Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
Тема: Искусство и действительность / Обзоры / Театр < Вы здесь
Кто же поставил "Взрослую дочь молодого человека"?
Дата публикации:  27 Июня 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Некоторое время тому назад вышла в Москве книжка Иосифа Райхельгауза "Не верю". Не вдаваясь в подробности книги (где есть место, на мой взгляд, замечательным с точки зрения именно литературы главам, посвященным, например, одесскому детству автора), остановимся на истории одного спектакля. Для автора, режиссера Иосифа Райхельгауза, история "Взрослой дочери молодого человека" - действительно болезненная, не отпускающая, своего рода - незаживающая рана. Со слов Райхельгауза мне приходилось слышать эту историю и прежде, до выхода книги и, не скрою, в его изложении она выглядит правдоподобно: то есть я верю, что именно Райхельгауз распределил актеров так, как потом они и сыграли свои роли в спектакле Анатолия Васильева. Верю, что начал репетировать, что показал прогон и т.д.

А потом - заболел, потом его уволили из театра, потом спектакль выпускал Анатолий Васильев, и на афише осталось одно только имя Васильева, а имени Райхельгауза "не осталось". В театре так бывает, тем более что последующие театральные события как бы лишь подтверждают авторство Васильева, который и развивает тогда уже найденные принципы "игрового театра".

Почти одновременно с выходом книги в эфире канала "Культура" Анатолий Васильев фактически опроверг все написанное. Даже нельзя сказать, что Васильев совершенно опроверг версию Райхельгауза. Нет, Анатолий Александрович не спорил, что Иосиф Леонидович начинал репетиции, да, так и было, но, Иосиф, - как бы уговаривал Васильев отсутствовавшего "по сю сторону" кадра и студии своего бывшего сокурсника и соратника, - ты же помнишь, как было на самом деле... И дальше выходило, что было все не совсем так. А как-то иначе. Как? Я так и не понял, признаюсь.

Другие комментарии так и не появились, хотя сама история представляется интересной - не в смысле скандальности, а для театральной истории уже в широком смысле, театральной истории как, с позволения сказать, науки. А ведь участников спектакля было не двое - Райхельгауз и Васильев, - их было больше. Но актеры не спешат высказаться. И вот интервью Альберта Филозова, вышедшее в "Известиях" и приуроченное к 65-летию замечательного актера, опять-таки ничего не проясняет. Разговор вроде бы вышел коротким и ни к чему не обязывающим, вроде бы "проходным", но Филозов много говорит о Васильеве, возвращается к нему в своих ответах, причем говорит не только о своей работе с режиссером: "Не знаю, что бы было со мною, не попади мы, группа молодых актеров, в руки режиссера Анатолия Васильева...

Помните "Соло для часов с боем", в постановке А.Васильева со старыми мхатовцами - эталон русского психологического театра. Этот театр почти столетие шел вверх-вверх, и вдруг - стал не нужен"... Завершается разговор воспоминанием о "Серсо": "Когда мы играли "Серсо", понимали: делаем что-то близкое к тому, что делает с человеком церковь".

Не сомневаюсь, что и Райхельгауз, и Васильев в сложившемся "противостоянии" ждали какой-то определенности, конкретности именно в упоминании "Взрослой дочери...". Но "Взрослую дочь...", снятую на телевидении в 1990-м и, кажется, многое определившую в судьбе Филозова, актер не вспоминает.

Актер, как и любой человек, конечно, имеет право на забывчивость. А мы, в свою очередь, имеем право на вопрос: это - случайное умолчание или нежелание участвовать в споре?


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Искусство и действительность' (архив темы):
Валентина Тоцкая, Новые русские пристрастия /26.06/
Шокировать общественность каратами и гаремами стало не модно года два назад. К власти пришел Путин. И купеческий разгул, столь популярный во времена его предшественника, как-то поутих.
Алексей Зензинов, Не на том боку /24.06/
На Василь Васильича куда ни нажми - зазвенит, задребезжит, запищит на всю округу. Розанов - как охранная сигнализация; любую попытку взломать сознание русского обывателя он обнаружит. Иногда страшно его читать.
Марина Юрченко, Поэт и толпа /20.06/
В одной из пьес Шварца есть персонаж - заслуженный Охотник, который давно не охотится из боязни промахнуться и уронить свое реноме. Анатолий Васильев после долгой паузы решился вновь выстрелить в зверя. И промахнулся. Что дальше?
Владимир Забалуев, Алексей Зензинов, Дано ли нам предугадать /20.06/
Начав осторожнее относиться к словам, человек пишущий становится похож на практикующего медика, который никак не может определить диагноз, мямлит и мнется, лишь бы не брать на себя ответственность за ту или иную формулировку. Не отсюда ли столь любимое творческой интеллигенцией студнеобразное "как бы"
Григорий Заславский
Григорий
ЗАСЛАВСКИЙ
zaslavski@mail.ru
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы:





Рассылка раздела 'Театр' на Subscribe.ru