|
||
/ Колонки / Понедельник < Вы здесь |
Секи, начальник, или Методы лечения авитальной активности Дата публикации: 18 Апреля 2005 получить по E-mail версия для печати А.Оршанской Тема Писатель Достоевский, к которому мы еще вернемся, однажды заметил, что как ни изощряйся литератор, а жизнь все равно гораздо изобретательнее и непредсказуемее. Это касается любого жанра, в том числе и биографического. Документальные описания замечательных людей всегда оставляют художественные произведения далеко позади. Взять хотя бы доктора биологических наук, главного научного сотрудника Новосибирского НИИ гигиены МЗ РФ, члена-корреспондента Международной академии энергоинформационных наук Сергея Владимировича Сперанского. Не так давно ученый потряс общественность своим докладом "Метод болевого воздействия при лечении аддиктивного поведения и других проявлений авитальной активности". Вкратце содержание доклада таково: причиной аддикций и других проявлений авитальной активности является недостаточность выработки организмом эндорфинов. Для восстановления уровня эндорфинов в крови субъекта с аддиктивным поведением или повышенной авитальной активностью следует такового субъекта посечь как следует. Рубцевание ран, причиненных сечением, по мнению ученого и его последователей, сопровождается таким сильным выбросом эндорфинов, что самые заядлые пьяницы, наркоманы и самоубийцы после курса (30 процедур по 60 ударов розгами) превращаются в здоровых членов общества. Ученый испробовал метод на себе: вышел из депрессии и восстановил здоровье после двух инфарктов. По его словам, организм для заживления рубцов на филейной части напрягает весь свой иммунитет, так что и на сердечные рубцы тоже хватает. Особенно полезно, утверждает профессор Сперанский, когда сечением занимаются лица противоположного пола. Впрочем, обвинения в мазохизме сибирские ученые отвергают. Профессора вдохновили на разработку метода народно-процессуальные процедуры России и Германии, а его соавтора, сотрудницу НИИ терапии Сибирского отделения РАМН Марину Чухрову, - практика тибетских монахов и лечение психических расстройств сульфазином в советских психиатрических лечебницах. Пациентов доктор Чухрова сечет лично, признаваясь, что это ей нравится. Опубликованные в открытых источниках материалы о научной деятельности д-ра Сперанского делают образ члена-корреспондента Международной академии энергоинформационных наук более стереоскопическим. Например, профессор в свое время открыл чудесный "эффект консервации эффекта". Исследуя предполагаемую телепатическую связь между белыми мышами, Сергей Владимирович сперва экспериментально подтвердил свою гипотезу, но затем, повторив эксперимент при скептически настроенном коллеге, не получил прежних результатов. Тогда профессор смекнул: телепатическое воздействие все-таки имело место, но только не мыши заставляли своих отделенных от них друзей набирать в весе, а сам экспериментатор посылал этим мышам соответствующие сигналы. Социально-политические последствия этого открытия в эпоху монетизации трудно переоценить. Между прочим, Сергей Владимирович приводит случай из медицинской практики, к которому также следовало бы присмотреться в перспективе реформы системы здравоохранения:
Но и это не все. Среди других экспериментов ученого - демонстрация предварительно отравленным ядом мышам иконы (мыши спаслись) и проверка на все тех же многострадальных мышах чудодейственного препарата "Лаоджан". Страшно даже подумать, что будет, если мышей не травить, а поить исключительно "Лаоджаном" и сечь под иконами. Для тех читателей, которые до сих пор не поразились и не запечатлели в своих сердцах образ Сергея Владимировича Сперанского, сибирского ученого, добавим: доктор возглавляет клуб "ЭНИО" ("Энерго-информационный обмен"), который был основан новосибирской колдуньей Василиной Ведой, а в институте гигиены сертифицирует деятельность местных целителей. Процитируем протоиерея Александра Новопашина (читается, как Гоголь):
Ну и в качестве последнего штриха: Сергей Владимирович является самым верным читателем и автором омской газеты "Шалом". Поневоле призадумаешься. Источники Вариации
Важной разновидностью сюжета является противопоставление России Европе по отношению к телесным наказаниям: в первой они возможны и широко практикуются в отличие от последней (это противопоставление характеризует, конечно, не реальную практику, а ментальный конструкт). В соединении с журнальной/литературной темой этот мотив находим, например, в коллективных лицейских куплетах:
Все ученых грамотеев, Чтобы всякий вздор писать; Но, в пример и страх Европы, Многим можно высечь ..., С позволения сказать.
С клистирных трубок снимок верный. Домов господских вид мизерный Следы помещичьих затей. Грязь, бедность, вонь и тараканы И надо всем хозяйский кнут. И вот что многие болваны Святою родиной зовут! В повести Гоголя "Невский проспект" сюжет трансформирован: телесное наказание русского дворянина осуществляют ремесленники, которые носят имена, олицетворяющие европейскую культуру. В подцензурной литературе второй элемент рифмопары по понятной причине вообще присутствовать не может. Однако "память" о рифменном клише сохраняется имплицитно: оно присутствует на тематическом уровне, сложно реализуясь на уровне сюжетного развертывания. Подобная риторическая стратегия уже была проанализирована в статье Г.А.Левинтона о Достоевском и "низких жанрах" фольклора на примере "Зимних заметок о летних впечатлениях". Мы обратимся к отрывку из того же текста:
"А хошь бы и так, - захотелось мне вдруг сказать, да и не сказал я, потому что струсил.<...> Хошь бы и так, - думалось мне про себя, - хошь бы и высекли, что ж? Такие обороты дела называются у профессоров эстетики трагическим в жизни, и больше ничего. Неужели ж из-за этого только особняком от всех жить? Нет, уж коль все, так уж и совсем со всеми, а особняком, так уж и совсем особняком. В других местах и не то выносили, да еще слабые жены и дети". - Да помилуйте, какие тут жены и дети! закричал бы мне мой противник, - выдрал бы мир ни с того, ни с сего, за корову какую-нибудь, что в огород чужой затесалась, а у вас уж это и общее дело. - Ну да, оно, конечно, смешно, да и дело-то само смешное, грязное такое, рук марать не хочется. Даже и говорить-то о нем неприлично. Провались они все: пусть их всех стегают, ведь не меня же. А я вот, со своей стороны, чем хотите готов отвечать за мирской приговор: ни одной-таки розочки не досталось бы моему милейшему спорщику, если б даже и возможно было с ним распорядиться по мирскому приговору: "С него деньгами штраф возьмем, братцы, потому и дело это у него благородное. Не привычен. Вот, у нашего брата так на то и сиденье, чтоб его стегать", - порешил бы мир словами старосты в одном из губернских очерков Щедрина... - Ретроградство! - закричит кто-нибудь, прочтя это. - За розги стоять! (Ей-богу, кто-нибудь из этого выведет, что я за розги стою.) - Да помилуйте, про что вы говорите, - скажет другой. Вы про Париж хотели, да на розги съехали. Где же тут Париж?" "Заметки" целиком посвящены теме "Россия и Европа", причем "европейская" тема выступает на фоне темы "отечественного". Как нам представляется, автор использует многие из возможных сюжетных ходов, названных ранее, что может свидетельствовать о его рефлексии над рифменной парой. Особенно существенна для "Заметок..." тема телесных наказаний как принадлежности русской жизни. Обыгрывание рифменного клише у Достоевского, возможно, аргумент в полемике с "путешественниками" более раннего времени - Фонвизиным и Карамзиным. Европеизация России (неправильная) описывается как смена костюма, а именно - определенной его части, привешиваемой сзади: Фонвизин "таскал на себе французский кафтан, пудру и шпажонку сзади, для означения рыцарского своего происхождения (которого у нас совсем не было) и для защиты своей личной чести в передней у Потемкина" (ср. также: "Напяливали шелковые чулки, парики, привешивали шпажонки вот и европеец"). Так вводится тема телесных наказаний через описание "европейских" способов защиты личной чести, в России не действующих и потому абсурдных (ср. каламбур: "шпажонка сзади" - "в передней у Потемкина"). Далее следуют процитированный выше диалог с "милейшим спорщиком" о возможном "мирском приговоре за что-нибудь высечь": механизм рассуждений вскрывается посредством введения "разоблачительных" реплик персонажей: "Вы про Париж хотели, да на розги съехали. Где ж тут Париж?" (возможная анаграмма "Париж" = рифмующаяся часть тела). Таким образом, тема телесных наказаний в тексте Достоевского представлена как непосредственно связанная с темой Европы и европейского, что позволяет нам истолковать нашу рифмопару как один из подтекстов третьей главы "Заметок".
Опрос Секли ли вас? Секли ли вы? Комментарии Илья Международная академия энергоинформационных наук занимается "фундаментальными и прикладными исследованиями, подготовкой и аттестацией научных кадров в области эниологии". А эниология- это "область научных и общечеловеческих знаний, а также название новой междисциплинарной науки, рождающейся на грани философского переосмысления с современных естественнонаучных позиций многотысячелетнего опыта в мире тонких взаимодействий живых объектов и косной материи". Дальше можно не продолжать. Павел Воронцов О да! Да, да и да! Членкор Сперанский - зто вам не самоучка Сикорский и даже не академик Скринский! Вы еще не все эпохальные труды знаете! Проводились еще эксперименты по передаче мыслеобразов на расстоянии (успешные, конечно) и исследования ячеистых структур (эти коварные ячейки невообразимо плохо влияют на самочувствие людей, не людей и нелюдей). И колдун с дипломом - не редкость на наших сибирских землях. Найдет такой какую-нибудь женщину, вернувшуюся к природному естеству, и книжку напишет, да не одну, да с картинаками, да еще и приплод от нее получит и будет потом тем приплодом размахивать. И приборы чудодейственные тут водятся - штепсель втыкаешь, а внутре у ней неонка зажигается. И чудеса сразу - все засыпают, и вода заряжается, и опухоли с рубцами рассасывают друг друга с неприличным звуком. А все почему? Потому что думатель у ей. И ведь что жалко - теперь даже и высечь таких деятелей нельзя. Поскольку они же и доказали, что таким образом мы ничему их не научим, а, наоборот, эндорфины поможем выработать и рубцы рассосать. А жаль. Построить бы всех в ряд... Или нет, лучше наоборот - пропустить сквозь ряд. И палками, палками! А лаоджан кстати - действительно очень хороший препарат, хоть и Скринский его хвалил. Рекомендую. Приезжайте к нам, мы вам и колдунов покажем, и лаоджаном, если что, вылечим... Дима Фон-Дер-Флаасс Поскольку сам я - новосибирский ученый (пусть и не Главный Ведущий Научный Сотрудник), не могу не откликнуться. Следует с уважением отметить, что в первой части текста, озаглавленной "Тема", автор беспристрастно изложил основные идеи моего земляка и коллеги по поискам истины С.В.Сперанского, хотя многие на его месте были бы этими идеями спровоцированы на пошлые инвективы и насмешки. Однако, переходя к "Вариациям", я вынужден констатировать, что, как ныне принято выражаться в близких к Интернету кругах, "тема... не раскрыта". Авторы на нескольких примерах, в том числе и на собственном, показывают, насколько важна для русского сознания устойчивая рифмопара, одним из элементов которой является слово "Европа". Несомненно, что любая аллюзия на один из ее членов немедленно вызывает в памяти пару в целом и все связанные с ней ассоциации. Но авторы упускают самое важное свойство этой пары: ее генеричность. То есть любая устойчивая рифма, как "розы - грезы", "кровь - любовь", "палка - селедка", заставляет русского читателя вспомнить о Европе. Мастерски воспользовался этим А.Пушкин в своей работе "Евгений Онегин": дойдя до строк
И серебрятся средь полей..., всякий продвинутый читатель заменит их на что-то вроде
Стоит у самых у дверей... с соответствующим продолжением. Обсудить тему, вариации или комментарии поставить закладку
|
Личный секретарь М.И. Мухина roman@admin.ut.ee |
|
||