Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Сеть < Вы здесь
Детки в сетке
Дата публикации:  30 Марта 2004

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Словосочетание "ребенок в Сети" в сознании обывателя прочно ассоциируется с чем-то тревожным и требующим немедленной реакции взрослых: не то вредная привычка, не то сюжет триллера, не то повод для внеочередного родительского собрания. Одной из причин возникновения подобных ассоциаций на подсознательном уровне является, вероятно, многозначность слова "Сеть": возбужденное воображение против воли рисует страшную картинку - маленького и беззащитного детеныша, запутавшегося в гигантской паутине. Тщетно ребенок пытается разорвать липкие нити толщиной с канат и вырваться: сейчас придет большой паук и слопает свою жертву.

Примечательно, что чем меньше взрослый знает об Интернете, тем страшнее ему за заблудившегося в виртуальных джунглях малыша. Люди продвинутые к пребыванию ребенка в Сети относятся гораздо спокойнее, поскольку прекрасно понимают: в эпоху информационного взрыва отлучить ребенка от Интернета - не более и не менее чем обречь его на роль перманентного социального аутсайдера. Но это не значит, что их радость от приобщения ребенка к виртуальному миру не омрачена тенью тревоги. Во-первых, родители всегда переживают, когда не могут контролировать занятия и круг общения своего чада; во-вторых, как люди, много знающие о достоинствах Интернета, они много знают и о его опасностях.

Вопрос "Как уберечь ребенка в Интернете от...?" (далее идет длинный список) имеет как минимум два ответа, которые можно условно назвать ответом "физиков" и ответом "лириков". "Физики" с присущим им прагматизмом и твердой верой во всемогущество технологий спасение видят в программах-фильтрах, способных отыскать среди миллионов веб-страничек по ключевым словам потенциально опасные для неокрепшего сознания.

До недавнего времени активное внедрение в повседневный быт широких юзерских масс подобных фильтров затрудняло отсутствие русскоязычных программ: англоязычные блокировали вредные сайты, содержащие слово sex, но были бессильны перед не менее вредными сайтами со словом "секс". Так вот, рада сообщить вам хорошую новость, господа: недавно создана первая русскоязычная программа-фильтр, ознакомиться с которой можно на сайте "Kontrol - чистый Интернет дома и в офисе". Более того, одну из версий программы можно бесплатно скачать с того же сайта. Пикантность ситуации, на мой взгляд, придает то обстоятельство, что разработчики предлагают устанавливать программы-фильтры не только на домашних компьютерах, но и на офисных, что служит яркой иллюстрацией знаменитого восклицания "O времена, o нравы!"

При умеренном желании можно найти в Сети и образчики англоязычных программ-фильтров, например программы Net Nanny или SurfWatch. Главная проблема, однако, заключается в том, что, как справедливо замечают "лирики", на все потенциально опасные сайты не напасешься ключевых слов. Мало ли какой дряни может начитаться в Сети ребенок? И вообще, если ребенок ищет в Сети разные бяки-буки, то в этом виноваты прежде всего родители, не сумевшие воспитать, научить, объяснить и привить подлинные ценности.

С данным постулатом трудно не согласиться, но вывод, которые из него делают "лирики", еще более уязвим для критики, чем программа-фильтр.Главная идея "лириков", к числу которых следует причислить и Министерство образования РФ, заключается в том, чтобы противопоставить "развратному и аморальному" взрослому Интернету достойную альтернативу в виде специально предназначенных для пытливого растущего ума развивающих сайтов, созданных опытными руками взрослых с высшим педагогическим образованием. Так сказать, отгородить в виртуальных джунглях некий заповедный участок и выращивать на нем разумное, доброе, вечное.

Собственно говоря, в Рунете такой участок уже отгорожен: это "Российский общеобразовательный портал" под патронатом Министерства образования РФ. Серьезный, основательный проект, рассчитанный, правда, не столько на детей, сколько на педагогов и родителей. Нормального ребенка туда калачом не заманишь, как, впрочем, и на прочие "правильные" ресурсы такого рода. К тому же сама идея детского ресурса как непременно познавательно-образовательного отдает устаревшими дидактическими установками, так портившими некогда детскую литературу, кино и мультипликацию. Сводить все помыслы -надцатилетнего к оценкам и домашним заданиям значит уподобляться учительнице из известного анекдота: "Ох, Марь Иванна, нам бы ваши заботы!"

