU) 2078       65.00
Украина   (UA)  282  8.82
США   (US)   103   3.22
Белоруссия   (BY)   80   2.50
Германия   (DE)   59    1.85
Казахстан   (KZ)  54  1.69
Израиль   (IL)  49   1.53
Неизвестная сеть А   (A)  44   1.38
Узбекистан   (UZ)   29    0.91
Молдавия   (MD)    27     0.84
Неизвестная сеть B   (B)     25    0.78
Эстония   (EE)   24   0.75
Литва   (LT)   19   0.59
Канада   (CA)  18   0.56
Латвия   (LV)    18    0.56
Франция   (FR)   16   0.50
Польша   (PL)     16    0.50
Неизвестная сеть C   (C) 15   0.47
Киргизия   (KG) 15   0.47
Болгария   (BG) 13   0.41
Австрия   (AT) 11   0.34
Швеция   (SE) 10   0.31
Великобритания   (GB) 10   0.31
Азербайджан   (AZ) 9   0.28
Италия   (IT) 8   0.25
Австралия   (AU) 8   0.25
Бельгия   (BE) 6   0.19
Великобритания   (UK) 6   0.19
Чешская Республика   (CZ) 6   0.19
Китай   (CN) 6   0.19
Туркменистан   (TM) 5   0.16
Япония   (JP) 4   0.13
Южная Корея   (KR) 4   0.13
Армения   (AM) 4   0.13
Грузия   (GE) 4   0.13
Бразилия   (BR) 4   0.13
Нидерланды   (NL) 4   0.13
Швейцария   (CH) 4   0.13
Саудовская Аравия   (SA) 3   0.09
Норвегия   (NO) 3   0.09
Финляндия   (FI) 3   0.09
Румыния   (RO) 3   0.09
Дания   (DK) 3   0.09
Таджикистан   (TJ) 2   0.06
Микронезия   (FM) 2   0.06
Индия   (IN) 2   0.06
Турция   (TR) 2   0.06
Тайвань   (TW) 2   0.06
Монголия   (MN) 1   0.03
Самоа   (WS) 1   0.03
ОАЭ   (AE) 1   0.03
Мексика   (MX) 1  0.03
Венгрия   (HU) 1   0.03
Югославия   (YU) 1   0.03
Испания   (ES) 1   0.03
Гвинея-Биссау   (GW) 1  0.03
Иордания   (JO) 1   0.03
Ватикан   (VA) 1   0.03
Кипр   (CY) 1   0.03
Словацкая Республика   (SK) 1   0.03

Регионы России
Региональный город   Количество   Процент по России  Процент от всего
Москва    618     29.74   19.33
С.Петербург   185     8.90      5.79
прочие       150    7.22    4.69
Новосибирск    49       2.36      1.53
Екатеринбург      46    2.21    1.44
Н.Новгород     42      2.02    1.31
Владивосток     35   1.68    1.09
Челябинск     35    1.68  1.09
Казань       33    1.59    1.03
Самара     32     1.54   1.00
Ростов-на-Дону 29  1.40  0.91
Краснодар 26  1.25  0.81
Красноярск 25  1.20  0.78
Иркутск 22  1.06  0.69
Калуга 21  1.01  0.66
Омск 20  0.96  0.63
Ставрополь 19  0.91  0.59
Пермь 18  0.87  0.56
Уфа 17  0.82  0.53
xmao 16  0.77  0.50
Ижевск 16  0.77  0.50
Волгоград 16  0.77  0.50
Томск 15  0.72  0.47
Саратов 14  0.67  0.44
Воронеж 13  0.63  0.41
Рязань 12  0.58  0.38
Кемерово 12  0.58  0.38
Тюмень 12  0.58  0.38
Хабаровск 11  0.53  0.34
Барнаул 10 0.48 0.31
Белгород 10 0.48 0.31
Мурманск 10 0.48 0.31
Архангельск 9 0.43 0.28
Чита 9 0.43 0.28
Ульяновск 9 0.43 0.28
Оренбург 9 0.43 0.28
Петрозаводск 8 0.38 0.25
Владимир 8 0.38 0.25
Орёл 8 0.38 0.25
Липецк 8 0.38 0.25
Вологда 7 0.34 0.22
Ярославль 7 0.34 0.22
Киров 7 0.34 0.22
Астрахань 7 0.34 0.22
Тверь 6 0.29 0.19
Курган 6 0.29 0.19
Курск 6 0.29 0.19
Псков 5 0.24 0.16
Магадан 5 0.24 0.16
Тамбов 5 0.24 0.16
Тула 5 0.24 0.16
Пенза 5 0.24 0.16
Южно-Сахалинск 4 0.19 0.13
Абакан 4 0.19 0.13
Смоленск 4 0.19 0.13
Сыктывкар 4 0.19 0.13
Новгород 3 0.14 0.09
Йошкар-Ола 3 0.14 0.09
Амур 3 0.14 0.09
Чебоксары 2 0.10 0.06
Якутск 2 0.10 0.06
Кострома 2 0.10 0.06
Улан-Удэ 2 0.10 0.06
Саранск 1 0.05 0.03
alta 1 0.05 0.03
ynao 1 0.05 0.03
Махачкала 1 0.05 0.03
Иваново 1 0.05 0.03
evao 1 0.05 0.03

Регионы Украины
Региональный город   Количество   Процент по Украине   Процент от всего
Киев  54   19.15  1.69



 
 
Выпуски "Дара": Год восьмой (2007-2008)
181. Актуальные слова-3 . Амероссия, амеросс. Нанотехнологии и умная пыль. Пылевод, пылевед, пылемёт, мыслепыль, пылерать, пылесбор. Менталин - умственный витамин, пищевая добавка для усиления работы мозга. Мыслетка - таблетка для ума. Техноэкстаз - экстатическое переживание единства с техникой, наркозависимость от техносреды. (12)
182.  Чувства и отношения (3). Грусть и тоска. Огрустить, отосковать, Тосковия, согрустие, жизнегрустный, гручаль. (10)
183. Беседа с А. Генисом о русском языке. Диалектологическая экспедиция в Селигерский край и верховье Волги . Реченосцы, словодарители и записанные от них слова, среди которых оказались и "проективные" (любкий, осебейщик, своеправый и др.). Маленький словарик местного наречия: наливоха, переспелка, поднебесница, чукавый и др.
184. Самые длинные слова . Противогосударственнопредпринимательский. (7)
185. Двойные приставки-оксюмороны : недопере-  и перенедо-. Недоперевыполнить, недоперехвалить; перенедостача, перенедоразвитый.
186. Джордж Оруэлл. Новые слова (первая публикация статьи в русском переводе).
187. Чувства и отношения - 4 . Услышаться, звонимый, содарный, суедарный, вотеплять. (9)
188. Чувства и отношения - 5 . Тёрщик, побежалый, дружево, отношенчество. (7)
189. -Навтика и -навты . Инфонавтика, виртонавтика, психонавтика, эгонавтика, эротонавтика, сексонавтика, танатонавтика. (14)
190. Глаголы смерти . Смертствовать, смертничать, осмертиться. (3)
191. Предложение праздника: День словарей . "Вся власть - времени!" Манифест хронократии.
192. Актуальные слова-4. Убещур, подмах, подмашистый, царетворец, волеизъязвление. (8)
193. Слово года-2007 - письма читателей. Раздел "Судьба слова". Ковчежники. (1)
194. О страхах . Реафобия, людобоязнь, женобоязнь, детобоязнь, страхолюбие (13)
    Читательско-конкурсный выпуск 16 . Выборы Слова года. Политконкретность. (1)
    Слово года-2007 . Итоги, обзор, пресс-релиз. Слова: 1. Гламур. 2. Нано-.  3. Блог
    Антислова: 1-2. Креатив. Политконкретность. 3. Преемник
195. О времени . Мгновечность, миговек, разночасье, времяворот. (5)
196. Наречие-сказуемое в безличном предложении : расширение категории состояния. В доме влюбленно. Щекам румяно.
197. Неографемы: значки-междометия (Экспрессивная графика). М. Вишневецкая: ЯR - ссора, -примирение. М. Эпштейн: ^> - "крыша поехала", ^^^ - знаки судьбы. (7+7).
198.  О языковой критике. Предлоги "до", "допосле" и "допрежде" . (2)
Гостевой выпуск 24. О системности. Петр Голованевский. Модели словообразования в иврите.
199. Приставка "о" : регулярное образование переходных глаголов от имен существительных и прилагательных. (1) Овопросить, ословить, обуютить, ожутить, особытить, обытийствовать, опривычить. (15)
200. Приставка "о" (2): оцелить, онашить, осюжетить, олитературить,  ошекспирить. (14)
201. Русский язык: система и свобода. Статья (1) . Борьба системы и нормы. Словообразовательный сверхряд (гиперпарадигма)
202. Русский язык: система и свобода . (2).Аномалии и регулярные модели. Практическая систематизация языка. Словарь В. Даля как дескриптивный и проективный.
Гостевой выпуск 25 . Глеб Романий. Иностранно-русский словарь (перевод заимствований) (56)
203. Сетевая слава и тщеславие . Эгонетика. Огуглить(ся). Гуглик - единицы сетевой известности, информационная валюта. (7)
204. Сетевые словечки и термины . Shortcut: стяжка. Элоним  - электроннное имя. (3)
205. Трудно переводимые английские слов :self-defeating  - самопровальный, eligible -  правоимный, survivor -  выживалец, suspense - оттяжка. (9)
206.   1. Устарело ли слово "интеллигенция"?   2. Коллективная импровизация: творчество через общение.
207. Мыслить по-русски: взгляд из-за рубежа . Особенности  нашего вращательного языка.
208. 1. Зачем интеллектуалам нужен свой праздник?   2. Читательский выпуск 17. Лингвистическая маркетология, нанонастицы - "мыслепыль" и "мыслепыльца" и др. и др

_________________________________________________________________
Сетевой проект "Дар слова" выходит с апреля 2000.  Каждую  неделю  подписчикам  высылается несколько новых слов, с определениями  и примерами  употребления. Этих слов нет ни в одном  словаре, а между тем они обозначают существенные явления и понятия, для которых  в общественном сознании еще не нашлось места. "Дар"  проводит также дискуссии о русском языке, обсуждает письма и предложения читателей. "Дар слова" может служить пособием по словотворчеству  и мыслетворчеству, введением в лингвосферу и концептосферу 21-го века.  Все предыдущие выпуски.

Подписывайте на "Дар" ваших друзей по адресу : http://subscribe.ru/catalog/linguistics.lexicon

Языковод -  сайт Центра творческого развития русского языка.

PreDictionary  -  английскиe неологизы М. Эпштейна.

Ассоциация Искателей Слов и Терминов (АИСТ) - лингвистическое сообщество в Живом Журнале. Открытая площадка для обсуждения новых слов и идей.

Новые публикации   М. Эпштейна (с линками)

Гуманитарная  библиотека (философия, культурология, религиеведение, литературоведение, лингвистика, эссеистика)