Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Выставки < Вы здесь
Династия лузеров
Дата публикации:  13 Июля 2004

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Keep you doped with religion and sex and TV
And you think you're so clever and classless and free
But you're still fucking peasants as far as I can see
A working class hero is something to be.

Очень печальная новость - умер Миша Рогинский, самый светлый человек шестидесятых. Нам уже почти удалось доказать всем и прежде всего самому дяде Мише, что он - главный художник второй половины ХХ века, гораздо более важный, нежели Илья Кабаков. Тот самый, что с успехом продал своего "маленького человека". А Рогинский так ничего никому и не продал. Так и не смог ни к чему приладиться.

Умер Рогинский в хосписе. Несмотря на выставку и массу публикаций, картинки его так никто и не стал толком покупать - для новорусского интерьера они как-то плохо подходят. Нужно что-то веселенькое. Но время для Рогинского еще настанет.

"В конце 80-х один из главных кураторов и музейных деятелей планеты Жан-Юбер Мартен, тогда директор Центра Помпиду, сказал: "Я хорошо знаю Рогинского - отличный художник, но у нас есть кроме русских китайцы, португальцы, южноафриканцы и ливийцы. Всем места не хватит. Мы выбрали Кабакова". Сравнивать Рогинского с Кабаковым абсолютно бессмысленно - как сравнивать воду со снегом" (Никита Алексеев, "Известия").

Никита Алексеев тоже карьеры не делал. При всей медлительности он оказывался в самых важных точках эпохи - на бульдозерной выставке, в "Коллективных действиях", открыл самый блестящий проект восьмидесятых - псевдогалерею "АПР-АРТ", играл в классической "Среднерусской возвышенности". Потом, как и Рогинский, отъехал в райские кущи, в Париж. Но вовремя вернулся и ни перед кем особо своими заслугами и регалиями не бравирует. Как истинный конфуцианец исполняет должность отдела культуры маргинальной газеты "Иностранец". Я лично считаю Никиту одним из самых блестящих эссеистов нашего времени.

Не так давно оказалось, что Алексеев к тому же еще и невыносимый маньяк-рисовальщик. Заставил бедных критиков отбирать и ставить оценки тысячам своих странных картинок. До сих пор не могу пережить столь изощренного издевательства. При этом сам маэстро утверждал, что речь идет о предсмертных картинках. Но на этом маньячество Алексеева, к счастью, не иссякло. Теперь он навязал зрителям свое развернутое жизнеописание. "Автобиографические ремарки-комментарии сопровождаются лаконичными, емкими, работающими в натяжение пространственных и временных связей символами-иероглифами. Умер Сталин - черная труба с сизым дымом. Вырезали гланды - эскимо на лезвии-палочке. Женился - разноцветные галочки-птички на жердочках. Рисовал в училище Сократа - белый вихрь с профилем античного мудреца. Тоска и безнадега поздних лет СССР - терзающие пространство серпы и клинья..." (Сергей Хачатуров, "Время новостей").

Хотя, конечно, скука есть основополагающее чувство всякого нормального конфуцианца, который следит за течением вод. И не думает о том, что Полковнику никто не пишет. Ни к чему все это.

Борис Матросов, выставка которого открылась в VP-галерее, тоже никуда и не думает спешить. Занимается странными и глубоко неадекватными делами, пытается безуспешно возродить былой драйв эпохи "Чемпионов мира". Понимает, что все бессмысленно, но стойко удерживается в горделивой позе клинического идиота. Только так, кажется, можно сохранить последние остатки вменяемости в мире, пропившем последние остатки разума. "Аналитически-деструктивное искусство Матросова - всегда в минусе, все для него чересчур - ум, пластика, - точно как для рекламы. В одном случае мы только пролетаем мимо - и все, в другом - останавливаемся от удивления, что ничего нет, никакого толка, все пустое, однако же есть вещь, вот она, и это куда вернее всех соображений по ее поводу" (Константин Агунович, "Афиша").

Однако ж странно: племя молодое воспринимает всю эту клоунаду старомодного лузера как нечто остроактуальное.

"Такое впечатление, будто снова сидишь в маленьком дворе и допиваешь с друзьями бутылку пива, вдруг раздается гром, начинается ливень; под ослепительными лучами летнего солнца пытаешься спрятаться в арку, но поток воды все равно заливается в сандалии - и восторг, прилив сил, счастье, невольно начинаешь громко говорить и смеяться!" (Кристина Гундлах, "Иностранец"). Наверное, времена такие настали, пришла пора опять рассаживаться по лавочкам, ожидая у моря погоды. Но возникает все же странное дежавю от семейственности. Милейшая Кристина - девушка вполне сознательная. И пишет очень даже пристойно. И является при этом, если я все правильно понимаю, дочкой "мухомора" Свена Гундлаха, с которым мы как-то славно попивали портвешок на Страстном. Печаль в том, что я как-то вовсе не готов к тому, чтобы поддерживать детей, которых так и тянет продолжить героические свершения своих отцов.

Как-то ребят в последнее время тянет на завядшую клубничку и печальные мысли о бессмысленной сущности бытия и прочих бестолковых предметах. Юрий Шабельников - он в дурика не играет, серьезно продолжает дело великого реалиста Михаила Рогинского. Шабельников решил торжественно закрыть производственную тему, у него "Вместо наслаждения красотой приходит грусть по поводу бессмысленно прожитых годов".

Дурацкая история получается - это поколение (мое то есть) никак не может вырваться из липкой грязи брежневской эпохи великих свершений. Хочется жить и творить, пульс - нитевидный. Никто уж не вскричит:

"Всю эту свою художественную работу на заброшенном заводе художник Шабельников считает этическим подвигом, ругается на постмодерниские арт-симуляции. И наивно полагает, что художник не может оставаться сторонним наблюдателем. Кто-то ведь должен думать и о таких вещах, как старые и заброшенные заводы!"

Хуже всего, что и дитяток малых за собой тянем в это болото.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Андрей Ковалев, Оборотная сторона Колобка /29.06/
Cold War - самая возвышенная из всех войн, поскольку порождает самое возвышенное искусство. Правда, сейчас у одной стороны только проржавевшие подлодки да покрытые трупными разводами церетеливские монстры. А у потенциального противника - умные ракеты, аэропланы "Стеллс" и Тотальная инсталляция Ильи Кабакова.
Андрей Ковалев, Жанр кризиса /17.06/
Эпоха первоначального накопления с ее малиновыми спинжаками и золотыми "гимнастами" уходит в прошлое. Братки девяностых, выжившие в великом процессе взаимосанации, преобразились в приличных негоциантов, которые понту ради могут и Рубенса прикупить.
Валентин Дьяконов, По памятным местам разгула /18.05/
"Московский текст", если он существует, напоминает вечный черновик школьного сочинения на тему "Дорогая моя столица". И в каждом поколении городских властей находятся энтузиасты, пытающиеся создать беловой вариант. Остается надежда, что победить органику Москвы невозможно.
Валентин Дьяконов, Диалог культур: случай Мейерхольда /30.04/
Малоизвестный в России художник-сюрреалист Оскар Шлеммер нашел в сценографии спектакля Мейерхольда "Рычи, Китай!" соответствие экспрессионистским поискам немецкой режиссуры и приветствовал новаторство режиссера, который "положил конец всей прежней, прогнившей театральной рутине".
Валентин Дьяконов, Что лучше - писать или рисовать? /12.04/
Как показала открывшаяся в Государственном литературном музее выставка "Poeta pingens/Писатель рисующий", талантливый человек необязательно талантлив во всем.
предыдущая в начало следующая
Андрей Ковалев
Андрей
КОВАЛЕВ
художественный критик
aakovalev@yahoo.com
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Выставки' на Subscribe.ru