Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Афиша < Вы здесь
Кино на телевидении: 2 - 8 сентября
Дата публикации:  2 Сентября 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Безусловное событие нынешней телевизионной недели - фильм "Виттгенштейн", который покажут на канале "Культура" в рубрике Кирилла Разлогова "Культ кино" (воскресенье, 22.20). Снятая в 1993 году модным в кругах поклонников интеллектуального кинематографа режиссером Дереком Джарменом, эта лента не поддается традиционному пересказу, хотя и представляет собой своеобразную, но достаточно условную кинобиографию австрийского философа и логика Людвига фон Виттгенштейна, одного из основателей аналитической философии, занимавшегося метафизикой языка, близкого друга и ученика Бертрана Рассела, с которым он тесно общался, поселившись в Великобритании в начале 30-х годов прошлого века. Заслугой режиссера можно считать попытку средствами кинематографа образно "материализовать" мыслительный процесс своего героя, поиски которого не ограничиваются только рамками философии, но и простираются в интимную область человеческих отношений. Как и следовало ожидать, кроме Карла Джонсона и Джона Квентина, Джармен снял в этом фильме и свою непременную актрису Тилду Суинтон, отличающуюся холодноватой аристократической внешностью. Кстати сказать, на прошлогоднем Московском международном кинофестивале Тилда Суинтон приезжала в нашу столицу, однако в фестивальной суете ее визит остался вовсе не замеченным.

Еще одно событие недели - костюмная историческая драма Ролана Жоффе "Ватель" с Жераром Депардье в главной роли. Недооцененный американскими киноакадемиками, в 2001 году оставившими "Ватель" без "Оскара" (вообще-то Жоффе грех жаловаться: его "Поля смерти" в 1984 году отхватили целых три таких статуэтки), этот фильм удостоился зато рубрики "Киноакадемия" на канале "Россия", где и выйдет в эфир в четверг в 23.35. Сюжет картины разворачивается по ходу ожидания визита в замок принца Его Величества короля Людовика ХIV по прозвищу Солнце, который в сопровождении королевы намерен провести там несколько дней. Удостоившись столь небывалой чести, опальный принц одновременно и радуется, и печалится, ибо не уверен в том, что в его обедневшем поместье первой особе Франции будет оказан подобающий прием. Ему остается надеяться только на верного дворецкого - Франсуа Вателя, изрядного выдумщика, способного на чудеса даже в самой безвыходной ситуации. Изловчившись и на сей раз, тот устроил гостям феерический спектакль, на фоне которого между тем не утихают политические и любовные страсти. В липкой паутине интриг невольно оказывается и Ватель, влюбившийся в фаворитку короля - прекрасную маркизу (Ума Турман). Привыкший следовать незыблемым принципам, он не захотел играть в сомнительные дворцовые игры и в конце концов распорядился своей жизнью по собственному усмотрению - попросту покончил с собой. В контексте всеобщего праздника главный герой картины в исполнении Депардье предстает фигурой трагической. И надо отдать актеру должное: всеядный Депардье с этой ролью справился блистательно, сумев придать ей некую утонченность и психологическую завершенность. Впрочем, на высоте и такие актеры, как Тим Рот и Джулиан Сэндс, тоже сыгравшие в "Вателе".

Из отечественных лент к событиям недели можно причислить "Нежный возраст" Сергея Соловьева (среда, канал "Россия", 23.35), два года назад награжденный премией "Ника". Сценарий картины режиссер написал вместе со своим сыном Дмитрием, которого и снял в главной роли. Вообще материал этого фильма выстраивался спонтанно - из ни к чему не обязывающих рассказов сына отцу, попытавшемуся осмыслить опыт "потерянного" поколения 90-х, сформировавшегося на обломках разрушенной империи и, казалось бы, едва ли способного на какие-то созидательные поступки. На самом деле история жизни молодого человека с универсальным именем Иван свидетельствует о том, что нынешние занудливые "отцы" сильно ошибаются, упрекая "детей" в бездуховности, - по большому-то счету детишки выросли достойные: и любить умеют, и в Чечне воюют добровольцами, и о будущем страны беспокоятся не меньше, чем обанкротившиеся строители коммунизма. Рефлектирующему Ивану порой решительно невозможно справиться со своей давней несчастной любовью, и он пытается перерезать себе вены, да и без того поиски собственного жизненного пути в этом расхристанном мире приводят его то на чеченскую войну, то к бандитам, от которых ему чудом удается скрыться. Мучительные сомнения героя в конце концов завершаются вполне светлым идиллическим финалом, когда он вместе со своей возлюбленной (в этой роли дебютировала эффектная модель Елена Камаева) оказывается в "городе золотом" Париже в дружеской компании с неизменным персонажем последних фильмов Соловьева Борисом Гребенщиковым. В заключительных кадрах, разумеется, звучит его песня.

Похожей теме - отношениям между поколениями - посвящен еще один отечественный фильм - "Монолог" Ильи Авербаха (среда, канал "Культура", 20.25). Снятый в 1972 году, этот тонкий, деликатный фильм ничуть не устарел и сегодня. На долю много испытавшего в жизни академика Сретенского (Михаил Глузский, как известно, был актером ролей второго плана, а здесь, против обыкновения, у него главная роль), выпали не меньшие трудности, связанные с его дочерью и внучкой, чем для современных отцов, изрядно сокрушающихся о неясном будущем своих вымахавших отпрысков. Его не устраивает тривиальная судьба дочери (Маргарита Терехова), успевшей поменять несколько мужей, беспокоит ставшая взрослой внучка (Марина Неелова), влюбившаяся в равнодушного примитивного человека, не способного на большое чувство. Одновременно непростая ситуация складывается у него в академической среде, в отношениях с учениками и коллегами. Страшнее всего для академика неискренность близких людей, влекущая за собой отчуждение, вызывающее неизбывную боль, пережить которую он не в силах. Но все конфликты преодолеваются терпением и любовью.

Стоит обратить внимание и на "Детскую площадку" (четверг, ТВС, 12.30). О режиссере Светлане Проскуриной, снявшей эту ленту в 1986 году и подававшей в своей профессии большие надежды, давно уже ничего не слышно, что прискорбно во всех смыслах - особенно если иметь в виду почти исчезнувший из нашего кинематографа жанр психологической драмы, в котором она работала. В фильмах Проскуриной обыденность выглядит жутковато, одиноким и неприкаянным героям в ней всегда неуютно. Так же неуютно им и друг с другом - каждый из персонажей представляет собою "вещь в себе", при этом стремление открыться, сблизиться, попытаться быть понятым приводит лишь к еще большей замкнутости и разделенности. К тому же автор не оставляет решительно никаких надежд на счастливое завершение своих историй. То же самое происходит и с героями "Детской площадки". Когда воспитаннице детдома (Дарья Шпаликова) стали доступны маленькие советские радости - как то: комната в коммуналке и работа на фабрике, ей и вовсе улыбнулась удача - она познакомилась с шофером скорой помощи (Вадим Любшин), который незамедлительно перевез к ней свой нехитрый скарб. Однако, как и следовало ожидать, хрупкое счастье решивших обустраивать совместную жизнь молодых людей длилось недолго, и до конца преодолеть стену отчуждения им вряд ли удается.

У французов любовные отношения завязываются гораздо проще, в чем легко можно убедиться на примере персонажей симпатичного фильма "Мадемуазель" Филиппа Луаре (понедельник, ТВ-3, 15.00). Только совершенно непонятно, с какой стати эту мелодраму показывают в дневном эфире, - она явно предназначена для вечернего просмотра. На прошлогоднем Московском кинофестивале, видимо, по оплошности отборщиков, "Мадемуазель" попала в конкурсную программу, и, помнится, кинопресса по этому поводу не то чтобы недоумевала, но сильно гневалась - до тех пор, пока не состоялась встреча с исполнительницей главной роли Сандрин Боннэр, актрисой уникальной, тонко чувствующей и глубокой. Фильмы с ее участием стали появляться довольно редко (один из последних - "Восток - Запад" Режиса Варнье), так что картину Лиоре надо посмотреть хотя бы ради того, чтобы увидеть Боннэр.

И уж ни в коем случае нельзя пропустить "Слугу" Джозефа Лоузи (четверг, Ren TV, 0.40), признанного мастера подробных эстетских драм из жизни английских аристократов. Наверняка в связи с его именем кто-то сразу вспомнит картину "Остаток дня", где играли Энтони Хопкинс, Эмма Томпсон и Джеймс Фокс, - печальную историю несостоявшейся любви преданного своему делу дворецкого и работавшей с ним экономки, из-за безответного чувства вынужденной оставить дом, где они вместе служили. Кто главный герой в фильме "Слуга", понятно из названия (эту роль сыграл знаменитый Дирк Богард). Слугу находит себе по объявлению одиноко скучающий в своем поместье аристократ, не подозревающий о том, насколько осложнится его жизнь с приходом в дом незнакомого человека. Мало того, что через короткое время тот попросил взять горничной молодую особу, которую он представил как свою сестру, на самом деле оказавшуюся ему вовсе не родственницей, а невестой со всеми вытекающими отсюда последствиями, но и стал влиять на хозяина не самым лучшим образом. В 1963 году, когда была снята эта лента, Джозеф Лоузи оставался приверженцем классической формы в кино, привязанной к психологическому сюжету и качественной литературе. Недаром "Слуга" поставлен по сценарию известного драматурга Гарольда Пинтера. А компанию Дирку Богарду составили Сара Майлз, Джеймс Фокс, Уэнди Крейг и Кэтрин Лейси.

Пора, однако, отвлечься от серьезного кино и обратить внимание, скажем, на "Женщину моего друга" (суббота, СТС, 1.30). Поклонникам парадоксальных комедий Бертрана Блие эта лента доставит немало удовольствия, тем более что главную роль в ней сыграла Изабель Юппер, которая одинаково неподражаема, где бы она ни снималась. "Женщина" появилась в 1984 году, и до садомазохистских истязаний "Пианистки" ее героине еще очень далеко. Правда, отправившись на горнолыжный альпийский курорт с намерением найти себе спутника жизни, привлекательной парижанке по имени Вивьен тоже придется помучиться, выбирая между двумя мужчинами, с которыми она одновременно завела роман.

Наконец, отвлечься можно и на фильме "Марс атакует" Тима Бартона (воскресенье, канал "Россия", 18.00), считающегося одним из самых изобретательных режиссеров современного кино. Эта лента как раз и подтверждает, насколько Бартон специалист по зеленым инопланетянам, вторгшимися на нашу планету, чтобы непременно ее завоевать. Коварные космические пришельцы хотят изменить землян до неузнаваемости, проделывая над ними чудовищные опыты, не снившиеся даже самым изощренным экспериментаторам. Так бы все и продолжалось, если бы случайно не выяснилось, что марсиане не переносят звуков музыки 30-х годов, от которой головы у них просто трескаются пополам. В итоге Земля уцелела, порадовался американский президент вместе с правительствами всех стран и человечеством в целом. В роли главного американца - Джек Николсон, а кроме него в фильме снимаются Гленн Клоуз, Пирс Броснан, Аннет Бенинг, Род Стайгер, Денни Де Вито, Том Джонс - список, право же, впечатляет.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Наталья Сиривля, Кино на телевидении: 24 - 30 июня /25.06/
В Москве в полном разгаре Международный кинофестиваль, и в кинотеатрах показывают столько фильмов, что смотреть телевизор решительно некогда. Тех же, кто лишен счастливой возможности посещать московское кинотеатры, телевидение порадует миниколлекцией хитов прошлогоднего ММКФ и еще целым рядом не самых плохих картин.
Наталья Сиривля, Кино на телевидении: 27 мая - 2 июня /27.05/
На этой неделе кинопредложение на ТВ вплотную приблизится к летнему минимуму. Смотреть почти нечего. Оно и правильно: летом лучше гулять и книжки читать. И тем не менее...
Наталья Сиривля, Кино на ТВ 29 апреля - 5 мая /30.04/
Праздники наш народ отмечает плотным застольем. Причем еда готовится по старым рецептам, переходящим из поколение в поколение. Праздничное телеменю составлено в основном по тому же принципу.
Наталья Сиривля, Кино на ТВ /23.04/
Кино предпочтительнее смотреть в кино. А по телевизору в лучшем случае пересматривать. Причем - самое любимое.
Екатерина Барабаш, Кино на ТВ 25-31 марта /25.03/
Возможно, киноманам в радость будет посмотреть фильм 1928 года "Ящик Пандоры" известного немецкого режиссера Георга Вильгельма Пабста. Это был период, когда Пабст увлекался фрейдизмом...
предыдущая в начало следующая
Антонина Крюкова
Антонина
КРЮКОВА

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Афиша' на Subscribe.ru