Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Text only < Вы здесь
Верю - не верю!
Сорок самых влиятельных театральных критиков об итогах 2000 года

Дата публикации:  28 Декабря 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Уходящий век стал "веком кино" - считают кинокритики. Уходящий век стал "веком театра" - спорят с ними театроведы. За последние 100 лет были разрушены решительно все ходульные театральные каноны. Изменилось само отношение к пьесам и их авторам, театру, актерам. ХХ век успел восхититься самой правдивой системой Станиславского и вновь в ней разочароваться. А на первое место вышла фигура режиссера. В балете на смену пуантам пришла невиданная свобода. В опере после Федора Шаляпина и Марии Каллас стало стыдно просто петь, и театральные режиссеры потоком хлынули в самый синтетический вид искусства. Какое тут кино!

Об итогах заключительного года "века театра" высказываются сорок самых влиятельных московских критиков, которых мы просили назвать: 1) событие года, 2) персону года. Опрос составлен по алфавиту. Приглашаем всех принять участие в выборе лучшего спектакля и персоны 2000 года.

Лучший спектакль 2000 года

Одна абсолютно счастливая деревня
Семейное счастие
Борис Годунов
Горе от ума
Играем Шиллера
Макбет
Счастливый принц
Дочь фараона
Риголетто
Леди Макбет Мценского уезда
Другой спектакль

Театральная персона 2000 года

Петр Фоменко
Михаил Швыдкой
Олег Табаков
Эймунтас Някрошюс
Кама Гинкас
Деклан Доннеллан
Евгений Гришковец
Геннадий Рождественский
Майя Плисецкая
Дмитрий Черняков
Дмитрий Хворостовский
Николай Басков
Другая персона

Драматический театр

Марина Гаевская, независимый критик:

1. "Играем Шиллера", "Современник". Интересный синтез метафорической режиссуры Туминаса и психологически точной, эмоциональной игры актеров. Еще более неожиданная - Елизавета Марины Нееловой: величественная и безвольная, гордая и потерянная Женщина-Королева.

2. Петр Фоменко. Лидер талантливого и стабильно работающего коллектива. Автор новых сценических интерпретаций прозы - в частности, поэтической и многослойной повести Бориса Вахтина "Одна абсолютно счастливая деревня".

Петр Фоменко

Ольга Галахова, "Дом актера":

1. Год невосполнимых потерь. Ушли Софья Пилявская, Ангелина Степанова, Олег Ефремов. В истории МХАТа подведена черта. Исчезла возможность осуществить "рукопожатие истории" с теми, кто принял заветы основателей МХАТа из первых рук.

2. Петр Фоменко. Он оправдывает существование театра как высокого человеческого искусства.

Елена Губайдуллина, независимый критик:

1. Возвращение журнала Театр. От номера к номеру он становится все интереснее.

2. У каждого крупного фестиваля есть программа "in" и программа "off". Так и у театрального года. "In" - Петр Фоменко. "Оff"- не замеченный критикой Анатолий Ледуховский, поставивший в РАТИ "Паяцы" по опере Леонкавалло. Работа с непрофессиональными актерами - будущими сценографами - спровоцировала режиссера на неожиданные визуальные и пластические приемы.

Марина Давыдова, "Время новостей":

1-2. Единственная фигура, объединяющая две половинки года, - Петр Фоменко. Очень сильный спектакль "Одна абсолютно счастливая деревня". "Семейное счастие" - единственая премьера начала этого сезона, на которую я с удовольствием написала положительную рецензию. Фоменко обрел второе дыхание. Из гастрольных спектаклей на первом месте - "Полуночники" Жозефа Наджа.

Геннадий Демин, "Дом актера":

1-2. Год омрачен уходом ряда крупных работников театра: от Сергея Исаева и Аллы Балтер до Ангелины Степановой и Юлия Кагарлицкого. Не говоря уже об Олеге Николаевиче Ефремове. Светлым событием стала поэтичная и взвихренная "Счастливая деревня", а персоной - Петр Фоменко, создавший блаженно-горький шедевр. Призовые места - у Алексея Левинского, который вышел на сцену после многолетнего перерыва, и у Анатолия Ледуховского, чьи гротескно-зажигательные "Паяцы" нащупывают театральный язык нового века.

Роман Должанский, "Коммерсант":

1. "Одна абсолютно счастливая деревня" Петра Фоменко.

2. Евгений Гришковец.

Ольга Егошина, независимый критик:

1. Дилогия Фоменко - "Одна абсолютно счастливая деревня" и "Семейное счастие".

2. Театральный год - год Фоменко.

Марина Зайонц, "Алфавит":

1. "Макбет" Някрошюса на фестивале "Золотая маска".

2. Петр Фоменко выпустил два замечательных спектакля. После того, как все подумали, что силы его уже уходят, он показал, что еще неизвестно, у кого они уходят.

Григорий Заславский, "Независимая газета":

1. Конец эпохи Ефремова. Неразрывно связанное с этим начало новой эпохи для МХАТа - эпохи Табакова. Назначение Олега Табакова можно рассматривать в контексте новой государственной политики в области культуры, которую справедливо связывают с именами нового президента и нового министра культуры.

2. Олег Ефремов.

Кама Гинкас

Наталья Звенигородская, независимый критик:

1. "Одна абсолютно счастливая деревня".

2. Петр Фоменко.

Наталья Каминская, "Культура":

1. "Одна абсолютно счастливая деревня", исполнение Александром Калягиным роли Шейлока и "Контрабас" Константина Райкина.

2. Самая активная персона года - Олег Табаков. Сыграл две заметные роли - в спектаклях "На дне" и "Любовные письма", возглавил МХАТ. За резкие смены руководства звания персоны достоин министр культуры Михаил Швыдкой.

Алена Карась, независимый критик:

1. Гастроли французской труппы Жозефа Наджа.

2. Петр Фоменко.

Елена Ковальская, "Афиша":

1. Один из самых удачных сезонов. Все большие мастера - Фоменко, Любимов, Гинкас, Захаров - выпустили хорошие спектакли. Антреприза заявила о себе как о серьезном явлении. Появились четыре достойных спектакля - "Борис Годунов", "Старосветская любовь", "Зима", "Коллекция".

2. Евгений Гришковец. За год Гришковец продемонстрировал головокружительную эволюцию. Он появился перед нами с монологом, а в начале будущего года выйдет книга с его новой пьесой "Город" для пяти актеров и с иным чувством времени. Кажется, только Анатолий Васильев сможет адекватно поставить эту пьесу (вспоминается его "Взрослая дочь молодого человека"). Пьесу очень человеческую, требующую новой актерской игры. Хотя Васильев выпустил спектакль совершенно антагонистический театру Гришковца. Про "Моцарта и Сальери" Васильева через годы будут вспоминать так же, как сейчас вспоминают "Взрослую дочь" и "Серсо". Это не элитарное, а чистое, эталонное искусство.

Вера Максимова, "Век":

1. Не событие, а антисобытие - "Маскарад" Шамирова и Каплевича в театре им. К.С.Станиславского. И дело не только в скабрезностях на сцене, а в том, что шарлатанство и непрофессионализм на нашей сцене очень сильны.

2. Петр Фоменко. Но он никакая не персона, а просто - замечательный режиссер, видимо самый лучший сегодня. Сохранивший не только уровень великого русского театра, но и его высокий духовный смысл.

Виктория Никифорова, "Сегодня":

1."Горе от ума" в Малом театре. Самая громкая тенденция - резкое усиление авторитарности в управлении культурой. В "Сатире" сняли Плучека. А что творилось в Большом театре! Теперь Голутву, бывшего председателя Госкино, хотят назначить директором Мариинки.

2. Сергей Женовач.

Павел Руднев, независимый критик:

1. Возвращение на профессиональную сцену Сергея Женовача со спектаклем "Горе от ума" в Малом театре. Очередной триумф школы Петра Фоменко: "Одна абсолютно счастливая деревня" и "Семейное счастие" (режиссер Петр Фоменко, Театр "Мастерская Петра Фоменко), названный выше спектакль Сергея Женовача, "100 йен за услугу" Елены Невежиной в Театре п/р Олега Табакова.

2. Сергей Яшин, сумевший выровнить Театр имени Гоголя до планки, которую держат ведущие театры Москвы.

Мария Седых, "Общая газета":

1. "Счастливый принц" в МТЮЗе, "Одна абсолютно счастливая деревня", "Семейное счастие" в "Мастерской П.Фоменко".

2. Кама Гинкас и Петр Фоменко.

Глеб Ситковский, "Вечерний клуб":

1. Смерть Олега Николаевича Ефремова - событие, поставившее печальную точку в конце целой эпохи русского театра.

2. Мог бы назвать Петра Наумовича Фоменко, который выпустил два замечательных спектакля о счастье. Мог бы назвать Деклана Доннеллана, поставившего "Бориса Годунова", и Анатолия Васильева, поставившего "Моцарта и Сальери". Но от мастеров и так ожидались спектакли высокого уровня. А открытий новых персон в этом году не было.

Эймунтас Някрошюс

Александр Соколянский, независимый критик:

1. Почти не имеющий прецедентов уход Валентина Николаевича Плучека с поста художественного руководителя театра Сатиры на почетную должность. Почти - потому что 7 июля 1937 года (если верить некоторым источникам) точно так же, полудобровольно, Станиславский передал Художественный театр на чужое попечение.

2. В связи с этим персоной года логичнее всего было бы назвать министра культуры Михаила Швыдкого; однако же душа критика требует чего-нибудь художественного. И поэтому придется еще раз вспомнить у всех навязшее в зубах имя Евгения Гришковца, рядом нет никакого другого. Что касается Петра Фоменко, то он фигура не года, а десятилетия.

Алексей Филиппов, "Известия":

1. "Одна абсолютно счастливая деревня".

2. Персоны года, на мой взгляд, нет.

Ольга Фукс, "Вечерняя Москва":

1. "Одна абсолютно счастливая деревня".

2. Константин Райкин в "Контрабасе". Петр Фоменко, у которого сейчас творческий взлет. Кама Гинкас, автор спектакля "Счастливый принц".

Лариса Юсипова, "Ведомости":

1. Проект Театрального товарищества "814" - спектакль по пьесе Максима Курочкина "Кухня" в постановке Олега Меньшикова.

2. Максим Курочкин и Олег Меньшиков.

Елена Ямпольская, "Новые известия":

1. "Борис Годунов" Деклана Доннеллана.

2. Олег Табаков, возглавивший МХАТ.

Музыкальный театр

Мария Бабалова, "Новые известия":

1. Смена руководства в Большом театре. Из спектаклей - "Риголетто" с Дмитрием Хворостовским в "Новой опере".

2. Стать персоной года имел все шансы Геннадий Рождественский, но упустил эту возможность.

Екатерина Бирюкова, "Время новостей":

1. Перемены в Большом театре.

2. Иоганн Себастьян Бах.

Марина Багдасарян, "Эхо Москвы":

1. "Борис Годунов" Международной конфедерации театральных союзов. По-новому раскрылись актеры Ирина Гринева и Евгений Миронов. Гастроли труппы Жозева Наджа. Спектакль "Полуночники" опроверг мое убеждение в том, что проза Кафки не ложится на пластику. "Макбет", показанный на "Золотой маске".

2. Петр Фоменко, за один год сделавший два спектакля, один лучше другого. Щемящую "Деревню" и лирическое "Семейное счастие". В музыкальном театре - Дмитрий Бертман, поставивший в "Геликоне" "Леди Макбет Мценского уезда". Режиссер нашел баланс между целомудренным и недозволенным.

Анна Гордеева, "Общая газета":

1. "Дочь фараона" в Большом и вся история с ее отменой и возвращением. Спектакль постепенно набирает силу и меняется в лучшую сторону.

2. Однозначно назвать персоной года никого нельзя.

Лейла Гучмазова, "Балет":

1. "Дочь фараона" в Большом театре и вручение "Золотой маски" Татьяне Багановой. Награждение екатеринбургского хореографа - первый полноценный факт признания современного танца.

Лариса Долгачева, "Культура":

1. Перемены в Большом театре, еще не понятно к чему ведущие.

2. Михаил Швыдкой, который дал добро на все эти перемены. Оперный режиссер Дмитрий Черняков, обладающий масшабностью и оригинальностью мышления.

Вадим Журавлев, "Русский Журнал", "Ведомости":

1. Очень хочется, чтобы будоражившие весь год слухи о слиянии Большого и Мариинки воплотились в жизнь. Поскольку на Геннадия Рождественского пологаться не хочется. Любая его работа заканчивалась шумным скандалом и уходом маэстро. Энергии Гергиева запросто хватит на два театра.

2. Молодой оперный режиссер-сценограф Дмитрий Черняков. Благодаря таким людям русская опера наконец стряхнет груз школы Бориса Покровского. Антиперсона - Дмитрий Хворостовский, использовавший московскую публику для подготовки партии Риголетто. Причем, не слишком успешно.

Наталья Зимянина, "Вечерний клуб":

1. Возрождение оперы Шостаковича "Леди Макбет Мценского уезда" на сцене "Геликон-оперы" и смена руководства в Большом театре, которая пока неприятно тревожит.

2. Морис Бежар, Майя Плисецкая в номере "Ave Майя" на юбилейном вечере балерины; Николай Басков в восстановленном "Евгении Онегине" - театр в театре. Мария Александрова в партии Рамзеи ("Дочь фараона").

Наталья Колесова, независимый критик:

1. Показ в Москве Snow show Вячеслава Полунина.

2. Вячеслав Полунин.

Майя Крылова, "Независимая газета":

1. "Послеполуденный отдых фавна" Джерома Роббинса в Большом театре. Этот двенадцатиминутный шедевр стоит многих больших балетов. Потрясающая школа для артистов Большого, привыкших к одному репертуару. "Кармен" Матца Эка на юбилейном вечере Плисецкой. "Полуночники" Жозефа Наджа.

2. Майя Плисецкая. Над ее попытками продлить художественное долголетие много смеялись. Но она всех переиграла, и ее миф процветает по-прежнему.

Татьяна Кузнецова, "Коммерсант":

1. Гастрольный спектакль труппы Наджа. "Дочь фараона" - балет и полезен для труппы Большого, и приемлем как зрелище, и удачен как маркетинговый ход. Спектакль возрождает балетоманские традиции прошлого века, когда люди ходили на исполнителя, на вариацию, на акт.

2. Антиперсона года - Геннадий Рождественский как разрушитель московской стабильности. За два с половиной года балет Большого пришел к удовлетворительному состоянию и наметились перспективы. А сейчас нет не только реальных планов, но и сколько-нибудь внятных проектов. Рождественский, с его международной карьерой, - никакой не руководитель. А сейчас, когда близится закрытие основного здания, это может иметь катастрофические последствия.

Петр Поспелов, "Известия", "Эксперт":

2. Михаил Швыдкой - человек из правительства, который говорит на общем языке с любителями искусства, что уже немало.

Ярослав Седов, "Итоги":

1-2. Событиями в области культуры становятся не художественные открытия, а административные акции или успешные коммерческие проекты - это характерная черта последнего времени. Среди самых громких - переподчинение Большого театра, назначение Табакова на пост худрука МХАТа, смена ректора Московской консерватории и отставка Плучека. То же самое - с фигурой года. Приходится назвать Николая Баскова, несмотря на то, что в его появлении на публике нет никакого художественного события, а популярность обеспечена не талантом, а успешно сработанным механизмом раскрутки. Провал года - "Дочь фараона" в Большом театре.

Марина Тимашева, "Свобода":

1. "Одна абсолютно счастливая деревня", "Семейное счастие" в "Мастерской П.Фоменко", "Риголетто" в "Новой опере".

2. Петр Фоменко, Евгений Колобов.

Александр Фирер, "Вечерний клуб":

1. "Дочь фараона" в Большом.

2. Плисецкая в номере "Ave Майя" на ее юбилейном вечере.

Андрей Хрипин, "Независимая газета":

1. Приятен музыкальный уровень в "Новой опере" (спектакль "Гамлет" и дирижерская работа Дмитрия Волосникова). Но год был спокойным и нещедрым на откровения. Перманентное разочарование - прогрессирующая деградация Большого театра как художественного организма. Никак не вычистить эти "авгиевы конюшни". Со знаком минус - изуродованное "Похищение из сераля" Моцарта в "Геликоне" (режиссер - Алексей Парин).

2. Дмитрий Черняков - надежда оперной режиссуры. Анна Казакова в партии Катерины Измайловой ("Геликон") и многообещающая Елена Манистина - Дуэнья (Музыкальный театр им. К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко). Хороша музыкальная работа Дмитрия Хворостовского в "Риголетто" ("Новая опера").

Елена Черемных, "Коммерсант":

1. "Риголетто" с Дмитрием Хворостовским в главной роли. Неожиданная перемена амплуа Дмитрия Хворостовского от героев-любовников (типа моцартовского Дон Жуана) к драматическому образу Риголетто.

Наталья Шадрина, "Культура":

1. Смена власти в Большом театре - событие, которое произвело на нас всех очень сильное впечатление. Но до сих пор не понятно - со знаком "плюс" или со знаком "минус". Из драматических спектаклей понравился "Играем Шиллера" в "Современнике".

Подготовила Алена Зубова


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Гюляра Садых-заде, Деликатесы для интуристов /28.12/
Фестиваль "Площадь искусств". Юрий Темирканов - это "зимний" Валерий Гергиев. "Заслуга" еще исправна. "Обсоси гвоздочек".
Кирилл Ильющенко, Останкинская Фудзияма /28.12/
Фотовыставка Сергея Леонтьева. Телевышка как любимая девушка. Травинка, минарет или вертикаль, запутавшаяся среди горизонталей.
Лейла Гучмазова, Селекция /28.12/
Два фестиваля современного танца. Будущее в руках балетных "мастодонтов". Научная конференция под хвостами квадриги Аполлона. Без официоза и соглашательства.
Павел Руднев, Утомленные светилами /20.12/
Три месяца непрерывных шедевров. Театралы уже принимают "стойку суслика". Итальянцы летают над Кремлем. Полная "Кремерата", шаманы и индейцы русского Севера.
Вадим Журавлев, Бижутерия и высокорослые томаты /14.12/
Валерия Гергиева запустят в Большой театр. "Золотые маски" могут получить спектакли, которым суждено умереть. На Урале расцвели заморские танцевальные овощи.
предыдущая в начало следующая
Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Text only' на Subscribe.ru