Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Gateway | Невод | Интер(офф)вью | Бессрочная Ссылка | НасНет | ГлобусНет | Интер(акти)вью | Дурацкий Музей | Кафедра | Русская сеть: истории | Конец прекрасной эпохи
/ Net-культура / Интер(акти)вью < Вы здесь
Интер(акти)вью 51: Семен Мушер
Можно ли быть счастливым от простых вещей: хорошая погода, простое сделанное дело, музыка, хорошее здоровье, хорошие башмаки?

Дата публикации:  3 Апреля 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Кто вы такой?

Родился в Сибири, окончил Новосибирский университет по специальности "физика", прошел в Новосибирском Академгородке, в Сибирском отделении Академии наук и в Новосибирском университете все ступени обычного научного работника: от аспиранта до доктора наук, заведующего лабораторией и профессора, зав. кафедрой. В 1997 г. ушел из Академии наук и переехал в Москву, потому что меня пригласили в фонд Сороса в качестве директора программы Интернет. В 2000 г., по завершении этого проекта, был приглашен на должность директора Интернет-программ Федерации Интернет Образования.

Расскажите, пожалуйста, как Вы стали интернет-персоной года?

Это почетное звание "человек года", присуждаемое членами Российской академии Интернет. Думаю, что это признание моих заслуг в создании и функционировании 33-х университетских центров в 33-х ведущих российских региональных университетах и в создании и функционировании 20-ти центров Интернет-образования для учителей. Центры Интернет-образования открываем раз в месяц, в каждом из них обучаем не менее 1000 человек в год. Благодаря созданию центров открытого доступа в 33-х университетских центрах Интернет сотни тысяч людей получили доступ к ресурсам российского и глобального Интернета. Вся программа была выполнена в тесном сотрудничестве с Министерством науки и, отчасти, Министерством образования. Полная стоимость программы около 100 млн. долларов.

Ощущаете ли Вы сами себя таковой?

Без лишней скромности скажу, что меня знают и помнят очень многие в вышеупомянутых центрах в регионах. Так что считаю звание заслуженным.

По долгу работы Вы, наверное, хорошо разбираетесь в образовательных ресурсах русского Интернета. Не могли бы Вы поделиться своим "малым рейтинговым списком" (пять лучших ресурсов)?

Не считаю себя знатоком в образовательных ресурсах. В рамках моей нынешней работы мы создаем центры, где обучаем учителей-предметников и администраторов системы управления средним образованием, как использовать Интернет-технологии в учебном процессе, как с их помощью сделать обучение более эффективным и технологичным. А также, как с их помощью уменьшить разрыв между обучением в маленьком городе и столицах.

Каковы приоритетные направления интернет-образования в мире и в России?

Про весь мир трудно ответить, он - разный и могут быть разные приоритеты в высокоразвитых странах и, скажем, в Индии и Латинской Америке. Про Россию легче. Мне кажется, что на данном этапе, когда начата реализация масштабных программ компьютеризации средней школы, главное - массовое обучение учителей средней школы основным информационным технологиям и создание интереса в обществе к повседневному использованию компьютера, сетей в обыденной жизни, в работе, развлечениях и общении. Почему учитель, а не школьник? Нам кажется, что правильнее начать с учителя, а он, в свою очередь, сможет обучить школьников. Модернизация и подъем образования невозможны без хорошего учителя. Федерация Интернет Образования выполняет одну, но важную задачу - обучение информационным технологиям.

Интернет - все-таки скорее инструментальная среда, чем цель развития человека. Когда Федерация открывает новые центры, с какими смыслами, какими контентами она предполагает работать? Означает ли интернет-образование только причастность к некой копилке существующего или приглашение к сотворчеству?

На данном этапе основная цель Федерации, как я ее понимаю, скорее обучение инструментальным средствам и простым технологиям создания образовательного контента для школы.

Семен Львович, на Ваш взгляд, есть ли в России примеры успешной электронной коммерции? (успешной - в смысле приносящей ощутимую прибыль). Если есть, то возможно ли привести примеры?

Так случилось, что занимался я только некоммерческими проектами. Так что, могу ошибаться сильно. На мой взгляд, наиболее успешные проекты: Yandex, RBC, Rambler, студия Артемия Лебедева.

Для вас интернет - только работа? Используете ли Вы сеть как-нибудь еще? Как?

Кроме работы, в сети ищу и нахожу объективные или хотя бы по-разному освещаемые новости. Хожу каждый день на несколько основных новостных сайтов.

Как Вы относитесь к проблеме "сетевой зависимости"? Не боитесь ли, что деятельность вашего фонда приводит к росту количества социопатов?

Думаю, что, во-первых, это во многом придуманная проблема. Основные проблемы в другом. Во-вторых, наша Федерация создает грамотных пользователей в среде учителей, а не хакеров и не профессиональных игроков.

Назовите, пожалуйста, основные положительные и основные отрицательные черты Рунета.

Он быстро растет, в нем появляется масса интересных и неожиданных проектов. Но он недостаточно быстро растет, трудно большинству людей в него получать доступ и он мало пока благоустроен для жизни. В нем пока мало людей страстных, с сильным драйвом.

Расскажите, пожалуйста, о своей семье. Как она относится к Вашим занятиям интернетом?

Семья не возражает, т.к. все равно бесполезно. С женой мы из одной школы из Барнаула. Ее образование - математическая лингвистика, работает в Академии наук. Сын - выпускник Новосибирского университета по специальности "экономика". Работает в основной новосибирской компании, которая занимается торговлей ценными бумагами. Он-то в Интернете проводит гораздо больше времени; о многих новостях околоинтернетовской жизни я узнал от него. Как и положено - обучение у молодых.

Не мешает ли сетевая деятельность Вашей профессиональной деятельности?

Интернетостроение и есть теперь моя основная деятельность.

Вы не задумывались об эмиграции?

Было дело. Но выбрал, как видите, другой путь.

Как Вам кажется, куда идет Россия?

Надеюсь, к построению нормального цивилизованного и спокойного общества. Но это путь будет явно неравномерным, с ухабами и ответвлениями.

Какой вопрос Вы бы сами себе задали и что бы на него ответили?

Можно ли быть счастливым от простых вещей: хорошая погода, простое сделанное дело, музыка, хорошее здоровье, хорошие башмаки?
Ответ: да, и это простое счастье сильно помогает жить и работать.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Интер(акти)вью 50: Дмитрий Горчев /14.03/
Если бы кто-то взял мои тексты без разрешения и на этом деле фантастически разбогател, я был бы такому человеку благодарен, потому что тогда я бы точно знал, что это в принципе можно сделать, написал бы других текстов и тоже фантастически бы разбогател.
Интер(акти)вью 49: Дмитрий Кирсанов /25.02/
Копировать ухо Давида в художке мне не пришлось, а сейчас я чаще смотрю в экран компьютера, чем мимо.
Интер(акти)вью 48: Эстер Дайсон /29.01/
Сеть - это скорее океан, чем скоростное шоссе... Он движется во все стороны и заключает в себе (почти) все.
Интер(акти)вью 3.2: Евгений Горный /06.06/
Если вы меня спросите, где здесь мораль, я не буду уставлять глаз в туманную даль. В принципе, любой человек, склонный к извлечению смыслов из случившихся или рассказанных историй, сам может извлечь отсюда поучение на свой вкус.
Интер(акти)вью 46: Александр Глушенков /27.12/
Это был гениальный ход. Только в результате этого дела многие, в том числе и я, узнали, что существуют издательство "Ад Маргинем" и писатель Владимир Сорокин, который пишет неплохие романы.
предыдущая в начало следующая
Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Интер(акти)вью' на Subscribe.ru