Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Образование < Вы здесь
"Образ врага" и либеральные ценности
Дата публикации:  1 Февраля 2005

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Когда говорят о воспитании уважения к либеральным ценностям в современной школе, то естественно предполагают, что на каких-то школьных "предметах" дети могут приучаться выбирать и отстаивать самые непохожие точки зрения, уважать чужие аргументы, допускать наличие разных систем ценностей и приоритетов. Очевидно, что для подобной цели могли бы подойти уроки литературы, истории и обществоведения, в большей степени чем уроки биологии и физики, по крайней мере в той форме прохождения этих дисциплин, которая сегодня действует в российской школе.

Но и с перечисленными гуманитарными предметами все обстоит не так просто. По меньшей мере два фактора препятствуют либеральному подходу к этим дисциплинам. Первый - на протяжении многих лет в советской школе они "работали" как "воспитатели" советского гражданина, который на все должен был иметь однозначные ответы: Гоголь обличал мертвенность помещиков, Пушкин призывал разжигать "пламя из искры", Лермонтов ненавидел "мундиры голубые" и т.д. Теперь часто вместо этого объясняют, что Пушкин в романе "Евгений Онегин" писал исключительно о важности соблюдения заповедей "не убий" и "не прелюбодействуй" (о Достоевском и говорить не приходится). Вне зависимости от степени справедливости этих утверждений понятно, что подобные прямолинейные интерпретации не оставляют места для разнообразных взглядов, оценок, свободного размышления. Второй фактор - традиция прохождения любого школьного предмета по единому сценарию. Прочитал учебник или выслушал учителя - и максимально близко повторил все это в ответе. Здесь, правда, можно надеяться, что кого-то, кто склонен к естественному юношескому противоречию, подобный подход к изучению литературы и истории подтолкнет к поиску прямо противоположных ответов. Однако практика показывает, что у большинства это порождает скуку и равнодушие.

Страшную опасность примитивных, однозначных ответов на сложные вопросы - как в подростковом, так и в старшем возрасте - демонстрирует проходящая в Московском политехническом музее выставка "Скажи мне, кто твой враг". Наблюдая за школьниками-посетителями, нетрудно предположить, что конкретные экспонаты и концепция выставки в целом производят на них сильное впечатление. (Удивляет, впрочем, цена билетов - 80 рублей для взрослых и 40 (!) для школьников.) Авторы выставки показывают, как на разных этапах истории нашей страны в течение последнего столетия появлялся мифический, отвратительный "образ врага" - буржуя, белогвардейца, в глазах одних, и красного матроса, Троцкого, интернационала - в воображении их противников; возникали образы вредителя, шпиона, врача-убийцы, упадочнического поэта и прочие жупелы разных периодов советской власти. Двигаясь по выставке между плакатами, зритель не может не потрясаться почти полным тождеством "красных" и "белых" агиток. Абсолютно одинаково изображены на них вражеские "лидеры", которые сидят на спинах измученных людей или шагают по черепам.

Последние десять-пятнадцать лет современная полиграфия приучала видеть в советском плакате забавные черты - открытки-репродукции продаются на каждом шагу ("Не болтай", "Будь бдителен" и пр.). Но на этой выставке они занимают свое функциональное место среди прочих средств создания атмосферы ненависти и страха. Невозможно не почувствовать внутреннюю закономерность сменяющейся череды прямолинейных плакатных ответов - нам сегодня плохо, потому что вот такой-то враг скрывается за каждым углом и всеми силами старается навредить, задушить, уничтожить все доброе и светлое. Плакаты Гражданской войны сменяются плакатами "мирного" времени, но каждое изображение напоминает зрителю: идет война. Граждан призывают к бдительности, которая одна может привести в светлое будущее. В середине экспозиции - как будто кусочек страшной комнаты, откуда увезли "врага народа", а дальше посетитель попадает в сегодняшний день. На стенах висят объявления о сдаче комнат и квартир "только русским", листовки, проклинающие китайцев и кавказцев, которых "не звали" в "Россию для русских", разложены газеты, откровенно пропагандирующие национальную и социальную ненависть ("Лимонка", "Дуэль" и пр.), на мониторах включенных компьютеров всплывают сайты политических блоков, а с экрана телевизора что-то темпераментно провозглашает Михаил Леонтьев. На фотографиях плакаты с "врагами" несут бодрые молодые, "идущие вместе".

Все это невозможно адекватно пересказать словами. Но думаю, что каждый посетитель сможет убедиться, как опасно и бесплодно пытаться свалить свои проблемы на "врагов", кем бы они ни были - коммунистами или фашистами, черноволосыми или желтокожими, олигархами или чиновниками. Поиски врагов едва ли могут привести к плодотворным результатам, а история свидетельствует, что вместе с этими поисками может исчезнуть способность свободного взгляда на себя и на окружающее, способность радоваться красоте мира, уважать что-то кроме грубой силы.

Следующим поколениям удастся решить накопившиеся и вновь возникающие проблемы страны, только если они смогут научиться не искать быстрых и примитивных ответов вместо сложных и постепенных решений, основанных на терпеливой созидательной работе, на тщательном анализе прошлого и настоящего, на уважении к себе и соседям. Для всего этого нужно уметь самостоятельно мыслить, а не хвататься за сколь угодно привлекательные готовые шаблоны. Смотреть на экспонаты зачастую страшно, но если не испугаться происходящего, то потом может оказаться еще страшней.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв ( )


Предыдущие публикации:
Дмитрий Аверкиев, Университетские отцы и дети /28.01/
Одна недавняя статья ставит вопрос о годности нашей учащейся молодежи чрезвычайно просто и умно; автор и не думает защищать молодое поколение. Состояние историко-филологического факультета одного нашего вуза нарисовано им необыкновенно ярко. Мне кажется, что описание другого факультета будет небезынтересно.
Ольга Дмитриева, Мы все еще живем усилиями энтузиастов /28.01/
Говоря, что МГУ - это наш Гарвард или наш Принстон, все в то же время закрывают глаза на то, что зарплата профессора в МГУ находится на уровне 200 долларов.
Евгений Мурзин, "МГУ √ это брэнд, которому нужно соответствовать" /27.01/
Чем бы вы ни занимались, МГУ-шное образование дает вам фору, которую можно легко потерять, если не поддерживать форму, не совершенствовать полученные знания и навыки.
Ия Маяк, "Не будет Московского Университета - не будет настоящей науки" /27.01/
Главное, на что направлены наши усилия, - это сохранение высочайшей планки выпускаемых специалистов.
Димитрий Яламас, "Главное - сохранение традиций" /27.01/
Образование - это дело на уровне национальной обороны по важности.
предыдущая в начало следующая
Константин Поливанов
Константин
ПОЛИВАНОВ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Образование' на Subscribe.ru