Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Выставки < Вы здесь
Валеты и дамы
Diary-39

Дата публикации:  8 Февраля 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Топ арт-недели, разумеется, - выставка "Бубновый валет. Путь на Запад? Путь к себе", открывшаяся в Московском центре искусств, что на Неглинной улице. Выставка известная - ее возили по разным городам и весям кураторши из Ярославского музея. Дамы собрали "бубнововалетцев" лишь по провинциальным музеям, хотя для полноты впечатления нужно было бы что-то одолжить и у столичных музеев. Показали весьма качественную живопись, глядя на которую мои коллеги просто выдыхали: "Нас ведь и учили на такой живописи, на таких примерах!" Спросил: "А что же вам (или тебе) это дало". Отвечают: "Все". Спрашиваю: "Давно ли кисть держали в руках. Или все больше компьютерной "мышкой" работаете". Отвечают: "Конечно, сейчас от руки подписываем только чеки и договоры. Но живописью заниматься жутко хочется. Хочется вдохнуть краски". И точно, краски на вернисаже хватало - была краска Кончаловского, Машкова, Фалька, Куприна, Ларионова, Рождестственского, Лентулова, Розановой и пр. Очень красивые вещи. Однако особого смысла в выставке все же нет или он незаметен. Если речь идет о первой выставке "Бубнового валета" - исторической выставке группы в 1910 году - то эта реконструкция неполная: нет целого ряда принципиально важных фигур. Если говорить вообще о группе "Бубнового валета", довольно кисло просуществовавшей до 1927 года, то она недостаточна. Набрать художников такого разряда можно было и больше.

Что еще смущает - это амбициозность кураторов пополам с их некомпетентностью. Уже один пресс-релиз грешит массой ошибок. Кураторшам нужно было бы хотя бы выучить фамилии зарубежных экспонентов выставок "Бубнового валета": не было такого художника Грие - был Хуан Грис, как не было Ле Фоконе - был Анри Ле Фоконье. А уж сентенция - "Музеи Центральной России обладают сокровищами национального искусства, зачастую малоизвестными или вовсе неопубликованными" - вообще приводит в изумление. Провинциальные музейщики должны же помнить о выставке "Русское искусство из собраний музеев Центральной России", бывшей два года назад в "Новом Манеже". Да и каталог, где были репродуцированы работы "бубнововалетцев" из провинциальных музеев, у них тоже должен быть.

Единственное оправдание выставки в том, что она отметила 90-летний юбилей учреждения общества "Бубновый валет". Здесь-то кураторы вписались.

Еще одна выставка живописи, такая же красивая и такая же бессмысленная, как предыдущая. Музей декоративно-прикладного и народного искусства разместил у себя экспозицию "Контрэволюция", которой остатки редакции журнала "Декоративное искусство" пытались напомнить о своем существовании. Подзаголовок выставки - "Художники круга "ДИ". Идея проекта простая как пень: каждый из 33 художников демонстрирует одну работу десятилетней давности и одну свежую. Зрителю, как читателю журнальных рисунков-головоломок, предлагается найти отличия. Разумеется, они есть. Да и как им не быть? Главное достижение художников-живописцев (были в основном они) то, что на протяжении 90-х годов (приблизительно такая дистанция между "старой" и "новой" работой) они в меньшей степени стали накладывать мазок, а в большей писать тексты. Суть текстов обсуждать не будем. Художники в своей массе решили "концептуализироваться", нехитро сообразив, что где текст - там "концепт". В коммерческие 90-е это было модно. Сейчас скучно. Уважения заслуживают только те, кто как ваял свои опусы, так и до сих пор ваяет. Качество обсуждать не будем. Таковых не слишком много - Клара Голицына, женя Гор, Женя Гороховский и т.д. И чудно! Кажется, лишь один Валерий Айзенберг смог адекватно и иронически ответить на предложенную тему - выставил два одинаковых, отвязано написанных "среднерусских" пейзажа, помеченных 1990-м и 2002-м годом. Это надо понимать так - "Не приставайте!".

Живопись терзали и в галереях. Чудную выставку из работ "маслом по холсту" сделала в "Айдан-галерее" Мария Погоржельская. Смачно ею написанные курортно-дивертисментные сцены можно расценивать и как последний привет "мосховской" живописи, и как "здравствуй!" обычной салонно-галерейной живописи американской. Выставка так и называется - "Пляж". Абсолютно солидарен с текстом пресс-релиза: "творчество Марии Погоржельской очень органично: она не пародирует, не иронизирует, не... не...". Очень верное и глубокое заключение.

