Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Text only < Вы здесь
Тюмень - город женщин
Дата публикации:  25 Июня 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Понять многое в нашей жизни просто невозможно. Эфиры заполнены клонированными звездами, записываются десятки альбомов, жизнь бурлит и пенится, как бульон, но почему-то за надеждой, как и много лет назад, надо ехать за тысячи километров. Участниками прошлых Фестивалей "Сирин" были Инна Желанная и Юля Чичерина, "Ночные снайперы" и Ольга Арефьева, Умка и "Броневичок", "Рада и Терновник". Женский вокал доминирует в альтернативной поп-музыке. Очевидно, что идеологи фестиваля Ник Рок-н-Ролл и Сергей Гурьев уловили устойчивую тенденцию в развитии жанра. Казалось бы, "Сирин" должен стать крупнейшей датой рок-календаря. Но нет, организаторы не гонятся за внешним шумом, предпочитая беречь духовный уровень и настрой исполнителей. Именно напряженная атмосфера, нервное творческое веселье отличали фестиваль от столичных стадионных токовищ.

Фестиваль не был контркультурным событием. Состояние полупьяного братства и светлой вседозволенности теперь ассоциируется с ощущением детского счастья. Никому, даже перегулявшим, не приходили в голову провокации и антиобщественные деяния. Если только самую малость. Ну, например, радостно и первобытно поджечь что-нибудь в гостиничном номере. Чуть-чуть. Удивительно, но все действительно хотели как лучше. А вот увидели Тюмень разные люди очень по-разному, словно сквозь разноцветные стекла разбитого калейдоскопа. У одних перед глазами был залитый солнцем город и плакат "Тюмень - город курорт" (!). Другие пытались познавать мир по-даосски, не выходя из комнаты, в данном случае - буфета ДК "Нефтяник". Был еще вариант успевания всюду, но тогда жизнь сама превращалась в калейдоскоп. Путалась хронология, имена и названия наползали друг на друга. Но уж теперь-то можно спокойно оглянуться. Можно посмотреть на героев в их нынешнем, посттюменском состоянии. Итак, три дня творения музыки.

День первый

Анна Сафронова и А.Т.О.М. (Тюмень), "Карамболь" (Челябинск), "Охотники ZOO" (Зеленоград), Юлия Теуникова, Оксана Чушь и "Регулярные Части Авантюристов" (Москва).

Максимальное количество восторгов. Открывавшая фестиваль Анна Сафронова стала его главным открытием (ни дня без каламбура). Несколько недоделанный до идеала психоделический арт-фанк вызвал бурю радости. Юлю Теуникову я впервые видел выступавшей без группы - и был приятно поражен. Ее песни по действию приближаются к легкому наркотику с сокращенным сроком привыкания. Они находятся на стыке медитативного нью-джаза и акустического фанк-трипа и отлично звучат под гитару. Повторяющиеся ритмические структуры необычны, пение великолепно, разнообразие тембров явно доминирует над игрой интонаций. В Теуниковой есть что-то от Таниты Тикарам, но глубже, глубже... Проблема в том, что волшебное, с хрипотцой, дыхание Юлиных песен, подобных иногда бурчалкам и вопилкам бессмертного Винни-Пуха, упорно не влезает в примитивные аудио-форматы. Зафиксированные кое-как, они увядают. Их надо записывать в лучших студиях, на берегах теплых островов. Это вопрос совпадения правильного времени с правильными людьми.

Та же проблема крайне актуальна для Оксаны Чушь и РЧА, в этот вечер выступавших также в необычном - сокращенном - составе. И - успех успехов. Представлявшаяся этаким арт-попом эклектичная смесь вдруг оказалась вполне оригинальным диапазоном: от танго до почти блюза. РЧА в этот вечер завоевали столько симпатий, что их с лихвой хватит для начала серьезного взлета. Директор выступавших следом "Охотников ZOO", не смог пережить ситуацию и заявил, что становится директором РЧА! Шутил ли он - неизвестно.

День второй

"Дочь Монро и Кеннеди" (Санкт-Петербург), "Вруцелето" (Новоуральск), Юлия Тузова (Москва), "Веселые Картинки" (Москва).

Лиричная до беззащитности, словно все время вглядывающаяся в себя, Юля Тузова и игравшие хард-рок-стеб "Веселые Картинки" были более-менее ожидаемы. Те, кто их любят - хлопали, те, кто нет - гуляли. Много раз слышанная программа Светланы Чапуриной ("Дочь Монро и Кеннеди") вдруг пробрала резким скачком в сыгранности, подаче и напоре. Хотя казалось, куда уж напористей. Группа продолжает наигрывать новую ритм-секцию и звучит все увереннее. Мало кто в стране выглядит так же классно, мощно и бескомпромиссно. В Тюмени ДМиК уже воспринимались как звезды и хэдлайнеры. Никому не будет хуже, если они станут звездами и в Москве.

