Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Кино < Вы здесь
Рад бы в рай, да грехи не пускают
Новь Берлинского кинофестиваля

Дата публикации:  7 Февраля 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

52Берлинский кинофестиваль прямо на старте рванул в метафизические выси.

Первая премьера Берлинале с дантовским названием "Рай" - новая встреча с тем самым Томом Тыквером, чей хит "Беги, Лола, беги" привел в восторг зрителей по обе стороны океана, получил ранг культового и оскаровскую номинацию. На сей раз лидер нового немецкого кино представил международный проект с участием звезд из Австралии и Италии. Но главная фишка в том, что фильм снят он по сценарию великого поляка Кшиштофа Кеслевского и его постоянного соавтора Кшиштофа Песевича. Картина, действие которой происходит в Турине, начинается как триллер со всеми прибамбасами жанра - с подброшенным в офис взрывным устройством, с гибелью невинных, с арестом героини (Кейт Бланшетт), мстящей за погубленного наркомафией мужа, и даже с начальными кадрами компьютерной игры, как бы под сурдинку намекающей на виртуальность дальнейшего сюжета. Внезапно фильм cъезжает с колеи разборок и полицейских допросов и выруливает на простор "лав стори". Да не банального тюремного романа, когда один использует другого, чтобы любой ценой вырваться на свободу, - здесь все иначе. Здесь, как у Бунина, солнечный удар. Он поражает молодого полисмена (Джованни Рибиси), ведущего протокол допроса. Парень, между прочим - сын полицейского, устраивает девушке побег и исчезает вместе с ней. Разумеется, их ищут, и они готовы к тому, что им не уйти от преследователей. Но есть еще время одарить друг друга последней нежностью, ощутить себя в раю, словно не ведающие греха библейские Адам и Ева. Будто связанные одной цепью, они неотрывно рядом, до того момента, когда их окружают и уже пора сдаваться, не то будет плохо тем, кто их приютил. Развязка - лучший эпизод фильма: герои, незамеченные преследователями, проникают в полицейский вертолет и растворяются в небесах, поднимаясь все выше и выше (название фильма можно перевести и как "Небеса" - английский словарь допускает и такое толкование).

Ясно, что финал символический. Ясно и другое: изысканная финальная точка одновременно - многозначительный режиссерский жест, претензия Тыквера на метафизическую нишу в европейском кино, пустующую после безвременного ухода Кеслевского. В одном из интервью для фестивальной прессы Тыквер обмолвился, что так проникся сценарием, будто сам его написал. Нет оснований не верить художнику на слово. Но сценарий напечатан в журнале "Искусство кино", и посвященным понятно, что Тыквер делал свое кино "по мотивам", хотя ему и кажется, что он стоял на коленях перед оригиналом.

На пресс-показе " Рай" смотрели очень внимательно (впрочем, здесь, в Берлине, считается дурным тоном покидать зал во время сеанса), но овации не последовало, так, жидкие хлопки, а кто-то даже свистнул от избытка чувств. Видимо, затосковал по "Лоле" - похоже, с ней хотел проститься новоявленный европейский мажор, как прощаются с бурной молодостью. Но, что поделать,- рад бы в рай, да грехи не пускают. "Райский" дискурс Тыкверу не удался, хотя мастерство его - вне всяких сомнений. И вне сомнений тот факт, что этот режиссер обладает харизмой лидера.

Словом, есть кому ответить на призывы политического руководства Германии поднять немецкое кино на новые высоты. Канцлер Шредер, лично открывший 52-й Берлинский МКФ в Берлинале-Паласте, так прямо и сказал в своей речи. Поставил перед немецкими кинематографистами такую цель. Фестиваль уже "на уровне поставленных задач". В официальном конкурсе три немецких картины. Программа нового немецкого кино, которая всегда была в рамках Берлинале, сегодня подается как первополосная. В ней появилась новая секция: "Перспектива немецкого кино".

С приходом нового директора Дитера Косслика на Берлинале много новостей - куда больше, чем можно было вычитать на интернетовском сайте фестиваля. Самая, пожалуй, важная: учреждена новая награда "За лучший дебют", а с ней - новый конкурс со своим регламентом и с отдельным жюри. Хотя Дитер Косслик в своих интервью заявляет, что не собирается менять структуру фестиваля, он, я думаю, отлично понимает, что структуру можно поменять простой операцией: переставлением акцентов. Пока что все идет как по маслу - именно благодаря той отлаженной структуре, которая пригонялась деталь к детали в течение второй половины века. С новым директором Берлинале словно именины справляет. Знаки того, что фестивалю создан режим благоприятствования на самом высоком уровне, видны невооруженным глазом. Скажем, прием по поводу открытия проходил в старом здании Бундестага, чего отродясь не было. Зато все прелести секьюрити самого высокого уровня счастливчики, приглашенные на прием, прошли.

Из важных для нас новостей: в последний момент в Большое жюри была приглашена Рената Литвинова. В фестивальной прессе ее представляют как "лучшую российскую актрису", упоминая вскользь о ее бэкграунде писателя и кинодраматурга. Красота, как известно, страшная сила. И можно понять коллег-журналистов, которым сложно представить, чтобы такая красавица была еще и умницей и корпела за компьютером, строча свои сценарии.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Елена Стишова, В бой идут "старики" /04.02/
Случайность это или умный стратегический ход новоиспеченного директора Берлинале Дитера Косслика, но в конкурсной программе 52-го Берлинского МКФ встретятся в основном фильмы плеяды современных киноклассиков.
Сергей Кудрявцев, Снимать по-мировому /04.02/
Примерно к 2005 году следует ждать явление "русской новой волны", которую можно прогнозировать почти математически.
Екатерина Барабаш, Фредди Крюгер, который погубил Россию /01.02/
Увлечение фольклором для Сергея Овчарова перерастает в навязчивую идею, отчего все действо воспринимаешь как пародию. А может, так и было задумано?
Екатерина Барабаш, Слабые блики любви /25.01/
"Лики любви" - фестиваль тематический. Надо отдать дань скромности организаторов и отборщиков, решивших раз и навсегда, что "любовь" предполагает лишь отношения между мужчиной и женщиной.
Владимир Хотиненко, "Хочу поговорить с публикой" /16.01/
"Любовь" отражает вечное стремление человека к счастью, не зависящее от строя или общественной ситуации, а "русский" и "смерть" отражают наши реалии.
предыдущая в начало следующая
Елена Стишова
Елена
СТИШОВА

Поиск
 
 искать:

архив колонки:


Арт-хаус-линия 'Другое кино'
Эхо Каннского фестиваля-2000
Arthouse.ru




Рассылка раздела 'Кино' на Subscribe.ru