P.S. Бойкая неделя. 6 февраля галерея Escape приглашает на вернисаж выставки Богдана Мамонова "Сто двадцать семь ноль девять девятнадцать". Что это телефонный номер галереи, надеюсь, понятно. Вероятно, будет что-то тоже телефонное.

7-го Третьяковка (точнее, ее отдел в "Инженерном корпусе", что в Лаврушинском переулке) откроет очередную выставку из серии "Золотое кольцо". На сей раз презентировать будут собрание Пензенского музея. Надо сказать, что собрание неплохое. Руку к собранию приложил сам Боголюбов. А это что-то да значит. Пресс-конференция в 12.00.

7-го же "Крокин-галерея" показывает "Прямолинейный проект". А это значит, что галерея покажет своих лучших художников - Александра Пономарева, Александра Константинова, Владимира Наседкина, Кирилла Челушкина, Пакито Инфантэ & Анну Горюнову, Владимира Ситникова - и в лучшем виде. Отечественное "хай-тектное" искусство на уровне нормальных западных стандартов.

Опять же 7-го. В клубе "О.Г.И.", что в Потаповском переулке, будет презентация книги Ольги Флоренской. Обязательно нужно зайти.

И снова 7-го, и снова в "О.Г.И.". Но на "Улице О.Г.И.", что на Петровке. В 15.00 там состоится пресс-конференция, которую будет вести Иосиф Бакштейн, зам. Директора "РОСИЗО". Тема: участие отечественных современных художников в Бьеннале в Сан-Пауло.

8-го в "Большом Манеже" откроется выставка современных испанских художников. Надо сказать, что если речь идет о художниках 90-х годов, то это будет фурор. Выставку, видимо, приурочили к открытию "Испанского культурного центра" в Москве. Сам Центр находится на Новинском бульваре. Он открылся выставкой офортов Гойи. Современные испанцы будут покруче Гойи. Так нам кажется.

9-го в той же "Крокин-галерее" в 15.00 состоится презентация книги известного и всеми почитаемого поэта Всеволода Некрасова "Живу - вижу". Так называлась концептуалистская работа Эрика Булатова. Понятно, что и презентируемая книга тоже концептуальная.

8-го же в галерее "XL" состоится презентация нового номера газеты-журнала (или журнала-газеты) "Супремус". Эксклюзивный номер имеет название "Москва-Цюрих". Думается, что в номере сойдутся швейцарские и российские абстрактные геометристы. За все ответит главный редактор "Супремуса" Александр Шумов.

15-го галерея "Ковчег", вернувшаяся на свое стационарное место - улица Немчинова, 12 (метро "Тимирязевская") - откроет выставку "100 лет с огоньком". Речь пойдет об изображениях курильщиков в отечественном искусстве XX века. "Малые голландцы" в свое время открыли этот жанр, затем его продвинули Курбе и Сезанн. Видимо, русские больше всех других "подсели" на табачок. Все же в экспозиции работы более 80 художников.

И снова забежим вперед. 22-го галерея "Ковчег" откроет выставку Марии Раубе-Горчилиной (1900-1979). Адрес другой: Деловой центр, улица Усачева, 62, строение 1. "Ковчег" традиционно разыскал и теперь покажет забытого хорошего художника. Коль скоро выставка будет в Деловом центре - будет обильный фуршет.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Михаил Боде, 8 марта в январе /29.01/
Природа торопится, а общество пребывает в спячке. Так, например, Третьяковка прозевала превентивный удар со своей женской выставкой.
Михаил Боде, "Абстракцию развивать больше некуда" /28.01/
Разграничения между абстракцией и неабстракцией в русском искусстве не существовало. Это разграничение - плод "холодной войны".
Михаил Боде, Живопись без конца /24.01/
Куда ни пойдешь - везде холст и масло (или же акрил). В выставочном зале на Кузнецком, 20, - выставка коллекции художника Аннамухамеда Зарипова. Это почти забытый случай в истории отечественного искусства, когда художник приобретает произведения своих коллег, да еще в таком количестве.
Михаил Сидлин, Аукциономания /22.01/
Гвоздем юбилейной программы был аукцион картин современных московских художников. Самым ярким событием - передача в дар Третьяковской галерее картины Алексея Косолапова "Malevich sold out".
Михаил Боде, Праздновали, празднуем, будем праздновать /17.01/
Новогодние и рождественские празднования разрезали выставочный сезон пополам. Уже довольно затруднительно вспомнить, что было "до" и "после".
предыдущая в начало следующая
Михаил Боде
Михаил
БОДЕ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Выставки' на Subscribe.ru