Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Gateway | Невод | Интер(офф)вью | Бессрочная Ссылка | НасНет | ГлобусНет | Интер(акти)вью | Дурацкий Музей | Кафедра | Русская сеть: истории | Конец прекрасной эпохи
/ Net-культура / < Вы здесь
Тексты о гипертексте: 11
Дата публикации:  29 Ноября 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Убедившись в эффективности применяемого нами способа, некоторые компании-рекламораспространители (рекламные агентства) начали с этого момента и продолжают по сегодняшний день применять в своей деятельности и продавать своим клиентам рекламу, полностью или частично основанную на технологии ScreenGlide.
Из "Открытого письма" одного рекламного агентства

В коммерческом сегменте рунета с некоторых пор наметилось некоторое оживление. Причем оживилось здесь как в прямом, так и в переносном смысле. Статичное неожиданно начало бегать, прыгать, переливаться цветами и оттенками и даже издавать звуки. Если вы бываете хотя бы на одном из популярных отечественных ресурсов, то понимаете, о чем я. Разумеется, о новом формате баннеров. О так называемых медиа-баннерах, построенных с помощью хитрых и модных flash-, java- и еще каких-то несомненно полезных технологий. Привнесли эти чудные мультяшные создания изрядную толику динамики в такую, согласитесь, знакомую и уже мало чем способную удивить Всемирную паутину. Спасибо безвестному сетевому Эйнштейну, талантливому и изобретательному!

Впрочем, такому уж безвестному? За право быть (причем в единственном, неповторимом и некопируемом числе) сетевым Эйнштейном решило побороться одно рекламное агентство, справедливо, наверно, апеллируя к каким-то прецедентам, но несправедливо забывая о том, что интернет - пространство предельно открытое, и комбинирование на его просторах общедоступных методов и приемов - дело более чем легитимное.

Но не в том дело. Конечному пользователю мало дела до рекламных дрязг. Он наслаждается всеми преимуществами новых баннерных продуктов. Тем более что некоторые из них действительно занимательны, даже оказывают порой терапевтическое воздействие. Так полезно порой оторваться от очередного сообщения о падении цен на самую важную статью экспорта и понаблюдать за путешествием какой-нибудь огненной машинки.

Итак, интернет - пространство открытое, но ведь интернет еще и, следуя несколько иной топике, - система, в которой все взаимосвязано. Причем связаны не только структурные технологические элементы паутины - серверы и сайты. Связаны, привязаны к последним и мы, то есть простые пользователи. Или даже, точней, серверы и сайты привязаны к нам. Потому что сначала они для нас, а потом уж и мы для них. Не удивительно ведь, что основополагающий принцип веб-строительства - функциональность: когда все устроено для максимального нашего удобства, когда каждый из технологических элементов паутины стремится к тому, чтобы не просто удовлетворить все наши информационные и прочие потребности, но еще и минимизировать наши усилия по этому самому удовлетворению. Потому что интернет - см. выше - штука открытая, и до конкурента, как известно, всегда пара кликов мышью.

Вернемся к нашим баннерам и интернету как системе. Очевидно, что изменение одного из элементов системы (скажем, появление летающих и помигивающих картинок) ведет к обязательному изменению всех остальных - это как в физике, в сообщающихся сосудах. Это почти как в физике, потому что в классической науке физике существует оппозиция между познающим субъектом и познаваемым объектом. В нововременном интернете - см. выше - никаких оппозиций нет, а потому познающий и воспринимающий субъект, включенный в систему, вдруг обнаруживает, что что-то не так, что-то изменилось. Причем изменилось не там, где-то, а чуть ли не в нем самом, в его распорядке и его привычках. Интерактивные баннеры, еще несколько месяцев назад никем не виданные и не слышанные, - конечно, мелочь, лишь маленький структурный элемент со сравнительно незначительным потенциалом изменения. Но интерактивный баннер при всей своей внешней банальности - феномен более чем любопытный. Раньше, в эпоху сереньких рекламных квадратиков, баннер был полностью интегрирован в структуру сайта. Баннерная модель полностью копировала модель офлайновую - журнальную, газетную. Там ведь тоже есть интегрированные рекламные квадратики. Эти рекламные квадратики можно игнорировать - даже если они кричащие; им можно поддаваться - даже если они ничем не примечательные: все зависит исключительно от нас, читателей, от наших вкусов и предпочтений, у нас есть свобода выбора. Поэтому офлайновая модель очень по отношению к потребителю демократична. Совсем иное мы видим сегодня. Интерактивные баннеры заставляют себя увидеть. Они никуда не интегрированы, они живут своей жизнью, они возвышаются над рекламными площадками, оккупируют наше внимание, вольно или невольно. Конечно, вопящий передвигающийся ролик можно закрыть, но такая возможность появится у пользователя только через несколько секунд, когда самолет уже пролетит перед глазами, предъявит себя во всей красе, затруднит навигацию по любимому ресурсу. И поэтому новая интерактивная модель - модель репрессивная, которая заставляет смотреть и слушать, заставляет проглотить то, что глотать, может быть, совсем не хочется. Конечно, и телевизионный фильм прерывается блоками рекламы. Но мы хитрей рекламы - у нас есть возможность переключиться на другой канал и переждать минуту-другую. В играх с интерактивной моделью такой уловки не предусмотрено. Если баннер имеет место, то ты его не проигнорируешь. Интересно, как будет реагировать на это система?

Ну да, не будем впадать в паранойю. В конце концов, за все бесплатное всегда приходится платить.

Тем временем.

10 ноября ФБР... определило свое отношение к интернет-технологиям, опубликовав специальный отчет. В отчете говорится об Интернете как средстве коммуникации, потенциально удобном для использования террористами.

Особо указывается на роль Интернета в развитии такой экстремистской организационной модели как "неуправляемое сопротивление". <...> Такая стратегия подразумевает отсутствие явно определенного лидера, а каждый член террористической организации способен действовать в одиночку и получает инструкции удаленно.

"Экстремистские организации, чьи члены получают инструкции посредством электронной почты или посещая тайные веб-сайты, могут действовать весьма координированно, не нуждаясь в личных встречах".

Нетоскоп

Не знаю, слышали ли вы что-нибудь о "тайных веб-сайтах", лично я, например, ничего не слышал, но об агенте Малдере и попе Гапоне слышали обязательно, потому что и в школе учились, и телевизор, конечно, смотрите. Агент Малдер известен тем, что всю свою сознательную жизнь боролся с маленькими зелеными человечками, чьи злостные замыслы были инспирированы несознательными штатовским функционерами, разоблачал заговоры и выводил на чистую воду (был агент Малдер, разумеется, ФБРовцем). Поп Гапон известен тем, что всю свою сознательную жизнь вел разъяснительную работу с массами трудящихся, - работу, как выяснилось впоследствии, несколько провокационного характера.

Сегодня, как известно, не до зеленых человечков и высокопоставленных подонков, - ситуация изменилась. И лучшие силы брошены на борьбу с новой и на сей раз - реальной всеамериканской угрозой. Там ли ее ищут - вот в чем вопрос. Ведь и электронную почту перлюстрировать проще традиционной, и "тайный веб-сайт" для отмороженных клеветников Соединенных Штатов организовать несложно (все ведь помнят историю ФБРовской "девочки", мужественно поймавшей педофила-извращенца!). Но если ищут - значит это кому-то действительно нужно. Хотя бы всячески демонизируемому интернету, потихоньку превращаемому в нонконформистский плод, который, как известно, сладок.

А вообще, борьба с демонами - задача не светских организаций, а религиозных корпораций. Но они-то как раз, внимательно следя за мирскими изобретениями, увлекающими паству, никаких демонов в недрах Всемирной паутины не усматривают и вместо демонов видят блага немалые.

В четверг Папа Римский Иоанн Павел Второй впервые в жизни воспользовался Интернетом. Он распространил с помощью подсоединенного к сети ноутбука послание, в котором попросил прощения за несправедливость миссионеров по отношению к аборигенам Океании. В частности, извинения были принесены за то, что миссионеры, желавшие воспитать молодое поколение в католической вере, не позволяли детям общаться с родителями.

Лента, 23 ноября

Но еще раньше, еще до познания интернета, мудрый Папа уже решил посвятить свое ежегодное послание пастве нашему любимому средству коммуникации. И не замедлил придумать для послания название - "Интернет как новое средство проповеди Священного Писания".

Да что Папа Римский! Вот даже муфтий всех мусульман Европейской части России на днях признался, что "исламский мир принял интернет". И пообещал - вполне в духе вышеприведенной католической е-канвы, - что, начиная с декабря, в интернете в режиме онлайн можно будет наблюдать за богослужениями в одной из московских мечетей. Почему нет? Модно и полезно.

А Русская православная церковь покамест, кажется, не артикулировала своего отношения к такой уже не очень новой реалии, как Всемирная паутина. Что, безусловно, лишает Русскую православную церковь преимущества в конкурентной борьбе за души подрастающих потенциально верующих, стремительно впитывающих в себя ценности техницистской цивилизации.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Дмитрий Эссеринг, Тексты о гипертексте: 10 /19.11/
Cтруктура Всемирной паутины способствует (при умелой работе) искусственному созданию искомой аудитории, причем как качество материала, аудитории предлагаемого, так и качество самой аудитории - вопрос вторичный.
М. А-к, Зеленое на голубом, или Юные натуралисты за сохранение легких планеты /19.11/
"...страшно представить, что стало бы, если попробовать распечатать на принтере все е-лектронные письма на Земле".
Сергей Лохов, Облако Фуфу /12.11/
Концептуализм Гоголя. Дизайн Sony. Сетевое искусство Великанова.
Дмитрий Эссеринг, Тексты о гипертексте: 9 /06.11/
Что происходит в рунете? Носик, Вешняков и Текеев о сетевых СМИ. Конец логоцентризму. Новый класс отечественных чиновников.
Дина Альперович, Мифы об эпистолярном романе XVIII века: к сравнению эпистолярного романа с современной электронной перепиской /04.11/
Тринадцатая статья осенней серии НетКультуры "Мыльно-почтовая опера".
предыдущая в начало следующая
Дмитрий Эссеринг
Дмитрий
ЭССЕРИНГ
dmess@mail.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки: