Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Text only < Вы здесь
Тинто Брасс против Нагисы Осимы
Дата публикации:  21 Июля 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Нагиса Осима "Нарушая правила" Тинто Брасса и "Табу" Нагисы Осимы - два фильма из программы Московского фестиваля, не посмотреть которые - грех.

Помимо переклички в названиях и равнозначную скандальность фамилий обоих режиссеров, эти два абсолютно противоположные друг другу фильма роднит еще и то, что моралиста Осиму и гедониста Брасса у нас традиционно любят, причем примерно за одно и тоже. Любят за принадлежность к табуированнному "неправильному" кино и убойные сексуальные сцены. Потому "Империю страсти" и "Паприку" у нас обычно ставят на одну полочку - ту, которая высоко, чтоб дети не дотянулись. Осима, узнай он о таком соседстве, вероятно, вспорол бы себе живот. Тинто Брасс отреагировал бы спокойней, поскольку вряд ли знает, кто такой Осима.

Фильм Брасса, показали на ночном спецпрогоне "для своих" в "Пушкинском", и он вряд ли пойдет у нас в легальном прокате (что не повод для печали: пираты выпустят его самое большое - через полгода). Осиму включили в самую престижную и снобистскую из фестивальных программ "8 1/2", он уже приобретен для проката и будет идти в кинотеатре "35 миллиметров", который совместными стараниями Сэма Клебанова и прокатной фирмы "Central Partnership" недавно превратился в первый в стране специализированный артхаузный кинозал.

О том, что в "Табу" Осимы речь идет о самураях-содомитах, все и так уже знают. Время и место действия - военный гарнизон, период очередного передела собственности между самурайскими кланами. В гарнизоне появляется красивый мальчик из обедневшей аристократической семьи, в которого сходу влюбляется половина личного состава. Сперва командование глядит на это дело сквозь пальцы, но когда претендующих на мальчика буси кто-то начинает рубить в капусту, самурайский замполит Такеши Китано получает задание нормализовать моральный климат в полку. Получается такое "Имя розы" на японский манер: мутное небо, пелена дождя, одноэтажные домики, хищная тень за ширмой и удивленные глаза человека, которого только что разрубили пополам "методом монашеского плаща" (наискось от правого плеча, до левого бедра). Такеши Китано, харизматически чешет репу, и думает: "А может мальчика к гейшам свести?" К гейшам его сведут, но это не поможет.

На самом деле содомиты тут совсем не при чем. Осима в очередной раз на высочайшем художественном уровне толкает в массы свои более чем странные идейно-философские установки. Если в "Империи страсти" он на пальцах доказывал, что любовь есть тлен, разложение и погибель, то "Табу" продвигает сходную мысль: "Главное зло - в красоте". Недаром замполит Китано, весь фильм такой спокойный и уравновешенный, перед самыми титрами сатанеет и с проклятием сносит мечом тоненькую цветущую сакуру. Посыл этого финального кадра вполне ясен и однозначен: красоту надо рубить саблей, а иначе - тлен, погибель, далее везде.

Тинто Брасс На фоне безысходного манихейства Осимы фильм Брасса - сущая награда: долгожданный отдых глазам, мозгам и всему прочему. Брасс, как известно, любит ездить в Россию и регулярно набирает тут девиц для своих опусов: девочки у нас не хуже итальянских и на порядок дешевле. В "Нарушая правила" главную роль сыграла порномодель Юля Марчук: невероятная девушка с силиконовым бюстом, итальянской мимикой и волшебным киевским "гэ". В лице у нее наблюдается некая, присущая исключительно порноактрисам, окаменелость, но это не беда - в кадре оно появляется не так часто: камера, все время сползает на задницу, которая, наверно, тоже силиконовая, но на вид вполне ничего. Тинто Брасс, который самолично привез фильм в Москву и четыре дня кряду веселил фестивальную публику своими карикатурными порномагнатскими ухватками, объясняет такой ракурс тем, что задницы, по его убеждению, существенно правдивей лиц. В независимости от того, как относиться к этому утверждению, непритязательный фильм Брасса можно смело рекомендовать в качестве противоядия против эстетской отравы Осимы. Потому как только качественная здоровая порнография лечит интеллектуальный сплин, замешанный на сексуальных комплексах.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Михаил Фихтенгольц, Национальные традиции юбилейных празднеств /18.07/
Год 2000 на удивление беден юбилеями: 250-летие со дня кончины И.С.Баха, юбилеи Курта Вайля (100-летие со дня рождения, 50-летие со дня смерти), 50-летие со дня смерти Николая Мясковского, 25-летие со дня смерти Шостаковича, 160 лет со дня рождения П.И.Чайковского. У нас что ни юбилей - то повальная истерия. Почему-то вспоминается фраза из заметки Дуни Смирновой в покойном журнале "Столица": "Русская соборность живет и побеждает. Если рахит - то у всех".
Ольга Баринова, "Аида" на Бродвее /30.06/
К искусству я отношусь в основном спокойно. Полагаю, что есть какая-то классическая опера про Аиду - то ли Верди, то ли кого-то в этом роде. А вчера я пережила потрясение. Я ходила смотреть мюзикл Элтона Джона "Аида". Я рыдала еще час после окончания - чисто от счастья по поводу того, каким великим, оказывается, еще бывает искусство.
предыдущая в начало следующая
Роман Волобуев
Роман
ВОЛОБУЕВ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Text only' на Subscribe.ru