Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Музыка < Вы здесь
Культурные технологии
Дата публикации:  6 Декабря 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Прямой и незамысловатый вопрос "С кем вы, мастера культуры?" остался в своем времени. Ныне отношения творцов искусства и политиков многократно сложнее: одни зачастую стесняются откровенно поддерживать рвущихся к власти - "продаваться", другие смекнули, что примитивная агитация далеко не всегда эффективна. Вот и появляются, наряду с традиционными уже концертами-митингами, плакатами и проникновенными телевизионными роликами, новые формы сосуществования искусства и политики.

Театр и кинематограф ответили на вызов времени целым рядом спектаклей и фильмов на тему выборов и политической борьбы вообще - с той или иной степенью прозрачности намеков и очевидности прототипов. Взыскательной аудитории предлагается спектакль "Нового драматического театра" "Профессионалы победы" (постановщик - Вячеслав Долгачев, автор пьесы - Александр Гельман). Массовому зрителю адресован "День выборов" - творение комического театра "Квартет И", при участии Михаила Козырева ("Наше радио", радио "Ультра"), Василия Уткина и Алексея Кортнева, а так же выступивших в роли самих себя известных телеведущих. Сдобренный всенародным любимцем и народным избранником Василием Шандыбиным, такой состав участников обеспечивает интерес публики и еще усиливает предвыборный зуд - а то ведь многие, поди ж ты, и забыли, что скоро выборы, решив, что и так все ясно. Сами участники и постановщики спектакля отрицают какую бы то ни было связь ноябрьской премьеры с декабрьскими выборами.

Алексей Кортнев: "Категорически не считаю, что искусство - за редким исключением - как-то влияет на реальную жизнь. "День выборов" - это просто комедия. Речь не идет о какой-то политической агитации или призыве всем идти на выборы. Комедия строится на том, что политические выборы делаются только для того, чтобы заработать побольше бабок, как оно, наверное, и есть процентов на 90".

Так-то оно так, но очень уж провокативно выглядит премьера спектакля под названием "День выборов" за несколько недель до настоящего дня всеобщего гражданского волеизъявления. Есть в разговорном русском языке хорошее выражение - "капать на мозги". Именно так - исподволь, по капле, вживляется в избирательский мозг идея важности предстоящего события. Не хотелось бы тут увлечься конспирологией, да и едва ли все действительно тонко просчитано - скорее здесь просто действует принцип яйца и курицы: непонятно, что было раньше - всеобщая зацикленность на идее выборов или появления специального, "предвыборного" искусства. Во всяком случае, мне непонятно.

Настоящей звездой такого искусства и, более того, создателем особого жанра стал питерский музыкант, звукорежиссер и продюсер Алексей Вишня. Публикации в газетах, сюжеты в телепрограммах и растущая сетевая слава пришли к нему благодаря проекту "Полит.Техно". Определение явлению сам автор дал абсолютно четко: "Полит.Техно - новое направление в жанре политической сатиры. Основой для композиций служат яркие реплики известных политиков, культовых героев нашего времени, положенные на музыку. Взаимодействие гармонии и текста рождает эмоции, а знаки препинания, растворяясь в череде ритмических звуков и пауз, усиливают эффект. Это не документальное отражение событий - все высказывания политиков заранее и открыто фальсифицируются, путем перестановки мест слагаемых. Однако тон выражения мыслей и темы, которые они поднимают, могут служить летописью, эмоциональным отражением того, что происходит у меня в телевизоре. Полит.Техно - это новый инструмент политических технологий, применимый для умножения электорального рейтинга". Ни прибавить, ни убавить.

Сейчас диск "Полит.Техно. Виагра для Путина" распространяется с растущей скоростью по просторам нашей родины, становясь доступным даже тем, у кого нет возможности скачать треки с голосами Путина, Жириновского, Хакамады и пр. в Интернете. И это объяснимо. Как во все времена пользовались успехом анекдоты о государственных деятелях, так и этот проект неизбежно завоевал популярность благодаря эксплуатации подлинных голосов и реально имевших место высказываний нынешних политиков.

Но вопрос в том, насколько реально "Полит.Техно" может быть "инструментом политических технологий" - есть подозрение, что большая часть слушателей этих записей вполне определившиеся со своими политическими симпатиями люди. Здесь мнение автора проекта диаметрально расходится со взглядом участника "Дня выборов" на взаимоотношения искусства и действительности.

Алексей Вишня: "Безусловно, моя деятельность влияет на реальную ситуацию: когда политики разрабатывают свои кампании, они должны фиксировать каждую мелочь! Жест - неправильный жест - и тот способен отнять голоса, или наоборот правильный жест или поступок могут все изменить в лучшую сторону".

Русский Журнал: Однако о прямой агитации речь не идет?

А.В.: Никакой агитации. Да и сатиры тоже, в общем-то, никакой. Надо же было как-то позиционировать жанр. Мы просто показали: вот можно так. А можно и так. Ах, вы так - ну тогда мы вот так. Мы независимы в самом прямом смысле и ни за кого не агитируем! При этом кому ни покажу диск, кто ни послушает - все однозначно считают, что заплатили мне и Жириновский, и Хакамада. Но вообще Жирик имеет позицию более близкую к общенародной, почему-то он мне более симпатичен. Сам бы я с удовольствием агитировал за Хакамаду, потому что если она не пройдет, мне некого будет записывать следующие четыре года. Сам я проголосую за Райкова и выкраду листок, повешу на стену, чтобы все мои друзья и гости смогли видеть, за кого я проголосовал.

РЖ: Что Райков - политик будущего - это давно многим известно. Вопрос в том, не было ли со стороны какого-нибудь политика настоящего публичного возмущения вашей деятельностью, порочащей будто бы пресловутые честь и достоинство?

А.В.: Нет, не было - предпочитают не замечать. Это не получило еще по-настоящему массового распространения - раз, журналисты опасаются задавать вопросы на пресс-конференциях - это два.

Да и зачем им это? Любой из моих героев в два счета сможет найти меня и направить свое участие в "Полит.Техно" в то русло, в которое захочет. А раз таких поползновений не было - значит, это им нравится и все нормально. Им абсолютно все равно, в каком разрезе я их представлю. Сам факт участия уже достаточен".

РЖ: И еще один вопрос - из серии "что бы было, если бы..." Помните, в "Бойцовском клубе" разговор героев Брэда Питта и Эдварда Нортона - кто с кем бы хотел подраться. Так вот, кого бы из политиков - живых ли, нет ли - хотели бы вы записать для своего проекта?

А.В.: "Мотивацией моей деятельности служат яркий голос, здравые мысли и хорошая дикция. Любой политик, если он хороший оратор, по умолчанию станет звездой политтехно, независимо от того, какие политические идеи он продвигает. Если он не будет гомосексуалистом, шовинистом, не будет пропагандировать пьянство и заслужит мою личную любовь - я буду его резать и кромсать так, чтобы его полюбили сначала мои друзья, а потом все остальные".

Вот так - без лишнего пафоса и лишних принципов взрастает новый жанр политического искусства. Как он будет развиваться - пока непонятно. Но спрос будет, точно будет. Услышал анекдот - хочется услышать новый. Агитплакаты 20-х годов тоже казались сиюминутными, как и комиксы Бидструпа. А теперь - классика жанра, чуть ли не канонические произведения искусства. Qui vivra - verra.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Дмитрий Бирюков, Религиозно-социологическое учение Бориса Гребенщикова /01.12/
Чтобы не поэты да художники шли в дворники и сторожа, так и оставаясь непонятыми и непризнанными, а дворники и сторожа, вкупе с рабочими, крестьянами, домохозяйками и представителями других уважаемых профессий, становились поэтами и художниками.
Илья Овчинников, Контрасты и созвучия "Московской осени" /30.11/
В рамках XXV фестиваля современной музыки "Московская осень" прозвучало 50 программ. Любой вечер приносил как минимум одно новое произведение, которое после концерта хотелось услышать вновь. "Осень" напомнила, что современная музыка стремится к максимальной сжатости времени, инструментального состава и выразительных средств.
Илья Овчинников, Бас-гитара, виолончель и дверной звонок /27.11/
В Москве одновременно проходит ряд музыкальных форумов, а фоном им служат абонементные концерты. Одно из выступлений БСО удачным образом совпало с фестивалем памяти Олега Кагана: в обеих программах звучали Шостакович и Шнитке. Благодаря блистательной игре Наталии Гутман каждый концерт кагановского фестиваля стал событием.
Анна Немзер, Театральные мотивы /21.11/
Начался Первый Московский международный фестиваль театра звука. Невозможно предугадать, насколько удачным окажется воплощение интереснейших замыслов. Идея синтеза искусств, прямо скажем, не нова; но опыт показывает, что решительная ломка границ жанра не всегда приходится публике по вкусу.
Александр Бакши, Я чувствую себя вирусом /21.11/
Интервью. Зацикленность на языке искусства, эстетизм, башня из слоновой кости - это то, что мне глубоко чуждо. Искусство - форма коммуникации между людьми, оно само по себе быть не может. Это послание от человека к человеку, это попытка услышать, чем живет сегодняшний мир, и сформулировать.
предыдущая в начало следующая
Андрей Пресс
Андрей
ПРЕСС

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Музыка' на Subscribe.ru