Не говоря уже о том, что создавать специальный детский Интернет бессмысленно, потому что он уже есть.

Да, господа, наши детки подросли и тихонько в Сеть пошли - а мы и не заметили. Они (и примкнувшие к ним взрослые) создали в Сети свою страну, где им хорошо и комфортно, причем в отличие от тепличного мира образовательно-воспитательных сайтов детская виртуальная страна ориентирована на реально существующих детей, а не на условных персонажей учительских фантазий, которые в свободное от учебы время решают логические задачки и вяжут крючком. Интернет-ресурсы, входящие в нее, все же чаще созданы взрослыми, чем детьми, но имеют одну особенность: они по-настоящему интересны юным юзерам. А поскольку понятие "юный юзер" объединяет и шестилетнего, и шестнадцатилетнего, детские интернет-ресурсы разнообразны, как фауна мирового океана, - от книжек-раскрасок до сборников рефератов.

В целом детскую аудиторию Интернета есть смысл разделить на несколько возрастных групп, каждой из которых соответствуют свои ресурсы.

Самая юная и малочисленная группа - это дети 3-6 лет. Среди школьников, составляющих, понятное дело, большинство, в свою очередь можно выделить группу младших школьников - от 7 до 11 лет и группу подростков - от 12 до 16 лет. Отметим, что хотя в психологии период отрочества традиционно заканчивается в 18-19 лет, верхний возрастной предел детской интернет-аудитории составляют именно sweet sixteen: пользователи, перешагнувшие этот рубеж, отождествляют себя со взрослыми и, соответственно, ориентируются на взрослые (точнее, на "общие") ресурсы.

Понятное дело, что большинство школьников младшего и старшего возраста не ограничиваются специализированным виртуальным пространством и посещают самые разные сайты; так что границы детской виртуальной страны оказываются очень нечеткими. Среди причин сего - не только естественный интерес к запретному плоду, но и психологическая акселерация, зачастую не позволяющая точно ответить, на какую возрастную группу рассчитан данный ресурс. Почему-то ситуация посещения ребенком "взрослого" сайта всегда интерпретируется в сугубо негативном плане, хотя и кулинарные порталы, и клубы любителей (точнее, любительниц) бразильских телесериалов, и странички поклонников автогонок на детскую аудиторию вроде бы не рассчитаны - а меж тем ознакомление с их содержанием никакого вреда неокрепшей психике не нанесет. Но это так, замечание в сторону.

Наиболее "экзотический" для взрослого человека участок детского Интернета предназначен для крох, которые не всегда умеют толком говорить: самый ранний возраст, на который рассчитаны некоторые детские сайты, составляет 3 года. Ясное дело, что за компьютер малышей усаживают родители, одержимые желанием приобщить свое чадо к последним достижениям прогресса. Но ничего особо нового по сравнению с детсадовской программой детский Рунет предложить им не в состоянии. Немногочисленные сайты для крошек построены на набившем оскомину соединении приятного с полезным. Это разного рода полезные развлечения и безвредные удовольствия.

Сюда относятся, к примеру, раскраски, такие как knBrush - детская универсальная раскраска или "Интернет-студия Александра Бабушкина"; универсальные образовательно-развлекательные порталы для детей, самым известным из которых является Vkids.ru - проект компании "Кирилл и Мефодий" (помимо онлайн-игр там есть познавательные разделы: "Учись с 3 лет"); и просто игры, например "Мини-игры на любой вкус". Если ваш малыш любит слушать сказки, а у вас нет времени (или способностей) их рассказывать, на помощь придет сайт "Детская сказка. mp3".

Малочисленность интернет-ресурсов, рассчитанных на дошкольников, вполне гармонирует с краткостью времени, которое крохе позволено проводить за компьютером - не больше 15-30 минут в день. С ростом юного пользователя начинает расти и количество предназначенных для него сайтов. Пороговым возрастом тут являются, конечно, 6-7 лет - начало школьного отрезка биографии. Именно на школьников рассчитано подавляющее большинство детских ресурсов, а поскольку жизнь нормального ребенка состоит из учебы и развлечений, его виртуальный мир делится по тому же принципу.

В идеале в раздел "Учеба" должны входить интернет-ресурсы, помогающие школьнику при выполнении домашних заданий, закреплении выученного на уроке материала и самостоятельном освоении новых тем. Такие ресурсы действительно есть - например известный портал "Грамота.ру" или универсальные справочники вроде "Универсальной энциклопедии Кирилла и Мефодия", "Коллекции энциклопедий на Яндексе" (где меня лично привел в восторг "Интернетско-русский разговорник") или сайта тематических толковых словарей "Глоссарий.ru", но не они там правят бал. Среднестатистический школьник обращается к Интернету не затем, чтобы найти нужную для сочинения (выполнения домашнего задания/ написания реферата etc) информацию, а затем, чтобы найти там искомое сочинение (домашнее задание/ реферат) в готовом виде.

Школьная трагикомедия нашего времени, кошмар учителей и спасение двоечников - онлайн-коллекции рефератов, сочинений и шпаргалок ("Банк рефератов", AllSoch.ru и прочие клоны), разросшиеся буйным цветом в детском виртуальном пространстве, - представляют большую часть учебного сегмента Сети. Неутомимая борьба учителей с этими чудовищами больше всего напоминает сказочное сражение богатыря с огнедышащим стоглавым змием - головы-то меч-кладенец срубал, но на их месте тут же вырастали новые. Стоит утомленному непрерывным напряжением сознанию учителя-словесника придумать совершенно оригинальную тему для сочинения и, втайне ликуя, предложить ее своим интернетизированным питомцам, как на десятках специализированных форумов появляются короткие деловые объявления: "Cрочно куплю сочинение на тему "Буддистские мотивы в позднем творчестве Пушкина". Через три дня сочинение уже в почтовом ящике наиболее удачливых искателей - и пятерка обеспечена, а все усилия педагога в очередной раз идут насмарку. Как говорил один нехороший персонаж старой кинокомедии: "Обидна, слушай!" Единственное, чем могут утешить себя педагоги, так это сознанием того, что их коллегам в вузах приходится еще тяжелее, т.к. число подключенных к Сети студентов намного превышает число школьников.

Что еще есть в разделе "Учеба", кроме коллекций рефератов, справочных порталов и энциклопедий? Библиотеки и, разумеется, веб-странички школ - от лицея # 1 г. Черновцы до новозеландского Краун колледжа. Последние, к слову, являют собой на редкость однообразное зрелище: школьный альбом остается школьным альбомом и в Сети. Фотографии учителей и учеников, история школы, рассказ об изучаемых дисциплинах и тех, кто их преподает, биографии выпускников и прочие сведения, представляющие интерес для довольно узкого круга, - вот типичное содержание типичной школьной веб-странички.

Впрочем, на веб-страничку своей школы среднестатистический школьник заглядывает два или три раза за всю жизнь, и то чтобы поприкалываться. К источникам мудрости в виде онлайн-энциклопедий и коллекций сочинений он припадает по необходимости - один-два раза в неделю; а ежедневный его веб-серфинг пролегает по совсем другим маршрутам, на что есть две веские причины. Во-первых, учебой и связанными с нею хлопотами нормальный ребенок слишком пресыщен в реале, чтобы искать дополнительной нагрузки в виртуальном мире. А во-вторых, помнится, еще Аркадию Аверченко удалось найти только одного ребенка, обнаруживавшего непрерывный и неподдельный интерес к наукам, да и тот был в виде куклы,все время погруженной в чтение огромной, не по росту книжки.

Нормальный ребенок идет в Сеть, чтобы развлекаться. И не стоит торопиться с осуждением, потому что подавляющее большинство взрослых направляется туда с той же целью. К тому же если для взрослого игра - это кратковременная разрядка или способ забыться, то играющий ребенок являет собою самое естественное зрелище.

Если вы думаете, что развлекательная часть детского Интернета в общих чертах копирует развлекательную часть Интернета "взрослого", то вы совершенно правы.

