Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / Новости < Вы здесь
Курицын-weekly от 29 марта 2001
Дата публикации:  29 Марта 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Белые новости

Премия Андрея Белого обновила программные документы. Формализован Комитет, состоящий отныне из шести постоянных членов (Аркадий Драгомощенко, Борис Иванов, Глеб Морев, Борис Останин, Ирина Прохорова, Александр Скидан) и двух временных, назначаемых на год (Михаил Берг и Виктор Лапицкий на сей раз). То есть очередную Премию Андрея Белого будут вручать шесть сумрачных питерских мужыков и одна жызнерадостная московская женщина. Это как нельзя лучше отражает отношение Северной столицы к Южной.

Номинация "критика" отныне называется "гуманитарными исследованиями", что вполне разумно, ибо за все годы существования премии действительных критиков среди лауреатов не было.

Кроме того, Аркадий Драгомощенко, Борис Иванов, Борис Останин как основатели премии получили статус старейшин: именно эти трое будут определять чемпиона в "заслугах перед русской литературой" (правда, из двух кандидатур, проголосованных всем комитетом). Может, Левкину наконец дадут.

А на днях Белый Комитет устраивает целый поэтический фестиваль. Вот как об этом сказано в "Литгиде Даши Суховей":

"30.03.01 пятница 18.00 Музей Ахматовой
Фестиваль в рамках поэтической программы ООН "Диалог культур через поэзию". Фестиваль проводится Комитетом премии Андрея Белого при поддержке издательств "Ивана Лимбаха", "Симпозиум", "Новое литературное обозрение". День первый. Выступают поэты: Михаил Айзенберг (Москва), Дмитрий Голынко-Вольфсон, Михаил Еремин, Дмитрий Воденников (Москва), Аркадий Драгомощенко, Вера Павлова (Москва), Александр Скидан, Александр Миронов, Александр Анашевич (Воронеж), Александр Горнон.

31.03.01 суббота 17.00 Музей Ахматовой
Фестиваль в рамках поэтической программы ООН "Диалог культур через поэзию". Фестиваль проводится Комитетом премии Андрея Белого при поддержке издательств "Ивана Лимбаха", "Симпозиум", "Новое литературное обозрение". День второй. Выступают поэты: Сергей Стратановский, Елена Фанайлова (Воронеж-Москва), Владимир Кучерявкин, Валерий Шубинский, Виктор Коваль (Москва), Максим Амелин (Москва), Сергей Завьялов, Николай Кононов, Елена Шварц".

Поэтический фестиваль - то есть последовательные короткие выступления нескольких авторов - дело очень хорошее, как я недавно мог в очередной раз убедиться в клубе "ОГИ", где происходил тоже какой-то развеселый фестиваль. Автор утомить не успевает, на короткой дистанции выкладывается чувственно, сразу несколько ртов потребляешь: удобно. В "ОГах", правда, можно пиво пить и водку, а в Музее Ахматовой буфета нет (ААА, как известно, спиртного не пила, а приняв однажды - по операционному поводу - наркотик, очень возмущалась появлению в сознании больших, зеленых и совершенно ненужных мух), что автоматически резко снижает уровень фестиваля. Впрочем, что взять с ООН... Это вам даже не ААА.

Акунинщына

Пять дней читал "Пелагию и Черного Монаха", книгу изд-ва "АСТ" от Акунина Б.Ч. Не одним махом, как фандоринские прыжки-ужымки, а вдумчиво, смакуя, возвращаясь назад, мусоля, тантрически задержывая удовлетворение.

Суелюбопытная монашка, "проистечение жызни полностью месмезировано", ландшафт цвета "мокрая мышь", сироп тройного благословения, "не пейте вина и не ешьте жырного, иначе познакомитесь с господином Кондратием", "склонен любые проявления человеческой психологии толковать исключительно с точки зрения принятия, переваривания и эвакуации пищи", "в осенние ночи на островах из-за особой озонированности воздуха и эффекта водяного зеркала нередки всякого рода оптические обманы", "так вот какое жытье на Земле строили бы себе мужчины, дай им полную волю! Молиться, махать метлой. Обрасти бородищами и ходить строем"...

Прекрасно? Прекрасно.

Но что-то начинает утомлять. Как оно называется, понятно - АКУНИНЩЫНА. Понятно, чем оно не является. Акунинщына не является акунинщиной, то есть жывотной русофобией, которую Акунину пытаются приярлычить Алексей Варламов и Владимир Бондаренко. Акунинщына - это, видимо, та жыровая прослойка, к которой я как постоянный читатель уже успел привыкнуть - до первых признаков постылости. Я не очень могу объясниться. То ли это заплывающая в штамп непременность-регулярность присутствия в злодеях инородцев и женщын. То ли склонность к ударам ниже пояса. То ли - это уже только Пелагии лишь касается - эффект второй части: в "ЧМо", как и в "ББ", автор полкниги патриархально неспешен, а потом устраивает калейдоскопический галоп...

Конечно, все это вовсе не пороки, а следы на траве, мотивы мотивные, когти льва, которые можно-нужно любить на манер милых прыщиков на любимом афедроне. Но в синхронном восприятии эта любовь предстает в виде фигуры чрезмерной затраханности. В этом смысле весьма мудро решение мэтра (высказанное недавно в каком-то интервью) писать в год в каждой из трех серий лишь по одному роману. И впрямь больше не надо.

Акунинщына!

А теперь следует признаться, что предыдущий фрагмент написан мною по прочтении лишь половины романа (ну исподволь выпуск "уикли" начинается, постепенно строится, что твой атомоход; а если строчить в день выхода, как иногда бывает, то выходит полное томление духа вкупе с патентованной суетой) и с расстроенным желудком. Теперь у меня мнение переменилось. Акунин вновь смог меня удивить, а стало быть, ворчба моя про повторяемость дезавуировалась, как сон, как утренний туман.

Во-первых, "Пелагия и ЧМо" - ...как бы это поделикатнее... ну, в общем, едва ли не первый настоящий русский постмодернистский роман. Красно словцо красным словцом, но сами судите: текст, полностью построенный на игре с типами речи, на превращении текста в реальность (см. историю с "Бесами"), на откровенной пародии (вся эта история с космическим шаром: почти ведь стеб; а асcоциацию главного злодея с Лениным как назвать?), оказывается реальным фактом массовой культуры (на моем экземпляре указано уже - дополнительный тираж 40 000). "Пелагия и ББ" не был столь цитатен и аллюзивен.

Во-вторых, как потенциальное кино "ЧМо" сильно круче всех других романов Акунина. Призрак над водами, суперколлекция сумасшедших, суровые сказочные пейзажы, злодей с алмазной волшебной палочкой в руке, пещеры тианственные, гад на ходулях, шар этот самый светящийся, платочек амазонки, летящий в пропасть, двуликая героиня, монахи-пожарные и монахи-опричники. Александр, то есть, прости господи, Роу, а если говорить на нынешней фене - Голливуд да и только.

Потомственный новомировец куроводит критиков

Как уже сообщалось в прошлом нумере, Президентом академии литературных критиков стал Андрей Василевский. Хороший повод сказать несколько теплых слов. Андрей Витальевич - человек удивительной судьбы. Мама его работала в редакции "Нового мира" библиотекарем. Андрей сызмала пристрастился к книжкам. Каждый Божый день после школы бежал он через заснеженные бульвары к маме на работу: притулиться возле печки, открыть Майн-Рида, а то и свежый выпуск драгоценного журнала в голубой обложке, а то и встретить на лестнице бородатого мужыка в белых валенках, который написал повесть "Один день Ивана Денисовича". Вот в такой благодати отрок рос. Пришел час, сменил он маму на посту библиотекаря. С утра до ночи дышал он теперь прекрасной пылью букв, восхищаясь, что за такое удовольствие платят еще и зарплату. Постепенно стал писать в журнал заметки (мне отчего-то кажется, что я видел его рецензию в легендарном молодежном номере "Нового мира" за апрель 1974-го, но в биографии сказано, что печатается Андрей с 76-го), потом статьи, но к последним быстро охладел, найдя подлинное признание в летучем жанре библиографической короткой заметки: до сих пор его рубрика "Периодика" в "Новом мэ" - один из образцов жанра; уверен, что благодаря Андрею на страницах журнала в последние годы появилась всякая милая чушь типа "наши публикации 10 лет назад", которая придает журналу уютную домашнюю ауру...

Но это я забежал. Ох, забежал мужык, забежал! Вернемся к воротам. Долго ли, коротко ли - стал Андрей Витальевич в "Новом мире" ответственным секретарем. Должность эта - ключевая, почетнейшая, только к тому времени в толстых журналах начались финансовые нездоровья, помещения пришлось сдавать под банки да под массажные салоны. А куда деваться? Ветра времен! Вот и новомировцы уплотнились, и кабинет ответственного секретаря оказался... в библиотеке. Все в той же самой библиотеке, в которой маленький Андрей Витальевич грелся у буржуйки (в особо тяжелые годы ее комплектами "Нового мира" же и топили) и читал книгу Николая Носова "Витя Малеев в школе и дома".

А потом стал главным редактором родного журнала, и вряд ли на Этом Свете возможна большая справедливость.

Меньшая справедливость

Коли уж речь об академии зашла, расскажу анекдот. Есть у нас в РФ такой поэт хороший - Кононов, написавший роман "Похороны кузнечика". На роман написал рецензию замечательный критик Басинский (жаль, что ее нет в моей коллекции). Рецензия состояла из последовательного глумления над несколькими нежными цитатами, а заканчивалась предложением сослать автора в задницу на Соловки. Кононов, не знающий, что это обычное для Басинского выступление в жанре "а я у мамы дурочка", счел рецензию подлой и обещал набить Басинскому морду.

В январе литературный люд собрался на тусовку в честь объявления тройки лауреатов А.Григорьева. Там встретились критик Басинский и критик Бавильский, член жюри. "Это ты Кононова продвигал?" - строго спросил Басинский Бавильского. Бавильский признался: да, продвигал, бился, отстаивал как... Басинский сказал - "Хорошо бы тебе морду набить". Но не успел. Поскольку упал своею в салат.

Минул месяц. Общественность вновь собралась на а-григорьевское мероприятие. Приехал и Кононов как один из лауреатов. К нему подошел Бавильский: здрасьте, я Бавильский. А Кононов (рост 199 см) возьми да и врежь ему по морде (то есть в данном случае - по лицу). Оказалось, он его с Басинским перепутал.

А Басинскому хоть бы хны.

Цыркули земли

Легко на сердце беспечным масонам,
А что по локти в крови - не беда!
Светлы их песни и радостен сон их,
Они не знают ни горя, ни труда.
Припев:
Хирам нам строить и жить помогает,
Его же храм никогда не падет!
Магендовид с алтаря нам сверкает,
Иерусалим - наша крепость и оплот!
Вперед, вперед, фарисейское племя!
Что нам все царства и все короли?
Мы покоряем пространство и время
Мы прирожденные циркули земли
.

Это Спиридон Корнилов со второй серией своего антимасонского проекта. Всегда актуально.

Нам будут петь христианские дети
О том, как им тяжело умирать,
Но мы такими родились на свете,
Мы будем жрать, будем жрать и будем жрать!

Перпл

По сообщению газеты "Завтра" # 12 (381), 4 апреля в 18.30 состоится очередная лекция Нового университета. Евгений Всеволодович Головин в помещении клуба "Честь и достоинство" (Москва, Новый Арбат, д. 15, стр. 2) доложит по теме "Пурпурная субстанция обмана". Билеты можно заказать заранее (310-73-97), а можно и на входе купить.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Вячеслав Курицын, Курицын-weekly от 22 марта 2001 /22.03/
События: новое жюри Букера, новый президент АPC'С.
Публикации: "Скандал в Мандельштамовском обществе".
Книги: "Мачо-не-плачут" Стогова, "Костюм Арлекина" Юзефовича.
Проект: языковое расширение.
Крохоток: моя родословная.
Объявлементи: Горный зовет присоединяться к "Чужим словам".
Вячеслав Курицын, Курицын-weekly от 14 марта 2001 /14.03/
Всмятку: Малый Букер, Третьи Курицынские чтения, книга Тягунова в подарок, новый "Озон" и все такое.
Вячеслав Курицын, Курицын-weekly от 1 марта 2001 /01.03/
Старые новости: апрель-май 1999 (пункты 7-11) + "Нормальная ваза" А.Щербинина.
Вячеслав Курицын, Курицын-weekly от 22 февраля 2001 /22.02/
События: Премия А.Г.
Книжки: Иванова, Моротская, "Авторник".
Впечатления: Костырко о Сорокине.
Объявлементи: Третьи Курицынские чтения.
Вячеслав Курицын, Курицын-weekly от 15 февраля 2001 /15.02/
События: итоги "Тенет", голосование на "Сетевой словесности".
Событие: 55 лет Владимиру Бондаренко.
Публикации: Егор Исаев о железном занавесе.
Судьба: эрос Москвы и фильм "Москва".
Деконструкция Чупринина и Пирогова.
Переживания: Акварель.
Отклики: от Подпругина.
Правописание: лягужка.
Объявлементи: нужны пьесы про подростков.
предыдущая в начало следующая
Вячеслав Курицын
Вячеслав
КУРИЦЫН
slava@russ.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100





Рассылка раздела 'Новости' на Subscribe.ru