День третий

Юлия Зиганшина (Казань), Рита Лопухина и "Жмурки", "Лайда", Наталья Медведева и "NATO" (все - Москва)

Третий день по оценкам очевидцев стал самым спорным. Бесспорна была певшая романсы Юлия Зиганшина, насколько классная, настолько же в данном контексте и неуместная. Умный арт-рок "Жмурок" не потряс, а скорее оставил желание послушать их еще раз. А потом, может быть, и еще.

Выступление двух других групп спровоцировало самые сложные ощущения и наиболее полярные оценки. Образная и музыкальная структура песен "Лайды" непроста. Участники группы сами определяют свой стиль как психоделический неоакадемизм. Их циклы "Весна в Париже" и "Нижинский" совмещают ностальгическое мифотворчество с актуальной и умной нервностью. Эти песни требуют воплощения, близкого к идеальному, и вдумчивого, аккуратного восприятия. В условиях фестивальной суеты воспроизвести мультикультурную ауру, в которой создаются эти песни, невероятно трудно.

Закрывала фестиваль Наталья Медведева. Ее шоу построено на грани театрального эпатажа. Индустриальные пассажи гитариста Ганса и грация львицы перед обедом. Выворачивающая душу вокальная манерность и звездная кинематографичность исполнения. Для большой актрисы (вообразим, что Медведева - большая актриса!) это норма. Для взгляда со стороны выглядит жутковато. Часть народа просто вымело из зала, вторая (большая) часть осталась. Медведева, одетая в нечто длинное и прозрачное, выхаживала по сцене под гитарный рев, прогнувшись назад, будто неся за собой горб крыльев.

Попробуем выразить общее впечатление. Настроение фестиваля - абсолютный позитив, который не способно заслонить ни перманентное пьянство, ни наивная рефлексия, ни занудное резонерство отдельных персонажей. Личные пристрастия - Чапурина, "Лайда", Теуникова, и видимо, все-таки РЧА. Приз за личность и рок-н-ролл - Медведева, открытие - Сафронова. Жаль, что не появились по разным причинам "Дети Пикассо", Рада, Умка, Аля Леонтьева, питерские группы.

Итог - парадоксален. Исполнители, песни которых требуют рафинированного звука и кропотливой студийной работы, пользуются звукозаписью на пещерном уровне. Мощнейшие музыканты страны известны лишь узкому кругу любителей. Светлая сторона парадоксальна не меньше - известные московские журналисты наконец-то смогли увидеть легендарных исполнительниц, большинство которых живет в... Москве. И даже полюбить их. Можно подумать, что кто-то страшный и большой не дает людям ходить на концерты в Москве. Понять происходящее невозможно. Остается во все это просто поверить. Что, кстати, вовсе не означает "принять" или "согласиться".


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Илья Смирнов, "За гуманизм киноискусства!" - "Зиг хайль!" /25.06/
Организаторы МКФ сделали нам исключительный подарок к 60-летию начала Великой Отечественной войны - фильм западно-украинского режиссера Олеся Янчука "Непокоренный". Главный герой фильма - гауптштурмфюрер СС Роман Шухевич.
Гюляра Садых-заде, Пласидо Доминго в Петербурге /22.06/
Фестиваль "Звезды Белых Ночей" достиг зенита. На пике фестивального сюжета в Петербург приехал Пласидо Доминго - великий тенор нашего времени.
Александра Лаврова, Все движется любовью /22.06/
Тема стертая, старая как мир, о которой словно бы и нельзя говорить впрямую, чудесным образом выжила в жанре оперетты и извлечена Дитятковским в каком-то пугающе чистом виде.
Наталья Сиривля, Распад сознания /22.06/
Отечественное кино, главной витриной которого является "Кинотавр", по-прежнему остается полем встречи капиталов, влиятельных чиновников и народных артистов; пространством, где делаются дела.
Илья Смирнов, История по Башлачеву /20.06/
Литературная тусовка так и не простила Башлачева, потому что он, даже став историей, ломал установленные правила и слишком быстро разглядел результат. "Зыбкую трясину", в которой свобода задохнется.
предыдущая в начало следующая
Александр В.Волков
Александр
В.ВОЛКОВ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Text only' на Subscribe.ru