Туда входят: универсальные порталы (например "Teenclub.ru - Правильный портал для подростков", "Милашка" или "ДевЧУШник"); тематические порталы и сайты - прежде всего игровые; развлекательные СМИ; персональные веб-странички; библиотеки (среди которых отдельно стоит выделить сайты сказок - "Лукошко сказок", сказки для детей в библиотеке Мошкова и просто "Сказки"), сайты, посвященные различным хобби, и прочая чепуха.

Описать все это разнообразие (неизбежно оборачивающееся однообразием) очень просто, ибо сами ресурсы сложностью не отличаются.

По содержанию интернет-издания для детей аналогичны бумажным: просто развлекательные, наподобие газеты для школьников "Веселая переменка", "Почитай-ка", "Дошколенок"; совмещающие развлекательную и воспитательную функции, например детский журнал "Зернышко", считающий своей целью не только развлечение, но и воспитание детей в христианских традициях; специализированные, такие как детская онлайн-версия журнала "Балет" Студии "Антре" - о всех видах танца: классическом, народном, спортивном, современном, степе.

Универсальные порталы, в частности ориентированные на аудиторию с бантиками, трогательно подражают женским порталам: там тоже есть разделы про любовь, моду и новости шоу-бизнеса, только все это напоминает шекспировскую драму в исполнении лилипутов, а вместо теста "Насколько вы сексуально совместимы со своим партнером" предлагается выяснить, "На какую собаку ты похожа?". Иногда, правда, авторы порталов вспоминают о сокрушительной поступи акселерации, и на девчоночьем портале "ДевЧУШник" мы среди прочих разделов находим "Беременность" и "Ваш ребенок" (?).

Непрерывно размножающиеся игровые порталы для детей ("Крестики-нолики", Playroom) ничем, кроме уровня сложности игр, не отличаются от игровых порталов, рассчитанных на взрослых. Впрочем, компьютерные игры являют собой лишь одну из разновидностей главного занятия детства - бесконечной Игры.

Дети играют в Сети в веб-мастеров, создавая свои смешные и трогательные "хомячки" (например "Сайтик Маши Скоковой"; в Гарри Поттера, всемирная любовь к которому захлестнула и Сеть, где имеется "Информационный сайт о Гарри Поттере и его друзьях "Поттеромания"" и "Клуб Гарри Поттера"; в Барби; они разгадывают детские кроссворды и обмениваются впечатлениями в детском чате. Чат, кстати, работает с 9 до 21 часа. А вообще нет лучшего способа проникнуть во внутренний мир современного ребенка, чем проанализировать представленные в веб-пространстве детские хобби. Ну, с кумирами все понятно - куда без них в 12 лет: тут и "Фан-клуб Аврил Лавин", и Avril Lavigne online, и "Фан-клуб Кристины Агилеры", сайт о Наталье Орейро, Britney Superstar.com и прочие радости. Но то, чем занимаются некоторые дети в Сети, честное слово, не укладывается ни в трезвой, ни в хмельной взрослой голове. Вам, например, приходило на ум обмениваться с помощью Интернета фигурками из "Чупа-Чупсов"? Вот видите. А как насчет викторины о Симпсонах (проверить свои знания о мультяшной семейке можно на портале "Симпсономания")? Вы даже не знаете, кто это? В таком случае вашему ребенку пора жаловаться на вас виртуальным защитникам прав детей.

И все-таки детский, сугубо детский Интернет - это прелесть! Только там случаются чудеса, там можно написать письмо Деду Морозу или побывать в стране, где живут киндерсюпризы. Не верите? Посетите "Службу Деда Мороза", "Избушку Снегурочки" или "Страну Киндерино". Или зайдите в гости к Винни Пуху, у которого теперь есть свой сайт "Пухова опушка". Вы знаете, как правильно есть мед? Нет? Вот и научитесь. А заодно вспомните свои одиннадцать лет.

Детский Интернет позволяет детям быть собой, а не такими, какими их бы хотели видеть мы. И, как видим, вопреки опасениям, технический прогресс не так уж сильно изменил сознание ребенка: по-прежнему мальчишки интересуются машинами, а девчонки гадают на кавалеров. Это касается детей всех континентов и всех цветов кожи: к примеру, исследование, проведенное в Канаде среди 6 тыс. детей в возрасте от шести до 17 лет, показало, что дети "относят образовательный аспект Интернета на последний план. Главное для них - возможность скачать или послушать музыку, воспользоваться электронной почтой, развлечься. Больше трети детей заходят в Интернет, чтобы пообщаться и завести новых знакомых, причем 15% из них утверждают, что, познакомившись в Интернете, они затем переносят эти знакомства "в реал".

