|
||
/ |
Шостакович победил Набокова Дата публикации: 30 Сентября 1999 По итогам недельного голосования читатели РЖ назвали крупнейшим композитором XX века Дмитрий Шостакович - 48 Игорь Стравинский - 22 Сергей Прокофьев - 10 Альфред Шнитке - 6 Сергей Рахманинов, Арнольд Шенберг, Георгий Свиридов - по 3 Антон Веберн, Джон Леннон/Пол Маккартни - по 2 По 1 голосу получили - Густав Малер и Морис Равель, Пауль Хиндемит и Карл Орф, Джон Кейдж и Карлхайнц Штокхаузен, Оливье Мессиан и Витольд Лютославский, Софья Губайдулина и Тихон Хренников (неплохая пара, правда?), Эндрю Ллойд Уэббер и Майкл Найман, Джон Леннон (уже отдельно от Пола Маккартни) и Боб Марли, Фрэнк Заппа и Роберт Фрипп, Владимир Высоцкий и Сергей Курехин, а также Леонид Агутин. Некоторые читатели сопроводили свои письма комментариями. Так, Тут есть о чем подумать: действительно, Стравинского у нас исполняют значительно меньше, чем его конкурента, и даже "Весна священная" (уж больно трудна для оркестров и дирижеров) звучит реже, чем Аргументируя свой выбор, В числе читательских вариантов были еще и такие: " Кого лично мне не хватает во всем итоговом списке? На мой взгляд, все-таки композиторами XX века были Скрябин, Пуччини и Дебюсси, не говоря уже о Рихарде Штраусе. Я бы еще добавил Чарлза Айвза, которому век обязан открытиями в области ритма, пространства, сочетания стилей и многого другого. Из второй половины века я бы взял Мортона Фелдмана, крайнего радикала среди авангардистов, и Яниса Ксенакиса - одного из немногих живущих композиторов (если не единственного), чья музыка по значительности и мощи не уступает классике прошлых веков. Разумеется, остается еще блестящая галерея имен в области песенно-танцевальной музыки и прочих неакадемических жанров. Наверное, по ним все же стоит голосовать отдельно: в большинстве случаев композицию как таковую трудно выделить из целостного творчества джазмена или рок-музыканта; понятию "композитор" в строгом смысле отвечают те из них, чья музыка, будучи зафиксирована, продолжает свою жизнь в иных исполнениях, нежели авторское, и, более того, неавторские исполнения могут конкурировать с авторским. Кстати, я не уверен, что последнее в должной степени произошло с фортепианной музыкой Рахманинова. Честно говоря, я думал, что голосовать по композиторам будет значительно меньшее количество читателей РЖ, чем Покончив с композиторами, переходим к художникам. Кто, по Вашему мнению, крупнейший художник XX века?
|
Музыкальный критик |
|
||