Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Кино < Вы здесь
В бой идут "старики"
6 февраля открывается Берлинский Международный кинофестиваль

Дата публикации:  4 Февраля 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Случайность это или умный стратегический ход новоиспеченного директора Берлинале Дитера Косслика, но в конкурсной программе 52-го Берлинского МКФ встретятся в основном фильмы плеяды современных киноклассиков. В числе именитых авторов, которые представят свои новые работы на главном фестивальном экране в Берлинале -Паласте, - Роберт Олтмен, Бертран Тавернье, Константин Коста-Гаврас, Иштван Сабо, Вим Вендерс, Рамон Салазар, Отар Иоселиани, Чжан Имоу - в ранге младшего "классика". Из поколения молодых да ранних - Франсуа Озон, Ким Ки-дук и Том Тыквер, которому выпала честь показать свой новый фильм "Небеса" на торжестве открытия Берлинале.

Большому жюри во главе с индийским режиссером Мирой Наир, знаменитой по крайней мере двумя хитами, - "Салям, Бомбей!"(1988) и недавней "Свадьбой в сезон дождей", золотым призером последнего Венецианского конкурса, предстоит выбирать призеров из 23 полнометражных картин, не считая короткометражек, отобранных в официальный конкурс. Через 12 дней станут известны имена счастливых обладателей престижных берлинских "Медведей". При любом раскладе успех фестивалю обеспечен участием в нем прославленных режиссеров: старый конь борозды не испортит. Похоже, на это и сделана ставка.

Официальный конкурс - смыслообразующий сюжет Берлинале, как и любого кинофестиваля. Притом в рамках Берлинале "параллелят" несколько автономных конкурсов, включая три "фестиваля в фестивале": Форум нового кино, отдельно - кино для детей и еще "Тедди" - соревнование картин, связанных с проблемами сексменьшинств. Плюс "Панорама" с игровыми и неигровыми лентами разного метража. Плюс обширный ретроспективный показ, в центре которого будет, конечно же, грандиозная программа Берлинского Музея кино и Немецкой синематеки "Европейские 60-е - Мятеж, Фантазия и Утопия". Среди режиссеров, чьи произведения включены в ретроспективу, знакомые все лица: Жан-Люк Годар, Линдсей Андерсон, Александр Клюге, Душан Макавеев, Бу Видерберг, Вера Хитилова, Микельанджело Антониони, Ежи Сколимовский, Вера Хитилова, Карлос Саура, Миклош Янчо и наш Марлен Хуциев с многострадальной "Заставой Ильича".

Отдельная песня - родное кино, точнее, его отсутствие на международном конкурсном экране, чему уже и дома отвыкли удивляться. После "Страны глухих" Валерия Тодоровского, пролетевшей в конкурсе 1998 года, в официальную программу попадала только наша анимация - русским мультикам нет равных в мире. И на сей раз честь российского кино будет спасать мультик Степана Бирюкова "Соседи" - но покажут его вне конкурса: маленький шедевр успел засветиться на международном экране, а это противоречит здешним "regulations".

Зато в конкурс "Панорамы" включен только что законченный "Сказ про Федота-стрельца" Сергея Овчарова. Это и впрямь - "точавонеможетбыть" ни в одной другой культуре: русский лубок в экранном воплощении, эксклюзивный овчаровский стиль.

Есть, однако, люди, которые, несмотря на наше затянувшееся "безрыбье", оптимистически оценивают ближайшую перспективу. Один из них - член отборочного комитета Берлинале, эксперт по кинематографу Восточной Европы д-р Ханс Иоахим Шлегель: "На западе ждут истинно русскую культуру, запад соскучился по русским национальным образам. Есть серьезные признаки, что наступивший год станет для российского кино выходом из кризиса. Это прежде всего "Кукушка" Рогожкина, не поспевшая, увы, к Берлинскому МКФ. Фильм на забытом материале советско-финской войны 1939 года. Режиссер нашел способ трагикомического решения военной, точнее, антивоенной темы, создал оригинальные образы, укорененные в русской культуре и в культуре народа саами. Я вижу начало возвращения русской кинокультуры к самой себе и в этой вещи, и в новых, еще не законченных работах Ивана Дыховичного и Андрона Кончаловского, и в полнометражном дебюте одаренного Александра Котта "Ехали два шофера". Молодой режиссер не западные модели копирует - он пытается плыть на волне советской кинопоэтики, аранжируя ее под ретро. Но возрождение отечественной кинокультуры - это ответственность не одних только режиссеров. В той же степени это проблема рыночных структур, продюсеров, кинокритиков. Я бы даже взял шире - это проблема кинопропаганды, которая в современной России отсутствует. Но неужели непонятно, что даже экономически выгодно вкладывать в национальную кинокультуру? Ведь это обеспечение рынка на будущее. А как поддерживаются российские картины на международных кинофестивалях? Из рук вон плохо! Российский стенд на берлинском кинорынке - самый убогий. Ни рекламы, ни постеров, ни буклетов - шаром покати.

В программах Берлинале можно увидеть, как другие народы бывшего СССР пестуют свои культурные ценности. В "Панораме" пойдет фильм киргизского режиссера Марата Сарулу "Брат мой, Шелковый путь", эстонцы покажут "Добрые руки", дебютанты из Молдавии - "Прокрустово ложе". Специальным событием фестиваля станет мировая премьера картины Юрия Ильенко "Молитва за гетмана Мазепу". Изображение "Молитвы" стоит в традиции поэтического сюрреального кино Сергея Параджанова. При этом режиссер предлагает психоаналитическую трактовку исторических событий, опровергая стереотипы исторического жанра. Это фильм о насилии и эротике.

Ситуация в бывшем восточном блоке похожа на российскую: тот же кризис идентичности, исказивший не только поэтику, но и тематику кинематографа. Кино не дает ответа на самый простой вопрос: что волнует человека, который живет здесь и сейчас? Реальность вытеснена с экранов. Боюсь, что через двадцать лет по этим картинам невозможно будет понять, чем люди жили в это переломное время, о чем страдали, чему радовались".


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Сергей Кудрявцев, Снимать по-мировому /04.02/
Примерно к 2005 году следует ждать явление "русской новой волны", которую можно прогнозировать почти математически.
Екатерина Барабаш, Фредди Крюгер, который погубил Россию /01.02/
Увлечение фольклором для Сергея Овчарова перерастает в навязчивую идею, отчего все действо воспринимаешь как пародию. А может, так и было задумано?
Екатерина Барабаш, Слабые блики любви /25.01/
"Лики любви" - фестиваль тематический. Надо отдать дань скромности организаторов и отборщиков, решивших раз и навсегда, что "любовь" предполагает лишь отношения между мужчиной и женщиной.
Владимир Хотиненко, "Хочу поговорить с публикой" /16.01/
"Любовь" отражает вечное стремление человека к счастью, не зависящее от строя или общественной ситуации, а "русский" и "смерть" отражают наши реалии.
Елена Стишова, Триумф Александра Сокурова /14.01/
Преимущество всего лишь в один голос сделало Александра Сокурова абсолютным победителем Национальной премии кинокритики и кинопрессы "Золотой Овен".
предыдущая в начало следующая
Елена Стишова
Елена
СТИШОВА

Поиск
 
 искать:

архив колонки:


Арт-хаус-линия 'Другое кино'
Эхо Каннского фестиваля-2000
Arthouse.ru




Рассылка раздела 'Кино' на Subscribe.ru