Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Социальная раздробленность / Политика / < Вы здесь
Путинский центр: место для одного
Дата публикации:  21 Февраля 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

В последнее время в экспертном сообществе сформировалась довольно устойчивая модель рассуждений о природе так называемого "путинского большинства" и его электоральных перспективах. В рамках этой стандартной логики выстраивается примерно следующая схема: в стране существует означенное "путинское большинство". Это большинство является по своей политической природе комплексным, но все же, прежде всего, - центристским. Оно не охвачено и не мобилизовано ни одной из действующих политических партий и тем самым лишено политического представительства, за исключением собственно Президента. Далее либо ставится аналитическая задача: понять, какой партийно-политический актор (уже существующий либо новый), при каких условиях и какими методами способен получить поддержку этого центристского большинства. Либо же задача формулируется технологически: создать такого актора (опять же - либо с нуля, либо путем модернизации какого-то из наличествующих), который окажется способен этого добиться. Картина, таким образом, проста - есть огромный политический резерв, нет только актора, способного им воспользоваться. Дело, в общем, за малым. Однако эта логика представляется весьма уязвимой.

Центризм Путина (и, соответственно, его большинства) и партийный центризм (что его актуальные версии, что потенциально возможные) суть две весьма различные сущности. Партийный центризм представляет собой определенную позицию в партийном спектре, то есть в плоском политическом поле, организованном линейно и одномерно. В этом поле ведется конкурентная борьба некоторого числа онтологически равных и равноправных (хотя и различающихся количественными характеристиками) субъектов, борьба за распределение и перераспределение политического капитала. Центр в этом партийном поле - условно выделяемая зона, в которой располагаются субъекты, не склонные к интенсивному выражению своих позиций, уклоняющиеся от радикальных форм самоопределения. Какая бы модель описания партийного поля ни была избрана исследователем - хоть использующая единственную право-левую ось, хоть оперирующая большим числом осей, - такой центр остается зоной умеренности и неопределенности.

Но существует и иное понимание политического центра, восходящее к Эдварду Шилзу, Шмуэлю Н.Айзенштадту и Клиффорду Гирцу. Это - центр социальной системы как таковой, а не только партийного поля. "Society has a center"1 - первая фраза известной книги Шилза. "Центр состоит из тех институтов (и ролей), которые осуществляют власть, будь то власть экономическая, правительственная политическая, военная или культурная"2. "Построение центров означает на макросоциальном уровне создание фокуса институционализации в символических и организационных аспектах социальной жизни, формирование места, где организационные характеристики и проблемы соединяются с макрообразцами смысловых значений"3. Этот центр - средоточие описанной П.Бурдье "власти номинации", место производства смыслов и значений, место не перераспределения символического капитала, но его эмиссии.

И вот "путинский центр" есть центр в этом - непартийном, вне- и надпартийном смысле. Центральность путинской политической позиции состоит именно в занятии им "фокуса институционализации", в овладении всем заключенным в этом фокусе политическим ресурсом, используя который, он и перевел отношения со всеми иными политическими акторами в неконкурентный модус. "Путинский центр" локализован не в партийном поле. Сила "путинского центра" в том, что он выделен из него, внеположен ему, возвышен над ним (связь с образом "властной вертикали" очевидна и не нуждается в дополнительной экспликации) и потому не поддается описанию в рамках разработанной для нужд партийной политики терминологии4. Не поддается такому описанию и "путинское большинство", а значит, оно не управляемо и соответствующими методами политической инженерии.

Что все это означает в контексте предстоящих выборов?

Возвращение Президента в плоскость партийной конкуренции означало бы для него утрату значительной части его властного потенциала и разрушило бы его уникальный статус в российском политическом пространстве. Такой шаг был бы на редкость нерациональным и контрпродуктивным. В совершении таких шагов Президент покамест не замечен.

Существуют серьезные препятствия принципиального свойства к прямой конвертации путинского ресурса, путинского рейтинга, если угодно, в ресурс или рейтинг любой политической партии. Этот ресурс не партиен по своей природе, а при попытке сделать его партийным он растает.

Единственной адекватной формой политической мобилизации "путинского большинства" является Владимир Владимирович Путин. В арсенале традиционных партий и политических технологов такие формы отсутствуют, и отнюдь не по недомыслию или недостатку квалификации, а по определению.

Впрочем, некоторые паллиативные ходы, разумеется, не решающие задачи мобилизации "путинского большинства" кардинально, все же могут быть совершены и партиями. Партии могут попытаться если не полностью покинуть партийное поле - это для партии невозможно опять же по определению - то хотя бы отчасти дистанцироваться от него, подпрыгнуть над ним, хотя и без надежды воспарить навсегда. Ни одна партия не сможет и присоединиться к Путину в занимаемом им макросоциальном центре, фокусе институционализации, - еще и потому, что места в этом центре не так много. Вообще есть большие сомнения в том, что в нем, тем более в условиях российской политии (politeia), о которых не хочется повторять хорошо известные банальности, может разместиться более одной персоны. Но приблизиться к этому центру, подражая ему, присвоив хотя бы отчасти одну из его основных функций, функцию производства смыслов и наделения именами вещей мира, - до известной степени возможно. Для этого прежде всего необходимо взорвать наличную повестку дня, переформатировать само пространство политических дебатов, декларировав и доказав бессмысленность и бесплодность ведущихся прочими партиями дискуссий, что даже и не особенно сложно - наши партийные дискуссии и впрямь бессмысленны и бесплодны. И конечно, необходимо предложить альтернативу. Другой вопрос - какую. Здесь возможны разные подходы - кто-то может, например, попытаться радикально упростить повестку дня, сведя ее к одному-единственному вопросу, хотя бы проблеме миграции, мигрантов и вообще чужаков, сконцентрировать предвыборную полемику вокруг него и выиграть, предложив, вероятно, экстремистскую и ксенофобскую программу решения этого вопроса (за скобками остается вопрос о шансах на успех этого подхода - речь идет только о его логической возможности). Можно пойти и другим путем - так, все более явно вырисовывается катастрофическая анахроничность отечественных идеологических споров, ведущихся так, как будто еще не наступил не только XXI, но и ХХ век. Политическая программа, решительно ориентированная на реалии уже наступившего будущего, предлагающая внятный проект будущей России, возможно, оказалась бы весьма результативной в электоральном смысле слова. Кстати говоря, примечательно, что именно в этом духе выдержаны некоторые последние высказывания, исходящие из партии "Единая Россия", в частности, от руководителя ее Идеологической комиссии О.Морозова5... В любом случае возмутителем спокойствия во время кампании способен стать тот политический актор, кто хотя бы попытается действовать в вышеописанном духе. Тот же, кому это удастся, и сломает инерционный сценарий выборов.

Примечания:


Вернуться1
Shils E. Center and Periphery: Essays in Macrosociology. - Chicago: University of Chicago Press, 1975. - P.3.


Вернуться2
Шилз Э. Общество и общества: макросоциологический подход // Американская социология: перспективы, проблемы, методы - М.: Прогресс, 1972 - С.348.


Вернуться3
Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций. - М.: Аспект Пресс, 1999. - С.80.


Вернуться4
Подробнее об этом см.: Каспэ С.И. Центр и вертикаль: политическая природа путинского президентства // Полития. 2001. # 4. - С.5-24.


Вернуться5
См., например: Морозов О. Идеологию для России диктует будущее // Известия. 21.12.2002. # 232. - С.4.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Социальная раздробленность' (архив темы):
Леонтий Бызов, О чем молчит "путинское большинство"? Продолжение /21.02/
Лекция о современном состоянии лояльного к Президенту электората. Идея "капитализма с человеческим лицом" пользуется настолько большой популярностью, что может быть включена в число консолидирующих общество. В.Путин вполне мог бы стать лидером подобной партии, не потеряв ничего из своего нынешнего электората.
Дмитрий Орешкин, Электорат vs. поддержка /20.02/
Методы политического манипулирования. Реальная картина электората, включая "путинское большинство". Стихийные социал-демократы, западники, державники.
Юрий Солозобов, О пользе занятий прагматизмом /20.02/
Превращаясь в форму идеологии, прагматизм лишает нас представлений о Целом, необходимых, на самом деле, для всякой государственной идеологии. Соловьев и Бердяев против Пирса и Джемса.
Если кукла выйдет плохо - назову ее Дуреха /20.02/
Если клоун выйдет плохо - назову его Дурак. А ежели госидеология окажется неважнецкой - всегда можно найти ее "зиц-носителя", того самого клоуна, на которого и посыпятся все шишки. Колонка редактора.
Леонтий Бызов, О чем молчит "путинское большинство"? /19.02/
Лекция о современном состоянии лояльного к Президенту электората. Пассивность "путинского большинства".
Святослав Каспэ
Святослав
КАСПЭ
Фонд "Российский общественно-политический центр"
SKaspe@politeia.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: