Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / Шведская полка < Вы здесь
Шведская лавка # 120
Дата публикации:  10 Июля 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Выпуск подготовил Константин Мильчин ("Книжное обозрение")


Жвалевский А., Мытько И. Личное дело Мергионы, или Четыре чертовых дюжины: Постмодернистская сказка. - М.: Время, 2003. - 384 с. (Порри Гаттер). 35 000 экз. (п) ISBN 5-94117-046-7

Продолжение приключений героев книги "Порри Гаттер и Каменный философ". Но к Гарри Поттеру никакого отношения не имеет. Просто герои книги про Порри Гаттера оказались так хороши, что авторы решили написать о них еще одну книгу. Вернее даже две. У Порри Гаттера двое друзей: Мергиона Пейджер, которой посвящена вторая книга, и Сен Аесли, главный герой третьей книги, пока еще не написанной. Андрей Жвалевский и Игорь Мытько пишут очень хорошо. Чуть ли не в каждой фразе - игра слов, причем в большинстве случае не вымученная, а по-настоящему остроумная. При этом авторы смешивают в своей книге разнообразнейшие мифологические сюжеты (перед нами, можно сказать, веселый дайджест энциклопедии "Мифы народов мира") и нашу современную реальность. Дракон Шой Гу, который, где чего случится, так сразу туда летит, Властелин Овец, многорукие боги индуистского пантеона, выясняющие между собой отношения, лохнесское чудовище, служащее для транспортировки пассажиров и по прибытии на конечный пункт объявляющее: "Транспорт с пассажирами дальше не идет. Транспорт идет пожрать". И самое интересное, что у Жвалевского и Мытько все это получается как-то не пошло. И даже наоборот, смешно и остроумно. А чего стоят эпиграфы, которыми они снабдили каждую главу. "Главное в дрессировке кошки - сделать вид, что ты отдал ей именно ту команду, которую она выполнила. Кук Лачев, "Правила котировки". Или: "Немцы! Тревожный сигнал в армии Древнего Рима эпохи упадка". "Если вас преследуют неприятности, уступите дорогу. Как перестать беспокоиться и начать волноваться". Одним словом, тот, кто любит старую книгу Стругацких "Понедельник начинается в субботу", наверняка получит удовольствие от книги Жвалевского и Мытько. Она не подражание "Понедельнику", но сделана в том же ключе. И к Стругацким гораздо ближе, чем к "натуральному" Гарри Поттеру.


Ллойд Дж., Риз Э. Давай вместе: Роман / Пер. с англ. А. и Ю.Корчагиных. - М.: Фантом Пресс, 2003. - 384 с. (PHANTIKI) 5000 экз. (п) ISBN 5-86471-318-Х

Обычная история в необычном изложении. Законченный холостяк и романтично настроенная, но потерявшая веру в себя неудачница. Джек и Эми. Ему 30, ей 25. Он художник-бездельник, она работает на временных работах. Он меняет девушек каждую ночь, у нее последний опыт с мужчиной был шесть месяцев назад. Они встретились, и началось взаимное укрощение. Сперва Джек думал, что это очередной краткосрочный роман. Но не заметил, как влюбился. По-настоящему. И долго старался убедить Эми в серьезности своих чувств. И так далее. И чем же этот роман отличается от всей остальной литературы о влюбленных? Тем, что он написан супружеской парой. В четных главах повествование идет от лица Эми, в нечетных - от лица Джека. За Эми писала жена, а за Джека - муж. То есть авторы старались достичь максимального эффекта достоверности и объективности. Получился ли текст в самом деле более искренним и правдоподобным, чем у других автором? Вряд ли. Но вот симпатичным и милым он получился безусловно. Практически без поправки на гендер.


Стогоff И. 1 000 000 евро, или Тысяча вторая ночь 2003 года. - М.: Эксмо, СПб.: Домино, 2003. - 256 с. 15000 экз. (п) ISBN 5-69-02979-6

Санкт-Петербург, как известно, город умышленный. За три века существования он породил огромное количество легенд. Москва... да что может Москва предложить взамен? Крысы-мутанты в метро? Библиотека Ивана Грозного? Все это не идет ни в какое сравнение с питерским сумасшествием. Современные писатели продолжают традиции. Можно вспомнить замечательную книгу Димитрия Горчева "Сволочи" (СПб.: Амфора, 2003), которая почти вся состоит из самых необычайных баек про Питер. Свою порцию легенд выдал на-гора и модный писатель Илья Стогоff. Легенды вполне забавные. Динозавры, оказывается, не вымерли, а просто переселились в квартиру торговца аквариумными рыбками. Один из минаретов санкт-петербургской мечети ежегодно вырастает на несколько сантиметров. Станция метро "Горьковская" построена на месте бывшего публичного туалета. И еще масса городских мифов в том же роде. Рассказ "Последний скинхед" - история про бритоголового, который убил негра, а потом напоролся на зулусское копье в институте Африки, - написан в стиле лучших рассказов Пелевина. Но, к сожалению, на всю книгу Стогоff'а не хватило. И эти замечательные легенды тонут в повествовании занудном и бессюжетном.


Мураками Х. К югу от границы, на запад от солнца: Роман / Пер. с яп. И. и С.Логачевых. - М.: Эксмо, 2003. - 208 с. 50100 экз. (п) ISBN 5-699-03950-6

Этот роман самого популярного в России японского писателя уже был назван в статье одного отечественного критика "худшим романом Мураками". Пожалуй, это слишком. Может быть, строгим ценителям просто не понравилась романтичность этого произведения? Главный герой по имени Хадзимэ родился сразу после войны. Тогда в разоренной, обескровленной Японии люди старались родить как можно больше детей. В семьях было по два-три ребенка. Хадзимэ был единственным ребенком в семье. И он ненавидел, когда его спрашивали про братьев и сестер. Единственный ребенок - значит, хилый и капризный, любимчик родителей. Хадзимэ злился, потому что знал, он именно такой. Он тяжело шел на контакты с одноклассниками и не имел друзей. Но однажды в класс пришла новенькая: девочка по имени Симамото. Она тоже была единственным ребенком. Хадзимэ и Симамото подружились. Но это были детские отношения, в двенадцать лет дети еще не думают о серьезной любви. Вскоре родители Хадзимэ переехали в другой город. Дети расстались. В итоге оказалось, что та детская любовь к Симамото была самым сильным чувством Хадзимэ. А жизнь шла своим чередом. Хадзимэ переехал в Токио, закончил университет, поступил работать в издательство. Повстречал девушку по имени Юкико. Ее отец, человек небедный, предложил Хадзимэ заняться чем-то получше, чем работа в издательстве. Он дал ему денег, и Хадзимэ открыл джазовый бар. Потом еще один. Хадзимэ стал преуспевающим владельцем двух популярных баров, в тридцать пять он обеспеченный человек в расцвете сил, у него любящая жена, две дочки, новый БМВ, уютная квартира в престижном районе Токио и дача в живописном месте. Кажется, что жизнь удалась. Но тут появляется призрак из прошлого. В бар приходит Симамото. И старые чувства возвращаются. До этого Хадзимэ был счастлив. А теперь он не знает, что ему делать. Он понимает, что любит Симамото, любит безумно и ради нее готов бросить бизнес, жену, семью.

Мураками считается самым американизированным японским писателем, но этот роман как раз вполне японский. Вернее сказать: чувства героя - вполне общечеловеческие; такие "потерянные" люди, которым все время чего-то не хватает даже при самом блестящем материальном положении, встречаются во всех странах. А вот предмет его грез - очень японский. Точнее, Мураками прикрывает некоторой японской мистикой непроясненность характера этой самой роковой Симамото: чего она делала те двадцать лет, которые они с героем не виделись, на какие средства она живет, от кого родила ребенка, не прожившего и дня, - все непонятно, все загадка. А в чем тут дело - в особенностях загадочной японской души или в том, что Мураками лень (неохота?) было придумывать психологические мотивировки и выписывать характер, - это уже каждый из читателей решает, смотря по степени своей любви к Мураками.


Иванов А. Географ глобус пропил: Роман. - М.: Вагриус, 2003. - 368 с. - 5000 экз. (п) ISBN: 5-264-00892-2

Бывают книги тяжелые, а бывают книги легкие. Пермский писатель Алексей Иванов написал очень легкую книгу. Вроде бы про нашу жизнь, а наша жизнь по определению тяжелая. Но бывают такие герои, которые даже в нашей тяжелой жизни ухитряются жить легко. Это не значит, что они живут на виллах, ездят на "Мерседесах", спят с манекенщицами и зарабатывают кучу денег. Но они себя легко чувствуют. Можно жить легко и при этом ходить пешком, ютиться в однокомнатной квартирке со сварливой женой и работать в школе учителем географии.

Это все про Виктора Служкина. Это он географ, который глобус пропил. Впрочем, это сущая клевета, которую сочинил про Служкина хулиган и двоечник Градусов. На самом деле глобус Служкин не пропивал. Хотя выпить он большой любитель. А кто ж без такого греха? Но дело не в пьянство. Просто Служкин - веселый и неунывающий человек. Который живет весело. Вяло ругается с женой. Пьет с друзьями. Учит детей географии, в которой толком ничего не понимает. Враждует с двоечниками и с завучем Розой Борисовной, которую за глаза называет Угрозой Борисовной.

И на всякий случай у него находится присказка: "Море как горе; случай был - мужик на соломинке переплыл". "Он работает на станции техобслуживания - обслуживает тех". "Горе приходит со щами, счастье с прыщами". "Брехать - не кувалдой махать". И так далее.

В советское время критики очень любили обсуждать так называемую проблему положительного героя. Что, мол, нужен такой герой, и пусть читатели берут с него пример. Но положительные герои выходили такими идеальными и картонными, что с них не то что пример брать не хотелось, - вообще хотелось о них немедленно забыть. А легкомысленный и часто пьющий Служкин вышел у Иванова именно положительным и обаятельным. Он преподает географию в трех девятых классах. Самый ужасный называется на его языке "зондеркоманда". Средний - "красная профессура". Самый симпатичный - "отцы". С "отцами" Служкин отправляется в поход на катамаране по ледяной таежной реке. Последняя часть книги, в которой рассказывается история этого похода, - самая лучшая. Ругань школьников, выясняющих, кому идти за дровами и кто пересолил суп, написана так, что хохочешь в голос. А описания скал и рек Пермской области сделаны так, что захватывает дух. И доказывают, что Иванов умеет писать не только о легком и смешном. Это, впрочем, ясно каждому, кто читал другую его яркую и сильную книгу - исторический роман про покорение Пермского края русскими "Сердце Пармы".

Сводный каталог "Шведской лавки"


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Шведская лавка # 119 /30.06/
Джейкс Брайан. Саламандастрон | Кестнер Эрих. Мальчик и девочка из спичечной коробки | Сникет Лемони. Тридцать три несчастья. Огромное окно | Карлов Борис. Приключения Мурзилки: Волшебная газета | Мехтель Хартмут. Абрафаксы под черным флагом.
Шведская лавка # 118 /25.06/
Корф М.А. Записки | Надсон С.Я. Дневники | Флейшман Л. Пастернак в 1920-е годы | Врангель Н.Е. Воспоминания: От крепостного права до большевиков.
Шведская лавка # 117 /17.06/
Уэльбек М. Лансароте | Сатклифф У. Новенький | Бегбедер Ф. Любовь живет три года | Стерлинг Б. Zeitgeist | Бакли К., Терни Д. Господь - мой брокер.
Шведская лавка # 116 /30.05/
А.Линдгрен. Пеппи поселяется на вилле "Курица" | Л. Сникет. Скверное начало | Л. Сникет. Змеиный Зал | Л.Кэрролл. Приключения Алисы в Стране Чудес | Г. Адэр. Алиса в Заиголье | Ч.Диккенс. Сверчок за очагом.
Шведская лавка # 115 /22.05/
Жан Делюмо. Грех и страх: Формирование чувства вины в цивилизации Запада | Образы прошлого и коллективная идентичность в Европе до начала Нового времени | Феликс Михайлов. Самоопределение культуры: Философский поиск | Дмитрий Замятин. Гуманитарная география: Пространство и язык географических образов | Александр Щипков. Соборный двор: Публицистические статьи 1991-2001 годов | Александр Кырлежев. Власть Церкви: Публицистические статьи 1994-2000 годов.
предыдущая в начало следующая
Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Участник партнерской программы 'Озона'
Участник партнерской программы 'Издательский дом 'Питер'




Рассылка раздела 'Шведская полка' на Subscribe.ru