Короче, напрашивается вывод: цивилизация дала детям еще одну забаву, которой они активно пользуются. Что ж, на здоровье: наигравшись в детстве, племя младое, незнакомое - когда вырастет - будет видеть в Интернете необходимый рабочий инструмент и сумеет им правильно пользоваться. Родителям же остается помнить, что проблемы в семье начинаются не с чрезмерного увлечения ребенка Интернетом, а с утраты взаимопонимания и доверия, и поменьше волноваться, ибо, как показывают последние исследования, дети знают об Интернете и его опасностях не меньше взрослых.

Пока взрослые переживали и ахали, подросло поколение, которое "в стенах родного дома чувствует себя настоящими веб-экспертами, поскольку ни их родители, ни тем более дедушки и бабушки не обладают и толикой тех знаний об Интернете, которые уже имеются в головах наших детей". Этого, впрочем, следовало ожидать. Неожиданным оказался другой факт: как показывают исследования, "большинство детей, даже весьма маленького возраста, прекрасно представляют себе все интернет-опасности, исходящие от разного рода сексуальных маньяков, и в основном пресекают все попытки таких "выродков" на корню".

Как видим, родители имеют ровно столько же оснований переживать за своих детей, сколько и дети - за родителей, что, в свою очередь, подтверждает правоту либеральных педагогических теорий: не стоит скрывать от ребенка свои проблемы и вообще ограждать его от жизни. Действительно, если вы заблудитесь в процессе веб-серфинга, окажетесь в сложной ситуации или не сумеете справиться с той или иной программой, чистосердечно сознайтесь в этом сыну или дочери. Скорее всего, вам помогут или дадут дельный совет. Ну а если вы очень попросите своих детей, вам расскажут, где можно найти самые свежие новости, какой бесплатный почтовик предоставляет самый большой объем ящика и на какие сайты решительно не стоит ходить, потому что они - не для приличных людей.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Татьяна Данилова, Невод и т.д. Выпуск 177 /30.03/
Результаты матча евробюрократов против Microsoft, свободу культуре, блокировать ли вражеские ресурсы, русская почта Yahoo, искусственный разум к 1 апреля, пиринговый заговор, как в Google поймали шантажиста.
Джейн Остен Доу (Jane Austen Doe), Признания писателя-середнячка /29.03/
Сегодняшний писатель лишился шанса быть узнанным публикой, - шанса, который был у Джейн Остен. Книгоиздательство все больше напоминает Голливуд своей ставкой на блокбастеры, и лишь немногие замечают, что профессии писателя грозит исчезновение, замечает писательница, скрывшаяся под именем Джейн Остен Доу, личный опыт которой доказывает: писательством сегодня не прокормиться.
Татьяна Данилова, Невод и т.д. Выпуск 176 /22.03/
Линия разлома и "Война миров", дефицит имен, ICANN обретает прыткость, шерифы против пиратов, тест Тьюринга пройден в ходе охоты на педофилов, собачьи свадьбы по инициативе масс.
Против алчности и дефицита: смена архетипов /21.03/
Архитектор европейской валютной системы Бернар Льетер считает, что современная денежная система утеряла связь с реальной экономикой, обратилась в кибер-казино и стоит на пороге краха. Выход он видит в том, чтобы объединить аппаратную основу технологий изобилия с программной начинкой смены архетипов и, не дожидаясь экономического катаклизма, сознательно завести такие деньги, которые бы работали на благо общества.
Елена Кандыбина, Спам как свобода информации /22.03/
Действующее законодательство делает борьбу со спамом в большей степени "войной технологий", когда предотвращение получения нежелательных сообщений решается только как техническая задача. Достаточно уверенно правовые пути борьбы со спамом могут использоваться только в отношении тех компаний, которые признают себя инициаторами рассылки. Пример - ставший притчей во языцех "Центр Американского Английского языка".
предыдущая в начало следующая
Елена Шерман
Елена
ШЕРМАН

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Сеть' на Subscribe.ru