Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Новости | Путешествия | Сумерки просвещения | Другие языки | экс-Пресс
/ Вне рубрик / Сумерки просвещения < Вы здесь
Разговор с книгопродавцем
Дата публикации:  27 Ноября 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

О качестве образования в обществе и об обществе в целом можно судить по "отраженным" показателям - например, по тому, какую информацию и как люди получают. Разговор о круге чтения (статьи Р.Фрумкиной, К.Поливанова, А.Ярхо) продолжает заместитель директора книжного магазина "Кентавр" при РГГУ Елена Золотухина.

Екатерина Соколова: Елена Николаевна, в основном ваши покупатели - студенты. Что и как читает современное студенчество?

Елена Золотухина: Существует несколько разных групп студентов. В основном, студенты читают то, что модно, что на слуху: Пелевина, Кундеру, Павича, Гари. То, что появилось в последние годы, то, что модно. Какая-то группа студентов с глубокой интеллектуальной подготовкой читает уже совершенно других авторов, но не пренебрегает и Пелевиным с Павичем. А есть студенты, которые ничего не читают. Они заходят: "Чтобы мне такого интересненького посмотреть?" И если они что-то и покупают, то это так называемое чтиво. Пользуются популярностью философские труды, но опять то, что на волне, - современные французские философы и отчасти наши.

Е.С.: Дается ли в Университете умение отслеживать и отбирать только вышедшие книги, ту литературу, которую еще не задали?

Е.З.: Все по-разному. Все очень многолико. Часто студенты приходят и не могут двух слов связать: "Мне бы что-нибудь по Серебряному веку". А Серебряный век - это что значит? И все наши продавцы уже понимают, что нужна книжка для того, чтобы написать реферат по Серебряному веку. А есть студенты, которые очень глубоко погружены в изучаемый предмет, слушаешь их разговоры и думаешь: неужели тебе 20 лет - так глубоко войти в исследование Шпета или Шопенгауэра. А рассуждают 16-17-летние, студенты и лицеисты. Кстати, очень хорошая подготовка у лицеистов. Я их помню еще с 1992 года, теперь они уже заканчивают университет. Лицеисты меня удивляли глубокой подготовкой - не только по конкретному предмету, но и общекультурной.

Е.С.: Вы считаете, что лицеисты отличаются от других школьников или абитуриентов?

Е.З.: Абсолютно иной уровень подготовки. Эти дети учились с азартом, они и до сих пор такие увлеченные. Конечно, уровень подготовки школьников, которые потом приходят сюда в университет, гораздо ниже. Здесь складывается первое разделение между студентами, влияющее на выбор литературы.

Е.С.: На каком факультете студенты оказываются более готовы к встрече с книжной полкой в магазине?

Е.З.: Мы не всегда знаем, на каком факультете учится студент. Но это можно понять из разговоров покупателей между собой и по той специальной литературе, которой интересуются. Юристы и экономисты читают однозначно меньше. Это точно. Филологи, лингвисты - те просто умницы, когда они между собой начинают говорить, ты понимаешь, что ничего не понимаешь. Очень умны и суровы философы, сразу видно: они копают глубоко и широко. А покупают и художественную литературу, и научную - и для учебы, и для души.

Знаете, наблюдая за покупателями, мы заметили, что научились различать "платников" и "бюджетников". "Бюджетников" видно сразу - ходит человек и несколько месяцев смотрит на книгу Гумбриха "История искусств", а потом прибегает: "Вот я накопил, я получил всю стипендию, а у вас нет этой книги. Я пропустил, я два месяца ждал, когда будут деньги". И в этом магазине таких студентов много. "Платники" (может быть, я грубо разделила) относятся к обучению и к образованию как к услуге. Эти покупают только учебники. Это очень четко прослеживается. Поэтому я, наверное, такой большой противник платного образования в России. Я не хочу всех "платников" обвинять в нежелании получить образование. Наверное, среди них есть люди, которые хотят учиться и получать образование. Но у большей их части отношение к обучению потребительское: я заплатил, будьте добры, мне вот это дать. Это уже огромный минус нашей жизни последних десяти лет.

Е.С.: Поговаривают об увеличении платных мест...

Е.З.: Университет живет на западный манер, но на нашей почве. Я думаю, что это ошибка. Повсеместно сворачивается бюджет, и получится, что ломоносовых уже не будет. За них никто не заплатит, а образование будут получать те, кто сможет заплатить.

Е.С.: Ваших покупателей вы делите на университетских и "городских". А различаются ли их читательские предпочтения?

Е.З.: Различаются и весьма существенно. У университетского покупателя все-таки лучше подготовка и во многом другие интересы. Захожий покупатель спрашивает Вайнеров, ищет Маринину и Дашкову, последний год стали читать Акунина.

В основном, спрашивают чтиво, которое издается валом. Хотя сейчас меняется и политика издательств. Даже те, что живут припеваючи на вале этого чтива, тоже переходят на более серьезную литературу. Они понимают, как мне кажется, что бунт дешевой литературы уже прошел.

Е.С.: А студенты покупают чтиво?

Е.З.: Скорее нет, чем да. Хотя знаете, приходит ребенок с хорошими, умными глазками и ищет, чего бы почитать. Предлагаешь ему, например, Довлатова. А он спрашивает, кто это. Видимо, какой-то пласт пропущен в семье или школе. Я не знаю, с чем это связано. Может, у них не было того книжного голода, который переживали мы, и на 20-летних сразу такой выбор свалился. Хотя часто зачитываются авторами, которые, как мне кажется, и захватить не могут, например, Ричардом Райтом.

Е.С.: Вы говорите: "пропущен пласт". Кто и когда должен его не пропустить?

Е.З.: Наверное, дома, в школе - в университете это уже поздно. Видно, что часто читатели не подготовлены. Не только по студенчеству видно, но и по взрослым людям, по тем, что спрашивают, почему у нас нет Марининой или Дашковой. Не будешь же объяснять каждому, что это не литература, такие "сиюминтуки" не просто портят вкус, а убивают его. А все оттого, что не было должной подготовки в свое время, не были прочитаны "вкусные" книги. В двадцать лет поздно читать "Обыкновенную историю", ее можно только перечитывать. В чем выход? Наверное, нужно делать школы, которые не только нагружают информацией, но учат ее обрабатывать. Думаю, что самый продуктивный путь - "лицейский путь". Там учитель открыт детям, он готов обсуждать проблему, а не просто "излагать материал", там дети учатся общаться на равных. Это другой способ обучения, и будущее за ним. Университет получает уже готовый материал и дает объем информации. В университете не должны учить читать - это уже последняя ступенька образования, а готовит к восприятию культуры семья, потом школа.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Андрей Ланьков, Высшее образование по-корейски /21.11/
На протяжении веков в странах Дальнего Востока самый прямой и самый почетный путь к продвижению по чиновничьей лестнице, то есть к богатству и привилегиям, пролегал через систему государственных экзаменов. Хотя корейское общество претерпело за последнее столетие огромные изменения, отношение к образованию в целом осталось прежним.
Владимир Борзенко, Нужны ли школьникам уроки математики? /20.11/
Математика, в отличие от большинства других школьных предметов, практически не требует усвоения значительного объема информации, знаний, - это роднит ее с физкультурой.
Татьяна Базжина, Где срок мотать будем /15.11/
Проблема "безъязыкости" общества - для всех нас серьезнейшая гуманитарная проблема. Наши люди порождают свои высказывания на родном языке с такими же физическими усилиями, как будто мешки с картошкой грузят.
Константин Поливанов, Это сладкое слово "свобода" /15.11/
Латинское слово discipulus переводится на русский язык как последователь. Именно как взаимоотношения учителя и "последователей", наверное, должно в современном мире строится нормальное свободное образование.
Ирина Прошлецова, Какая математика нужна гуманитарию /08.11/
В образовательном стандарте 1994 года появился обязательный курс "Математика и информатика для гуманитарных специальностей", что вызвало недоумение и гуманитариев, и естественников.
предыдущая в начало следующая
Катерина Соколова
Катерина
СОКОЛОВА
kateria@sviblovo.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Сумерки просвещения' на Subscribe.ru