Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / < Вы здесь
Обратно театр
Дата публикации:  1 Сентября 1999

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Театральная программа "Неофициальной Москвы"

В мини-фестивале независимых театров, который пройдет 3-5 сентября в рамках "Неофициальной Москвы", по последним данным, примут участие 14 спектаклей. Можно упрекнуть составителей программы в случайности выбора (объяснимой сжатыми сроками подготовки и мертвым сезоном), но надо признать, что главный принцип новой культурной инициативы - альтернативность - в театральном разделе строго соблюден. Организаторы заявляют, что "постарались предоставить возможность показать свои работы в основном тем театрам, у которых пока нет ресурсов для выхода к зрителю - собственной площадки или финансов для ее аренды". Что касается эстетических критериев, то они, в первом приближении, выражаются туманным словом "эксперимент". Другим подходящим определением могло бы стать название, пару лет назад придуманное для офф-программы "Золотой маски" - "обратно театр".

В списке участников есть вполне известные имена (например, Геннадий Абрамов и Юрий Погребничко), а часть спектаклей были не только показаны на московских сценах, но и успели заработать разнообразные фестивальные награды. Ничего страшного тут, однако, нет: все равно это экзотическое творчество мало кто видел (почти все спектакли - камерные, на сто - сто пятьдесят зрителей). К тому же смысл мероприятия вовсе не в том, чтобы поразить публику чем-то небывалым. Скорее, организаторы руководствовались простой и здравой мыслью о том, что в разных местах сегодняшней Москвы (а также за ее пределами) произрастает некоторое количество в меру диковинных театральных организмов, и хорошо бы их, как говаривали митьки, "собрать всех вместе, одеть в тельняшки, да и сфотографировать".

В числе главных событий театральной программы назову прежде всего моноспектакль Евгения Гришковца "Как я съел собаку", имевший большой успех на прошлогоднем фестивале net (Новый европейский театр). В смешном и пронзительном автобиографическом монологе о службе на Тихоокеанском флоте простодушие интонации сочетается с пластичностью и сочностью языка, а бытовой анекдот незаметно перерастает в экзистенциальную драму. Гришковец исповедует отказ от какой бы то ни было "литературности", принципиально не фиксируя свои тексты на бумаге: в организованном им кемеровском театре "Ложа" спектакли сочинялись методом коллективной импровизации. Впрочем, недавно Гришковец все же поддался на настойчивые уговоры превратить свой устный монолог в "драматургию". Я хорошо понимаю тех, кто подбивал его на этот компромисс: "Как я съел собаку" - возможно, самая оригинальная и талантливая русская пьеса 90-х.

Наиболее нашумевший из фестивальных спектаклей - "Пчеловоды", философская пантомима на темы полотен Питера Брейгеля-старшего и Иеронима Босха, поставленная творческой группой "Корабль дураков" при поддержке "Дебют-центра". На сайте "Неофициальной Москвы" про "Пчеловодов" можно почитать всевозможные хвалебные отзывы: "спектакль остроумен и ироничен ровно настолько, насколько положено современному театральному упражнению, но при том свидетельствует о серьезности профессиональных амбиций его создателей", - пишет, к примеру, "Коммерсантъ".

О некоторых фестивальных именах и лицах, напротив, известно крайне мало. Могу лишь гадать, почему жанр спектакля "Катерина Кабанова как она есть" (театр "Д.Ц.Т.Д.") обозначен как "женский стриптиз" и что авторы этого действа подразумевают под "поиском свежего звучания русской речи в классическом тексте", а также под термином "музыкальная инсталляция". В спектакле под претенциозным названием "Неотменимая модальность зримого", если верить его создателям, мы увидим "буквальный поиск предмета, эмоциональных состояний, абстрактных форм, сценических атмосфер, внутренних ритмов, пространственных экспозиций и т.д." и услышим, как поют джойсовского "Улисса". Интригует обещание челябинского дуэта "Черный театр" войти в Москву "смеющимся инфарктом" и показать "Невольные переводы из Шекспира", первая часть которых называется "ГамлЕт. Русская народная драма-скоморошина в стихах", а вторая - "ОТеЛЛО. Перевод с английского на Твардовский".

Одним из самых радикальных участников театральной программы считается выпускник мастерской Петра Фоменко Владимир Епифанцев, недавно открывший собственный "Прок-театр", где, по отзывам очевидцев, ставит нечто на редкость кровавое и страстное. В рамках "Неофициальной Москвы" Епифанцев покажет два спектакля: "Ромео и Джульетта" и "Маяковский - Ray of Darkness in Omnious Kingdom of the Light". Организаторы фестиваля просят слабонервных остаться дома. Любопытные приглашаются на "Фабрику кардинального искусства" - заброшенное помещение в Фалеевском переулке (недалеко от "Ударника"), которое Епифанцев делит с музыкантом Алексеем Тегиным.

На другом полюсе фестиваля - спектакль Российского молодежного театра "Шаман и Снегурочка", поставленный знатоком авангарда начала века Александром Пономаревым на основе текстов Островского и Велимира Хлебникова. Костюмы придумал Петлюра, обрядовые песнопения исполняет ансамбль Дмитрия Покровского. Постмодернистское смешение эпох и стилей обеспечивает универсальность зрелища. Процитирую Елену Ковальскую (журнал "Афиша"): "На простодушно и немного жалостливо рассказанную историю Снегурочки нанизано столько всякой всячины, что вкусно будет всем: русофилы увидят в спектакле посконную тюрю, западники - изысканный луковый суп".

В контексте "Неофициальной Москвы" полагается увидеть в "Шамане и Снегурочке" луковый суп. Посконной тюри будет вдоволь по соседству - на Манежной площади и прочих местах официальных столичных торжеств.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Владислав Никифорук, Двое англичан и Голливуд /26.08/
Английская пара Томпсон и Брана на протяжении целой декады снабжала американский кинорынок разнообразными костюмными фильмами и сумела сделать невероятное - перестроить вкусы Голливуда.
Ольга Кабанова, Афиша /26.08/
В преддверии "Неофициальной Москвы" все замерли - с третьего по пятое грядет такое количество разнообразных концертов, мини-фестивалей и прочего, что как бы всем не стало плохо.
Ольга Кабанова, Вакханалии /26.08/
Пойти на выставку фламандцев в Пушкинский стоит хотя бы для того, чтобы понять, к какому видению приучили нас компьютерные, кино- и телеэкраны.
Олег Зинцов, Аферист 007 /25.08/
"Афера Томаса Крауна", взобравшаяся на пятое место в прокатной топ-десятке США, неожиданно оказывается неглупым фильмом, в очередной раз демонстрирующим, что постмодернистская стратегия в рамках мейнстрима может быть не менее продуктивной, чем в независимом кино.
Олег Зинцов, Игра в ящик /20.08/
К середине фильм Рона Хауарда "Эд из телевизора" плавно выруливает в стилистику той самой мыльной оперы, над которой поначалу вроде бы иронизирует.


предыдущая в начало следующая
Олег Зинцов
Олег
ЗИНЦОВ

Поиск
 
 искать:

архив колонки: