Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Новости | Путешествия | Сумерки просвещения | Другие языки | экс-Пресс
/ Вне рубрик / Сумерки просвещения < Вы здесь
Учителя-историки - городу и миру
Дата публикации:  28 Марта 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Чем занимаются учителя в нашей стране? По возможности, учат детей, борясь с безденежьем и бытовыми трудностями; время от времени бастуют и объявляют голодовки - тогда их показывают по телевизору. Иногда оказывается, что работают они "не по тем учебникам" - тогда по телевизору показывают не их, а разгневанное начальство - как уже было этим летом. Еще бывает, что кто-то наверху наконец понимает необходимость изменения системы школьных экзаменов - тогда-то уж учителей точно нигде не показывают и ни о чем не спрашивают - их просто извещают о том, какие перемены произойдут в ближайшее время.

На конференцию учителей истории, проходившую 25-26 марта в Москве, в Исторической библиотеке, журналисты не пришли - действительно, что интересного могут сообщить друг другу и миру замученные педагоги. Между тем, здесь было сказано много любопытного и полезного не только для преподавания, но и для понимания того, что происходит сегодня в наших школах.

Участники

У учителей всегда много дел в школе - это аксиома. Именно поэтому они обыкновенно тяжелы на подъем. Однако на самом деле потребность в профессиональном общении всегда очень велика - ведь учитель-предметник, если это, конечно, не литератор и не математик, - в школе средних размеров скорее всего один, в лучшем случае у него есть один-два коллеги, с которыми он и обречен вечно обсуждать свои проблемы в учительской. Конференция была организована МОООПИ - "Межрегиональная общественная организация "Объединение преподавателей истории". Вообще-то, Объединение должно было называться Московским, но за использование этой "торговой марки" в нашем городе надо платить его властям, так что содержание буквы "М" пришлось изменить - оказалось, что не зря. МОООПИ, существующая уже несколько лет, успела обрасти большими связями с учителями других городов и стран. В результате состав конференции был очень и очень разнообразный. Кроме московских учителей в ней участвовали педагоги и методисты из Архангельска, Петрозаводска, Вятки, Чебоксар, Екатеринбурга и даже из никому не известного города Зернограда, что рядом с Ростовом-на-Дону. Это еще что - даже учитель из Таймыра сумел добраться до Москвы специально ради конференции. А кроме того приехали люди с Украины, из Латвии и Эстонии, так что конференция стала уже не межрегиональной, а международной.

Способы передвижения

У учителей нет денег - еще одна аксиома. Билет от Архангельска или Таймыра до Москвы стоит больше месячной учительской зарплаты. Как же все эти люди сюда добрались? На этот вопрос есть несколько ответов, и каждый из них заслуживает осмысления. Во-первых, за многих приезжих заплатили местные власти, искренне заинтересованные в контактах своих учителей. Это уже само по себе любопытно, так как не вполне вписывается в привычную схему отношений "учитель - чиновник". Между тем во многих местах, почему-то особенно - на севере, образованием управляют совсем не плохие люди, достаточно культурные, живые, открытые для новых веяний. Впрочем, противоположная тенденция при подготовке конференции проявилась тоже достаточно ярко. Учительницу из Зернограда, что в Ростовской области, никак не хотели отпускать в Москву - судя по всему, в основном, чтобы она там не узнала чего-то неизвестного начальству. Запретить поехать не могли, но просто не дали денег. Что ж - она поднялась, и поехала за свой счет. Так же поступила и учительница из Чебоксар - заплатила сама, хотя никакими дополнительными источниками дохода явно не обладает. Что касается "иностранцев", то они все приехали на казенный счет. Казна, правда, судя по всему, в основном не государственная, а принадлежащая различным международным проектам, в частности, спонсирующим контакты учителей. Все они уже участвовали в семинарах, проводившихся голландцами, англичанами, американцами, но при этом, что характерно, не потеряли интерес к общению со своими собратьями по исторической судьбе.

Сопротивление обстоятельствам - 1

Если верить телевизору, то учителей волнует только их зарплата. Во многих местах, кстати, учительские забастовки вызывали раздражение родителей учеников - "Нам тоже зарплату не платят, и почему наши дети должны страдать?" Без зарплаты жить очень тяжело. Но выясняется, что учителей заботит и многое другое. Приближающийся единый государственный экзамен - нововведение, наверное, благотворное, вопрос только в том, как его вводить. Грядущее тестирование по истории заранее вызывает множество нареканий. Один из докладов и множество "реплик из зала" на конференции были посвящены именно этой проблеме. Суть ее сводится к тому, что подавляющее большинство использующихся сегодня при многочисленных проверках и аттестациях тестов просто ужасно. Они содержат множество ошибок, нацелены на проверку ненужных третьестепенных фактов или же требуют от ученика высказывания какого-то "единственно правильного" мнения.

Множество учителей истории выступает против введения тестирования, по крайней мере в том виде, в каком оно существует на сегодняшний день. И что же? Да их никто не спрашивает. Все решено где-то в другом месте. Точно так же кто-то где-то решил, что учебников по истории слишком много, а должно их быть всего три. Спасибо, конечно, что не один, но все-таки именно три - причем, естественно, одобренных... Ну конечно же, не учителями, не учениками, не родителями, а... боюсь, что вы угадали - начальством. Начальству - ему виднее. Нищие родители из города Зернограда скинулись, поехали на книжную ярмарку, и купили для своих детей учебники по истории. Не самые лучшие учебники, но только уже купили, и учительница эти книги знает. Тут пришла проверка, и сказала, что в федеральном списке учебников, рекомендованных в этом году к использованию в школах (!!!), этой книги нет. В прошлом была, а в этом нет. Книги велено выбросить и покупать новые.

На пламенное предложение сопротивляться и возмущаться тут же раздались скептические ответы из разных углов зала. "Да что с вами могут сделать? - гневно воскликнул один из москвичей, - кто учить будет, если вас уволят?" В ответ тут же несколько человек из разных городов процитировали своих начальников. Оказалось, что в разных городах говорят почти слово в слово одно и то же: "У нас у дверей очередь из безработных учителей, не хотите выполнять указания, возьмем других". Вот тебе и сопротивление... В передовом Архангельске, правда, губернатор специально ввел представительницу Ассоциации учителей истории в общественный совет - может, она сможет ему что-то объяснить? Захочет ли он только слушать?

Московские и российские руководители конференцией не слишком заинтересовались. Во всяком случае, пообщаться с учителями никто из них не пришел. Точно так же, как до этого, по рассказам участников конференции, не пришли авторы учебников на встречу с учителями одного из московских округов. И действительно, зачем встречаться-то? Решения принимаются не здесь.

Хорошо это или плохо? С одной стороны, явно плохо. Как воскликнул один из участников конференции во время бурного обсуждения докладов о преподавании истории в многонациональнм обществе: "В чем смысл наших разговоров, если люди из министерства их не слышат?" В чем-то он, конечно, прав. Вопрос об отсутствии начальства за два дня конференции возникал несколько раз - и кроме проявлений естественной обиды породил несколько соображений. Во-первых, самые разные учителя говорили о том, что без официальных представителей выступать, спорить и обсуждать все куда проще, и вообще, мы сами себе начальство. С другой стороны, естественное утешение в подобной ситуации - пусть к нам пока не прислушиваются, но зато мы постепенно формируем общественное мнение.

Тоже ведь все правильно - и веселее без начальства, и общественное мнение формируется... Но все равно - досадно...

Сопротивление обстоятельствам - 2

Учителя съедает рутина - еще одна, может быть, самая грустная из аксиом. Доклады, прозвучавшие на конференции, блистательно ее опровергают. Выступления, естественно, были разные - более и менее профессиональные, лучше или хуже подготовленные, но ясно одно - любые, даже самые тяжелые обстоятельства можно преодолеть.

Нелегко живется русским в Эстонии? Русская учительница из маленького эстонского городка, мать шестерых детей, одновременно работает в турагентстве и приехала на конференцию, привезя с собой в экскурсионном автобусе сорок человек.

Все устали от политики? Учительница из Углича составила видеоролики из предвыборных выступлений кандидатов в президенты, и ее ученики их анализируют, как заправские политологи.

Компьютеры лишают детей желания учиться? Преподаватель из Архангельска и его сын-девятиклассник проанализировали исторические компьютерные игры и предложили варианты их использования в преподавании истории (например - выявление многочисленных исторических ошибок).

Дети с трудом воспринимают огромный объем информации? Директор школы из Киева создал такие очаровательные и забавные компьютерные схемы, что даже такие "увлекательные" темы, как появление первых мануфактур или создание монополий, превращаются в увлекательный рассказ.

Никто читать не хочет? Московская учительница совмещает литературу и историю, и ее ученики анализируют Пушкина, Толстого и Платонова.

Столь любимая двадцать лет назад история девятнадцатого века теперь прочно забыта? В Петрозаводске составляют электронные таблицы и с их помощью создают социологический портрет "среднего декабриста" - средний возраст, вступление в брак, послужной список. Данные Лотмана о возрасте декабристов уточнили на целых две десятых - радости школьников не было предела.

И так далее и тому подобное. Наверное, эти педагогические "открытия" не так уж серьезны с точки зрения большой науки - но речь ведь совсем не о ней, а о том, что обстоятельствам можно противостоять и таким образом - работая и думая.

К концу второго дня конференции все были уже переполнены новой информацией. Разъезжались очень усталые, но при этом, естественно, довольные, и все надеются приехать снова в будущем году. Учительница из Зернограда повезла с собой несколько экземпляров бюллетеня МОООПИ - в надежде повлиять на своих завучей при помощи печатного слова.

А начальники ничего этого не услышали и не увидели - не повезло им.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Татьяна Базжина, Сколько стоит слово? /28.03/
Можно вносить в Думу и обсуждать законопроект "О русском языке как государственном языке РФ"; но простой гражданин, как и власть, имеет языковую собственность и право на владение родным языком. Его только нужно научить этим правом пользоваться. И задача Министерства образования - не штрафовать, а учить.
Вячеслав Загорский, Единый государственный экзамен - как испортить хорошую идею /27.03/
На данном этапе в нашу систему образования внедряется далеко не самый лучший из имеющихся в мире образцов единого государственного экзамена. Такой экзамен не сможет ни повысить качество знаний выпускников, ни устранить экзаменационный "черный рынок".
Владимир Ланцберг, Педагогическая мифология /26.03/
В области педагогической мифологии я столкнулся, по крайней мере, с тремя поверьями. Миф первый - "харизматическая" педагогика. Второй - "учительская" педагогика. Третий - "родительская" педагогика. "Хорошему" педагогу необязательно быть ясновидцем, - нужно быть немного социотехником, психологом, философом.
Максим Кронгауз, О высоком и вечном, низком и сиюминутном /20.03/
Упреки в том, что школа отстает от жизни, безусловно, справедливы, но неверны по сути. Школа и должна отставать от жизни. Она должна быть консервативнее жизни, особенно такой стремительной, как сейчас. Иначе порвется связь между жизнью и культурой и между поколениями.
Вячеслав Загорский, "Клуб любителей учиться" и реальная школа: в поисках смысла /18.03/
В этом году химфак МГУ заканчивают шестиклассники 1992 года, с которыми мы в летней школе "Химера" не проходили "пропедевтический курс химии", а просто делали фейерверк... За 14 лет работы нашей школы - примерно тысяча участников. Нам удавалось приблизиться к "педагогической утопии", но только на месяц в году.
предыдущая в начало следующая
Тамара Эйдельман
Тамара
ЭЙДЕЛЬМАН
Преподаватель истории
euroclio@atom.ru
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Сумерки просвещения' на Subscribe.ru