Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Политическая география / Политика / < Вы здесь
Cумерки геополитики. Продолжение
Дата публикации:  1 Апреля 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Начало - здесь.

Попробуем охарактеризовать ситуацию, сложившуюся в мире после 11 сентября и выдвижения бушевской администрацией знаменитой доктрины "оси зла". Для этого в первую очередь необходимо понять логику интересов и действий самих США.

Главные задачи бушевской администрации, принявшей страну в действительно критический период американской истории, таковы:

1) Желание сохранить внутреннюю стабильность и благосостояние - что весьма затруднительно в ситуации спекулятивного курса доллара, глубокого кризиса фондового рынка и сектора высоких технологий, большого внешнего долга, колебания мировых рынков и др. Однако только сохранение высокого уровня благосостояния (и системы поддержки национальных, социальных, половых и иных меньшинств - в условиях размывания созданной преимущественно англосаксами идентичности) может спасти Америку от межрасовых, межнациональных и межконфессиональных столкновений;

2) Желание сохранить мировое экономическое и политическое господство (что взаимосвязано) в условиях нарастания совокупной мощи других центров силы (Китая, мусульманских стран), постепенного дистанцирования от Вашингтона стран Западной Европы, распространения оружия массового поражения, межнациональных конфликтов и других угроз;

3) Необходимость учитывать запросы ТНК, претендующих на самостоятельную роль и требующих от правительства политической и финансовой поддержки в осуществлении экспансии на внешних рынках.

Для достижения трех этих целей США в современных условиях необходимо решить следующие основные задачи:

1) Недопущение утраты американским долларом статуса мировой валюты - поскольку в этом случае ничем не обеспеченная долларовая масса взорвет финансовую систему США. При этом в условиях, когда мировая финансовая система не имеет надежных регуляторов, сделать это крайне сложно - и приходится прибегать к чрезвычайным мерам, "торпедируя" различными способами валюты-конкуренты;

2) Недопущение перетекания привлеченных капиталов иностранных инвесторов с американского фондового рынка на фондовые рынки других мировых точек "экономического роста" - что в условиях отсутствия достаточно эффективной системы международного валютного контроля и спонтанного "перетока капитала" можно сделать опять же преимущественно силовым путем;

3) Необходимость обеспечить традиционные секторы экономики дешевым первичным сырьем и энергоносителями - для чего, в свою очередь, необходим контроль за ведущими мировыми центрами добычи энергоносителей и путями их транспортировки;

4) Необходимость стимулировать собственный высокотехнологичный сектор, обеспечивающий соответствующий уровень обороноспособности и общие высокие темпы экономического развития страны;

5) Необходимость внутриполитической консолидации - что было затруднительно в ситуации нарастания массовых настроений в духе гедонизма и абсентеизма, раскола в политической элите, исчерпания возможностей "двухпартийной системы" (рядовым американцам все менее понятно различие их программ, кроме того, существенно затруднен выбор между "правыми" и "левоцентристскими" ценностями - что, в частности, и проявилось в патовой ситуациеи по итогам "президентской гонки" между Бушем и Гором).

Для решения этих вопросов и требовался основанный на "жестких технологиях" "суперпроект", контуры которого можно проследить, анализируя последовательность действий вашингтонской администрации. Некоторые признаки реализации этого проекта стали проступать еще весной 1999 г. в период агрессии НАТО против Югославии. Так, в начале апреля 1999 г. известный американский общественный деятель экономист Линдон Ларуш обратился к президенту США Клинтону с призывом остановить бомбардировки. В интерпретации Ларуша сущность международной ситуации, связанной с югославской войной, состояла в следующем. После серии финансовых катастроф (обвал фондовых рынков в странах Юго-Восточной Азии и Латинской Америки), грозящих глобальным экономическим коллапсом, президент Клинтон оказался перед тяжелым выбором. Однако вместо "системы необходимых мероприятий по согласованию с другими международными субъектами" (реформа мировых финансов, внедрение механизмов регулирования фондовых рынков и др.) Клинтон согласился на спасение доллара посредством разжигания "маленькой победоносной войны" (дестабилизировавшей Европу, ослабившей позиции евро и временно сплотившей вокруг США чрезмерно "самостоятельных" союзников по Североатлантическому альянсу), которая вытекала из доктрины "глобализации и новой роли НАТО" (см. Геоглобалистика. 1999. - Школа целостного анализа. Информационно-аналитический альманах Экспериментального творческого центра (Центр Кургиняна). Раздел 1. - М., С.24). Распространяя эту логику на события 11 сентября, можно предположить, что последние использовались официальным Вашингтоном как повод для продолжения и завершения демонтажа сложившейся системы международных отношений.

Суть же нынешнего американского "суперпроекта" может состоять в следующем:

1) Лозунги "международной борьбы с терроризмом" и т.н. "антитеррористической коалиции" представляют собой профессионально разработанные пиаровские конструкции с подспудным политическим смыслом. Проблема терроризма в мире, безусловно, существует - но для своего разрешения требует не ракетно-бомбового сокрушения целых государств, но более "точечной" работы спецслужб, а также специальных согласованных мер по ликвидации его социально-экономических предпосылок. Бушевская же программа "борьбы с терроризмом" - не что иное, как средство внутренней мобилизации и милитаризации собственной страны; проявлениями последних служат патриотический подъем, немыслимое для обычных времен повышение уровня поддержки нынешнего президента и стоящих за ним сил, наконец, резкое увеличение военных бюджетов, позволяющее удовлетворить финансовые запросы корпораций, начать разработку новых технологий "двойного назначения" и "сжечь" часть необеспеченной реальным продуктом "долларовой массы". Наряду с этим, подобная "антитеррористическая борьба" выступает как эффективное средство легитимации новой американской "глобальной миссии", а также демонтажа механизмов ООН, Совета Безопасности и базовых принципов международного права, начатого натовской агрессией против СРЮ. Кроме того, она позволяет реализовать стратегию т.н. "униполя" (3) - поставив перед всеми странами жесткую альтернативу "либо союзник - либо изгой", "дисциплинировав" таким образом НАТО и ЕС. Наконец, необходимость борьбы со столь широко понимаемым "мировым терроризмом" (а найти его следы можно при желании практически везде) позволяет осуществлять "ракетно-бомбовое возмездие" и располагать собственные воинские контингенты в любой точке мира. Это, в свою очередь, позволяет решить следующий блок стратегических задач;

2) Право наносить удары и размещать свои контингенты в разных регионах мира позволяет США решать две основных задачи. Во-первых, оно выступает как средство "взрыва" конкурирующих валют фондовых рынков (вспомним ущерб европейской экономики и евро от "югославской авантюры" США и НАТО). Во-вторых - как специфический инструмент регулирования международного рынка энергоносителей в сторону снижения общего уровня цен (так, планируемая США ныне военная акция против Ирака очевидно призвана поставить под контроль нефтяные ресурсы этой страны, выброс которых собьет мировые цены и послужит тем самым улучшению положения традиционных энергоемких отраслей экономики самих Соединенных Штатов. Сходный сценарий, возможно, готовится и в отношении Ирана, добывающего в год по 200 млн. тонн. Крайне дешевой по себестоимости нефти - с перспективой наращивания добычи по меньшей мере вдвое. Изменение мировых цен на нефть в качестве политического инструмента использовалось американцами и ранее, например, совместно с саудитами в середине 80-х гг., когда выброс на мировой рынок дешевой саудовской нефти сбил цены и подорвал экономические позиции СССР, вызвав к жизни "перестройку"). В-третьих - как средство закрепиться в нефте- и газодобывающих регионах мира, параллельно поставив под американский политический и экономический контроль сопредельные стратегические коммуникации (в этой связи операция в Афганистане и поддержка режима П.Мушараффа в Пакистане призвана гарантировать афгано-пакистанское направление транзита среднеазиатских ресурсов; размещение американских контингентов в Средней Азии - преследует ту же цель плюс стимулирование проекта ТРАСЕКА, предполагающего создание системы коммуникаций в обход России с ослаблением ее влияния в Евразии; размещение "джи-ай" в Грузии - обеспечивает поддержку дружественного, но обанкротившегося режима Шеварднадзе плюс "подкрепление" грузино-турецкого направления нефтегазопроводов (действующий Баку-Супса и планируемый Баку-Джейхан) из района Баку в обход новороссийского маршрута).

3) Таким образом, с помощью военно-политических средств будет сохранена и расширена финансовая и ресурсная база экономики США, что позволит обеспечить экономический подъем, гарантирующий сохранение экономического благосостояния как залога "внутреннего мира". Однако, с учетом возможных неудач в подобных "глобальных начинаниях", американцы параллельно укрепляют и внутреннюю силовую и экономическую базу. Пример подобных действий - односторонний выход из договора по ПРО 1972 г. (упреждающий ход с учетом неизбежного вследствие агрессивных действий самих США распространения в мире ядерного оружия) и повышение внутренних пошлин на сталь (с целью поддержать собственных металлургов, гарантировав себе таким образом "стальную безопасность" с учетом возможной дестабилизации мировых рынков);

4) Соединение же вышеперечисленных военно-политических и экономических рычагов и ресурсов закрепит американское мировое господство и структуру "однополярного мира".

Подобная стратегия вашингтонской администрации, таким образом, не является ни традиционным "изоляционизмом" (он нереален в условиях "завязанности" внутреннего благополучия США на многие глобальные факторы), ни "глобализмом" (из - за необходимости сосредотачивать внимание прежде всего на укреплении внутренней базы и решении внутренних проблем). В реальности мы видим не что иное, как стратегию малых войн и связанных с ними "управляемых кризисов", которые призваны закрепить новую систему глобального управления и господства Соединенных Штатов.

Окончание следует...


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Политическая география' (архив темы):
Лу Седьмой покоряет социальное пространство /29.03/
Китайская сказка на ночь.
Владимир Кантор, Восток и запад Европы: европейская судьба России /28.03/
Киплинга не дочитали до конца. Он говорил не столько о противоречиях между "Западом" и "Востоком", сколько о дружбе "сильного с сильным". Культ христианской личности как способ преодолеть непреодолимое.
Поднебесная Россия /28.03/
Сторон света на самом деле не четыре, а пять. Колонка редактора.
Михаил Ремизов, О "геополитике влияния" и "геополитике интересов" /15.02/
"Государственный прагматизм" - "колониальная политика" - "имперский миф" как стадии диалектического процесса. Заметки по следам недели.
Декларация Независимости Грибков /08.02/
Сказка на ночь.
Сергей В. Бирюков
Сергей В.
БИРЮКОВ
Кандидат политических наук

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: